Алфавитный порядок слов
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект по русскому языку. 1 класс. "Алфавитный порядок слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavitnyy_poryadok_slov.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 05.02.2021.
Школа: Трубчевская СОШ №1
ОС: Школа России
Учебный предмет: Русский язык 
Класс:
 1А
Учитель:
Левченкова Наталья Александровна
Студент-практикант:
Щекина Анастасия Сергеевна
Тема:
Алфавитный порядок слов
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели:
Содержательная:
создать условия для осознания необходимости знать последовательность букв.

Деятельностная: формировать у учащихся умение располагать слова в алфавитном порядке, работать с орфографическим словарем;

Задачи:        

Образовательные:

  1. Способствовать прочному запоминанию алфавита
  2. Познакомить со словарем, формировать умение работать с ним
  3. Формировать умение правильно писать слова, используя правила правописания

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, интерес к изучаемому материалу.
  2. развивать речь, логическое мышление, внимание.
  3. Способствовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие:

  1. Создать условия для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
  2. Формировать положительное отношение к урокам русского языка.
  3. Создать условия для формирования интереса к языковой и речевой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Применять изученные правила правописания;
  2. Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  3. Способствовать прочному запоминанию алфавита
  4. Познакомить со словарем, формировать умение работать с ним
  5. Формировать умение правильно писать слова, используя правила правописания

Личностные: 

  1. Положительное отношение к урокам русского языка;
  2. Интерес к языковой и речевой деятельности;

Метапредметные:

Познавательные: 

  1. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
  2. Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные: 

  1. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  2. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Коммуникативные: 

  1. Слушать собеседника и понимать речь других;
  2. Принимать участие в диалоге;
  3. Принимать участие в работе парами и группами;

Образовательный ресурс: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2 [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др]

Оборудование: презентация

План урока

  1. Этап мотивации

1.1 Приветствие

        1.2.Этический заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Минутка чистописания

2.2.Включение в учебную деятельность

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа по теме урока. Чистописание

5.2. Игра «Танины игрушки»

5.3. Работа в парах

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие
    Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Сергеевна и сегодняшний урок письма у вас проведу я. Садитесь
  2. Этический заряд

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять.

Если спросят, надо встать

Чётко, громко отвечать.

-Ребята, какое у вас сегодня настроение? У меня тоже сегодня замечательное настроение. Пусть таким оно и останется на весь урок.

Приветствуют учителя, садятся

Фронтальная

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-Давайте начнем урок письма. Откройте тетради, напишите число и классная работа. Для образца посмотрите на доску и на экран.
На третьей линейке посередине запишите число, а на следующей - Классная работа.

Пишите красиво и разборчиво.

  1. Минутка чистописания

-Отложите сейчас свои тетради и откройте свои тренажеры на странице 38. Давайте красиво пропишем последние строчки.

2.2.Включение в учебную деятельность

- Послушайте стихотворение, подумайте о чем в нем говорится

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных — нету!

И всё, что может видеть глаз —

Над нами и под нами —

И всё, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо...

Язык — и стар и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море — море слов —

Купаться ежечасно!

-Это стихотворение написал Александр Шибаев. Он писал стихи для детей.

-О чем это стихотворение?

-Посмотрите вокруг, видите ли вы предметы, которым вы не можете дать название?

-Каждое дерево, каждый цветок каждый предмет имеет свое название. И все эти слова можно найти в словарях русского языка.

-Словарей тоже очень много:

 «Орфографический словарь» (словарь правописания слов);

«Толковый словарь» (словарь, объясняющий (толкующий) значения слов);

 «Словарь синонимов» (это словарь, где в одной статье размещаются близкие по значению слова, создающие ряды синонимов);

«Словарь антонимов» (объясняющий соотношение слов с противоположными значениями. В этом словаре описываются антонимические пары)

- Если вам не известно слово, обращайтесь к словарям, они вас никогда не подведут.

- Как найти слова в словарях?

Слова в словарях  расположены в алфавитном порядке.

Записывают число и классная работа

Фронтальная

К1

Л

К2

П2

К1

П3

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Отгадайте загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов - богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

Черные, кривые,

 От рождения немые,

 А как только станут в ряд -

 Сразу все заговорят.

(Буквы)

-Что такое алфавит?

-Давайте посмотрим значение слова «алфавит» в толковом словаре.

(Совокупность букв или других знаков данной системы письма)

-То есть, иначе говоря, это последовательность букв русского языка

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Л3

Пр.3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- А каковы задачи нашего урока?

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

К1

П1

Р1

Р2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа по теме урока. Чистописание

-Ребята посмотрите на буквы русского алфавита.

-Напишем красиво каждую букву алфавита.

- Какое знание и умение мы сейчас повторили?

(Повторили алфавит и написание букв алфавита)

5.2. Игра «Танины игрушки»

-Поиграем игру «Танины игрушки».

-Давайте прочитаем слова.

(Кукла, мяч, ведро, барабан, ёжик, обруч, юла, шары, заяц, лодка, медведь, автомобиль, пирамидка, тетрис, мышка, тигренок, кран, паззлы, козлик, собачка, енот.)

-Вам необходимо  поставить их в алфавитном порядке.

-Что для этого нужно делать?

(Найти слова  начинающие с буквы А и т.д.)

-Буквы, которые не достают, запишите в тетради.

5.3. Работа в парах

- Кого мы понимаем под близкими родственниками? (Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра брат)

-Запишите имена ваших близких родственников, расположив их в алфавитном порядке.

-Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Проверьте работы и поставьте оценку.

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

-Придумайте как можно больше слов, заменяя в каждом следующем слове первую букву.

Чайка (зайка, майка, байка, пайка, лайка)

Борт (торт, порт, сорт, корт)

Роза (коза, лоза, поза, доза)

-Давайте найдем в словаре значение слов «байка», «пайка».

-Каким словарем для этого мы воспользуемся?

-В каком словаре мы находили значение слова алфавит?

(Толковым словарем русского языка)

- С чего начнем поиски слова в словаре?

-За какой буквой в словаре следует буква Б ?

-Находим слово «байка» и читаем значение.

-Теперь найдем значение слова «Пайка».

-За какой буквой в словаре следует буква П?

-Прочитаем значение.

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Л1

К1

П1

П2

Л1

П3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Индивидуальная работа

-Давайте вспомним героев сказки «Колобок»

(Колобок, дедушка, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса)

-Запишите слова в тетрадь в алфавитном порядке.

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Индивидуальная

К2

К3

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какую тему мы изучили?

-Какие учебные задачу мы ставили?

-Справились ли мы с этой учебной задачей?

-Выберите и продолжите предложение:

- на уроке мне было трудно…

-на уроке мне было интересно…

-я научился…

-Если вам понравился наш урок - поднимите радостный смайлик, если нет – грустный.

-Ребята, мне очень понравилось как вы работали на уроке. Мне было очень приятно с вами работать.

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Алфавитный порядок"

Проверочная работа по информатике для учащихся 3-х классов, обучающихся по УМК Плаксина М.А. Включает в себя задания на знание алфавитного порядка букв русского языка, умения сортировать предложенный ...

Тема урока: «Алфавитный порядок слов».

Дата:Класс: 1 «__» класс.Длительность урока: 40 минутТема урока: «Алфавитный порядок слов».Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока: уметь располагать слова в алфавитном порядке.Пл...

Алфавитный порядок

Познакомить детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом...

Урок письма "Алфавитный порядок слов" с презентацией

Урок 114: Алфавитный порядок слов.Задачи: формировать у учащихся умение располагать слова в алфавитном порядке, работать с орфографическим словарем; развивать речь, логическое мышление, внимание.Форми...

Алфавитный порядок слов

конспект урока...

Конспект урока русского языка «Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о русском алфавите, о значении русского алфавита.Планируемые результаты:     Предметные:Знать: понятие «алфав...

Конспект урока письма в 1 классе на тему «Алфавитный порядок слов»

Конспект урока письма в 1 классе на тему «Алфавитный порядок слов»...