СИСТЕМА СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Презентация к СИСТЕМЕ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarasova_e.v.ppt | 596 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема “Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах” очень важна, так как практическое овладение русским языком требует в первую очередь знания определенного количества слов. Поэтому при первоначальном обучении учащихся русской речи одно из главных мест занимает словарно-орфографическая работа. На протяжении четырех лет обучения младшие школьники должны запомнить написание около 250 – 300 слов, не подчиняющихся каким-либо правилам. Как заинтересовать детей, увлечь работой по изучению слов, сделать процесс усвоения особенно трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая большого напряжения и сил учителя. Решать эту задачу поможет система словарно-орфографической работы
Этапы словарно-орфографической работы Словарно-орфографическая работа (работа над словами с непроверяемыми написаниями) складывается из следующих этапов: Учитель обращает внимание обучающихся (или это делают сами учащиеся) на слово с непроверяемым написанием в тексте выполняемого упражнения и просит зафиксировать образ слова (установка на запоминание).Происходит первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова в печатной форме, создание его «твердого зрительного образа» Орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием. Опора на речедвигательную (кинестическую) орфографическую память обучающихся. Фонетическое чтение словарного слова. Сравнение звукового и графического облика слова. Нахождение непроверяемых написаний с опорой на опознавательные признаки, графическое обозначение орфограмм (подчеркивание). Учитель ставит перед учениками задачу запомнить выделенное место – орфограмму. Анализ состава слова и подбор учениками однокоренных слов с непроверяемой орфограммой. Подбор однокоренных слов увеличивает количество усваиваемых детьми слов, обеспечивает многократность записи, вместе с тем расширяется сфера воздействия словарно-орфографической работы. Включение данного словарного слова в словосочетания или приложения. Коллективная запись в тетрадях и на классной доске наиболее удачного предложения, подчеркивание непроверяемой орфограммы.
Порядок работы по ознакомлению со словарным словом: -постановка цели; - предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы; -орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове ; -сообщение учителем или учащимися этимологической справки; -подбор однокоренных слов; -составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись .
Виды упражнений для словарно – орфографической работы в начальной школе. Выделяют следующие виды упражнений для словарно – орфографической работы в начальной школе: Упражнения, направленные на интеллектуальное развитие младших школьников при работе над словами с непроверяемым написанием; Упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова; Словарно-орфографическая работа на основе метода ярких ассоциаций; Лексико -этимологический анализ слов; Словарные диктанты. Упражнения, направленные на интеллектуальное развитие младших школьников при работе над словами с непроверяемым написанием.
ТАБЛИЦЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ . Особую роль в словарно-орфографической работе играет составление таблиц со словарными словами. Такие таблицы составляются по изучении ряда словарных слов и вывешиваются в классе на две – три недели. Перед выполнением домашнего упражнения ученики должны перенести классную запись словарных слов в тетрадь – словарик, так учащиеся закрепляют правописание зрительно, моторно, речедвигательно – произносят еще раз орфографически по слогам выписываемые слова.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов: 1.Подбор ассоциативных рядов слов: гАзета - бумАга кАпуста - зАяц кОнцерт - нОта сОбака - хвОст кОрабль - вОлны
ГУРЕЦ ЯГ ДА П МИДОР ЯБЛ К П РТРЕТ РЕХ 2. Создание схематичных рисунков в «опасных» местах:
Орфографические упражнения со словарными словами: -Вставьте пропущенные буквы: На плечи-л..паты- Были мы с..годня И в поле, р..бята! В молодом саду. Р..боте мы рады Ур..жай х..роший И отдыху рады! В нынешнем году.
Стихи –опоры Запах, запад и закат Пишем , дети, с буквой А. Задания на замену развёрнутого определения одним словом: -Шестой день недели; -водитель автомобиля; -приветствие при встрече; -второй месяц осени; -огородное растение, растущее кочаном.
Упражнения фонетического характера: 1.Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные. В..робей , м..роз, п..нал, п..ртрет, д..рога. с..рень. 2. Выпишите слова, где есть парные согласные: Д..ревня,в..рона, лаг..рь, р..бята,р..стение, б..рег. 3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке: П..ртрет, к..(л,лл)екция, р..монт, ..дание, ..вт..м..биль, за..ц, уч..ник, ящ..рица. 4.Запишите слова, состоящие из двух слогов, трёх слогов. 5.Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему («Овощи», «Одежда», «Животные»).
5.Игра «Догадайся, что за слово» О О О О О О О О О О (ворона, сорока, корова, молоко, дорога, солома)
6. Игра «Кто придумает больше слов из букв» Х Й Е О В Г Я Д Р Н ГОРОД, ГЕРОЙ, ГОРОХ, ДЕРЕВНЯ
7 . Собери словарное слово из слогов: КА, ЗА, МО, ПУС, РОЗ, ТА, ТРАК, БЕ, ТОР, РЁ
Словообразовательные упражнения 1.От слов машина, солома, картина образуйте новые слова с суффиксом –к- 2.Игра «Найди лишнее слово» Яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблоки. 3.Подбери к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Рисунок ( рисовать, нарисованный, рисуночек) Мороз (морозный, морозит, заморозки) Адрес ( адресный, адресок, адресовать)
Синтаксические упражнения 1. Составьте предложения с данными словами: Горизонт, ребята, дорога,берёза. 2.Составь с данными словами различные по цели высказывания предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные. 3.Выпишите из данных предложений словосочетания со словарным словом: В поле стояла кудрявая берёза.
Упражнения лексического характера 1.Выпишите из словаря слова по теме «Птицы», «Овощи», «Домашние животные» и другие. 2. Сгруппируй слова по темам. Малина, пенал, рябина, яблоко, карандаш, тетрадь, земляника, класс, арбуз.
Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить систему в процессе обучения дает возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы, создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Практический материал для словарно-орфографической работы по русскому языку.
Все задания и упражнения данного практического материала направлены в помощь учителю содержательно и интересно построить урок русского языка.Систематическое использование практического материала помог...
Словарно-орфографическая работа по русскому языку в начальной школе
Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык.Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в по...
Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа
Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа...
Словарно - орфографическая работа по русскому языку
Русский язык...
Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"
Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...
«Система словарно-орфографической работы по русскому языку как способ реализации современных требований к его изучению.»
Методические рекомендации по словарно-орфографической работе...