Формирование основных орфографических умений
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В данной разработке описана технология формирования основных орфографических умений через использование орфографических разминок. Их можно проводить на каждом уроке русского языка со 2 по 4 классы. Орфографические разминки формируют правописную грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные орфографические умения | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ БЕЗОШИБОЧНОГО ПИСЬМА.
Бушина Т. П., учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 23 им. Ю. И. Батухтина
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предъявило новые требования к современному образованию. Основным механизмом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования становится системно-деятельностный подход. Он предполагает включение младших школьников в деятельностное освоение материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирование способности самостоятельно и успешно осваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.
Ранее государственный стандарт предполагал, что в результате изучения предмета ученик должен: знать и понимать; уметь; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает, что выпускники начальной школы будут достигать определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные и метапредметные результаты едины для всех курсов, а вот предметные результаты специфичны для каждого учебного предмета.
К предметным результатам изучения курса русского языка относят:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Для достижения безошибочного письма я применяю методику формирования основных орфографических умений, разработанную М. С. Соловейчик и О. О. Харченко. Данная методика предполагает формирование четырёх основных умений:
- Умение ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (случаи на письме, где при едином произношении возможен выбор написания) – орфографическую зоркость;
- Умение устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи – орфографическое правило);
- Умение применять правило (верно выполнять предписываемый способ решения письменной задачи);
- Умение проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Для формирования комплекса указанных орфографических умений можно применять орфографические разминки, которые представляют собой набор слов или предложения, в которых допущены орфографические или пунктуационные ошибки. Вначале разминка должна содержать только одну ошибку:
- шина, жыли, малыши, жираф.
- люстра, брюки, крюжка, тюлень.
- Я надел пальто ишапку.
- на улице сильный мороз.
- Дети пошли в школу
- Карандаши лежали коробке.
- Кот барсик спит.
Далее количество ошибок постепенно можно увеличивать. Полезно включать в данные разминки словарные слова, причём эти слова могут быть написаны правильно или содержать ошибку. Также можно включать словарные слова, не изучающиеся в данном курсе, чтобы учащиеся для проверки правильности написания обращались к различным источникам.
- сабака, кошка, акно, лисной.
- пабежали, лисёнок, сугроп, митро.
- харашо, машина, насталах, грип.
- начелась, москва, Иван, комнота.
- стол, берек, стикло, чесы.
- касманавт, сава, ученик, халодный.
Разминка проводится в начале урока. Четыре слова записаны на доске. Ученикам надо обнаружить ошибки в словах, исправить их и объяснить, каким правилом орфографии они воспользовались, чтобы исправить эту ошибку или привести проверочное слово. Три слова написаны с ошибкой, одно написано правильно, причём правильное слово каждый раз стоит на новом месте. Предложенные слова охватывают весь диапазон изученных орфографических правил.
Также в дальнейшем при работе с орфографическими разминками можно предложить следующие задания:
- Какое из этих слов должно быть в словаре? Почему?
- Какое слово написано правильно?
- К какому из этих слов проверочным будет…?
- Как проверить словарное слово, которого нет в словаре учебника?
- В каком слове допущена ошибка на правописание безударной гласной в корне (приставки, парной согласной в корне, непроизносимой согласной)?
При использовании в орфографических разминках предложений добавляются и изученные правила пунктуации. Например:
- Дуют халодные реские ветры.
- Стаит ясноя марозная погода.
- Кто прилител к кармушке.
- Ожыла лисная палянка
- Сдесь абедают снегири синичьки.
Здесь, кроме изученных, можно предложить следующие задания:
- Сколько всего ошибок обнаружили в предложении?
- Есть ли здесь словарные слова (слова с приставками, предлоги, слова с парными согласными)?
- Разбери предложение
- Разбери слово … по составу
- Почему между этими словами должна стоять запятая?
- Составь 2-3 предложения продолжением данного.
В среднем звене количество правил орфографии и пунктуации, необходимых школьнику при записи собственных или предложенных текстов, значительно увеличивается. Для овладения безошибочным письмом необходимо продолжить работу по формированию основных орфографических умений. В пятом классе возможны следующие задания для орфографических разминок:
- биру, забираю, прибиру, зобрал.
- загар, гареть, гаревать, обгареть.
- безпокойный, безцветный, безрассудный, безчувственный.
- Месяц светит но негреет.
- Наступила весна и прилетели птицы.
- Мальчик пришёл из школы, и начал делать уроки.
Как мы видим, чтобы найти в слове ошибку и исправить её, ученикам надо уметь:
- обнаруживать орфограммы (для чего слово надо разобрать по составу, поставить ударение, найти безударные гласные или парные согласные, вспомнить правила пунктуации), то есть обладать орфографической зоркостью
- устанавливать тип орфограммы и соотносить её с нужным правилом (безударную гласную в корне проверяем ударением, непроверяемое ударением написание проверяем по словарю, правописание безударных гласных в приставке и суффиксе надо помнить, чтобы проверить правописание безударной гласной в окончании, надо определить склонение и падеж данного слова);
- применять выбранное правило (правильно подбирать проверочные слова, уметь находить слова в словаре, помнить, какие окончания у существительных 1, 2 или 3 склонения в определённых падежах);
- проверять написанное (правильно ли выполнил все предписываемые действия, не пропустил ли ошибку, действительно ли данное слово будет проверочным).
Важно, чтобы данная работа была продолжена и в последующие годы обучения. Использование привычных заданий и методик облегчает процесс адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено, снижая негативное воздействие таких факторов, как смена учителя и новые требования к учебной деятельности. Данные орфографические разминки не занимают много времени на уроке, они достаточно просты и интересны всем ученикам, но в то же время целенаправленно формируют весь комплекс орфографических умений и способствуют повышению орфографической грамотности, что, в свою очередь, создаёт условия для овладения безошибочным письмом.
Литература.
- Борисенко И. В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. //Начальная школа. 2003.№7. с. 32-34.
- Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
- Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 172 с.
- Соловейчик М. С., Харченко О. О. материалы курса «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения
Как сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении? В статье дан обзор ключевых моментов, направленных на формирование орфографического самоконтроля на уроках русского язы...
Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения
1. Чего недостаёт в орфографической подготовке учащихся начальной школы.2. Обучение сознательному пропуску букв как путь к безошибочному письму.3....
Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения
Выступление МО...
Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)
При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...
Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)
При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...
Формирование грамматико-орфографический умений в начальной школе с учетом преемственности между начальным и основным звеном
Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Переход учащихся из ...
Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В ...