Познавательные и увлекательные дополнительные разработки к уроку русского языка по теме "Приставки" - "Приставки - труженицы"
учебно-методический материал по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Очень люблю уроки русского языка. Хочу, чтобы изучаемый материал легко усваивался детьми. Поэтому дополнительный, с одной стороны, познавательный материал, а с другой - увлекательный, с интересными заданиями, думаю, не оставит равнодушным ни одного ученика. В этой работе я рассмотрю, из чего же строятся наши слова. Вернее, сделаю акцент не на все «строительные материалы слова», а подробнее остановлюсь на труженицах приставках.
Хотя в начальной школе мы только начинаем знакомство с приставками и затрагиваем только приставки, которые всегда пишутся одинаково, но порой полезно и интересно забежать вперёд…
Был выдвинут проблемный вопрос: на самом ли деле приставки такие труженицы?
Цель работы – проанализировать работу приставок и рассмотреть варианты для более интересного их изучения и безошибочного написания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rubtsova_pristavki.docx | 487.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 67»
ПРИСТАВКИ – ТРУЖЕНИЦЫ
«Русский язык»
Автор работы:
Рубцова Светлана Константиновна
учитель начальных классов
МБУ «Лицей № 67»
г.о. Тольятти
г. Тольятти
2019
Содержание
Введение
- Много ли на свете приставок?
- Для разных приставок – разные законы
- Приставки, которые пишутся всегда одинаково (приставки первой группы)
- Приставки - нарушители «главного» правила (приставки второй группы)
- Самые трудные приставки пре- и при- (приставки третьей группы)
- Игры с приставками, чтобы учиться было проще и веселее
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Всё на свете состоит из чего – то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Вещества состоят из молекул, молекулы – из атомов, атомы – из более мелких частиц. Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается, «из чего сделаны мальчишки и девчонки»…
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из чего только сделаны мальчики?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки,
Сделаны наши мальчишки
И я в своей работе по русскому языку рассмотрю, из чего же строятся наши слова. Вернее, сделаю акцент не все «строительные материалы слова», а подробнее остановлюсь на труженицах приставках.
Хотя в начальной школе мы только начинаем знакомство с приставками и затрагиваем только приставки, которые всегда пишутся одинаково, но порой полезно и интересно забежать вперёд…
Был выдвинут проблемный вопрос: на самом ли деле приставки такие труженицы?
Цель работы – проанализировать работу приставок и рассмотреть варианты для более интересного их изучения и безошибочного написания.
Задачи :
- изучить главное назначение приставок;
- проанализировать разные законы для разных приставок;
- познакомить с играми для более интересного изучения этой темы;
- предложить свои игры, занимательные моменты для изучения темы «Приставки».
- Много ли на свете приставок
Я как – то на уроке сыграла с учениками в игру.
В этой игре будут такие участники: ученики, два весёлых человечка, дорога, два домика – один в начале дороги, другой в конце, а на дороге мостик через речку и большая лужа. А ещё в этой игре будет участвовать слово «шли». Нам надо было менять начало слова «шли, чтобы понятно описать действия весёлых человечков и благополучно из одного домика довести их до второго.
Мы ответственно отправили человечков в путь, получая слова: вышли, дошли, перешли, обошли, дошли, зашли. Так мы поняли, что образуются новые слова с помощью необычной труженицы, которая вставая перед словом, образует огромное количество новых слов. Так мы узнали о приставках.
Потом была предложена ещё одна игра. Учитель нам называла только приставки, а мы догадывались, что надо сделать. Эта игра выглядела примерно так:
- Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
- Представили!
- Я вам скажу: «В»! Что вы сделали?
- Включим телевизор.
- А если я скажу: «Пере»?
- Переключим на другую программу!
- А если я скажу: «Вы»?
- Значит, надо выключить!
……
- Какой вывод можно сделать из этой игры?
И мы все поняли, что приставок в русском языке много и каждая несёт свой смысл.
Потом ребята получили задание взять ручку и записать, как можно больше приставок. И тут возникли сложности. Оказывается, не так легко было сразу вспомнить все приставки. Тогда я показала слайд со всеми приставками русского языка. Их оказалось около 50.
- Для разных приставок – разные законы
Теперь надо раскрыть секреты правописания приставок. Оказывается, разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Первая группа самая большая.
Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой з, а в других – с буквой с.
К третьей группе относятся только две приставки: пре-, при-. Эта группа самая маленькая и самая трудная.
Я подробнее остановлюсь на первой группе, которая усиленно изучается в начальной школе.
- Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)
Приставки первой группы пишутся всегда одинаково.
С некоторыми из них нет никаких хлопот. Это приставки вы- (вышел), су- (суглинок), у- (ушёл). Бывают под ударением па- (пасынок), редко встречается пра- (прадедушка, прабабушка).
Большинство приставок первой группы подчиняются «главному» правилу. Гласные в них пишутся в безударном положении (слабая позиция) так, как в ударном (сильная позиция).
Приставки первой группы надо быстро «узнавать в лицо», чтобы не спутать с другими. На первый взгляд, можно подумать, что это лёгкое правило и опасности сделать ошибку здесь нет. Неверно. Ведь звучать гласные и согласные в приставках будут по- разному (в зависимости от позиции). Например, в слове подписать мы ясно слышим звук [т], а в словах сжечь, сдавить – не [с], а [з]. Хочется написать так, как слышишь! Нельзя поддаваться этому искушению!
Рассуждаю так: приставки первой группы пишу всегда одинаково (как в списке).
Коварная приставка с-
Осторожно! Она «ошибкоопасна»! Приставка с- иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр вряд ли кто напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится [з]. Но мы знаем, как писать эту приставку.
Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить: это приставка первой группы, и пишется она всегда одинаково.
Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье. Проверим, нарушают ли эти слова правило? Не получилось выделить в них приставки. Буква з входит в их корень.
Секрет безошибочного письма
Раз все приставки первой группы пишутся все одинаково, то и секрет их правильного написания несложен. Надо просто узнавать их в словах. Хорошее знакомство с приставками спасёт всех нас от ошибок.
2.2. Нарушители «главного» правила (приставки второй группы)
Всё наоборот
По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы «живут» как будто в другом царстве: у них всё наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а эти «подлаживаются» к соседним буквам. И пишутся то с буквой з, то с буквой с. Глухие согласные действуют на них «оглушительно».
Вопреки главному правилу приставки второй группы (на з, с) в слабой позиции пишутся так, как слышатся.
- Самые трудные! (Приставки третьей группы)
Вот они: пре- и при-
Но раскрывать секреты правописания пре- и при- мы будем в старших классах.
- Игры с приставками, которые пишутся всегда одинаково
Игра первая: приставка или нет?
Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, в слове собрать со- - приставка, а в словах сонный или сосна – нет. Будут даны слова, надо определить, в каких из них приставка, а в каких нет. Догадались? В слове пакет нет приставки, а в слове паводок приставка па-.
Какой способ надо применить, чтобы определить это? Надо помнить, что все морфемы носители смысла.
Если отделить одну морфему, например, приставку, оставшиеся части будут иметь свой смысл. А если смысла не будет, значит, вы не отделили морфему, а просто бессмысленно разрезали слово. Например, отделите от слова паводок па- - остались осмысленные морфемы –вод- и -ок-. Значит, па- - приставка. Отделите па- от слова пакет – получилось бессмысленное «кет». Значит, здесь па не приставка.
Игра вторая: прятки с приставками.
Какие у приставки могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет! Давайте посмотрим. Где приставка в слове провод? Конечно, в начале. А в слове водопровод? Приставка оказалась в середине слова! Почему так получилось? Потому что слово «склеилось» из двух. И приставка, которая была в начале второго слова, оказалась в середине «склеенного» слова. Таких слов в нашем языке немало.
А могут ли приставки спрятаться ещё куда? Могут. Друг за дружку. В слове может оказаться не одна приставка, а больше.
Например, готовить, подготовить, переподготовить.
Игра третья: узнаете ли вы приставки первой группы?
Выпишите из данных слов только те, в которых есть приставки первой группы. (В случае затруднения смотрите в список приставок.)
Смахнул, сгорел, надписал, надеялся, предмет, предводитель, избежать, сходить, приложить, смотреть, рассмотреть, поглядеть.
Игра четвёртая: «отрезки» слов.
Добавляя к каждому «отрезку» приставки первой группы, образуйте как можно больше слов.
…делать, …вергнуть, …ставить.
По изученному материалу я тоже составила несколько полезных, занимательных игр.
Игра 1.
Выделите приставки в словах:
- добежать, домашний, догнать, дорога, доброта;
- победа, поезд, поласкать, поиск;
- продавец, пробка, прожектор, прочитать;
- обрезать, обёртка, обложка, обыск.
Игра 2.
Найдите в словах спрятавшиеся приставки. Они не во всех словах.
Путеводитель, деревоперерабатывающий (завод), чаепитие, молниеотвод, водоотвод, путешествие.
Игра 3.
Выделите в словах приставки и посчитайте, сколько их. От какого первоначально слова они образовались?
- … - износить, произносить, непроизносимый;
- … - подавать, преподавать.
Игра 4.
Стихи учащихся про приставки. Попробуйте в словах найти и указать приставки.
Как хорошо приставки знать!
И в русской речи их употреблять.
К частичкам слов умело подставлять.
Точнее мысли все свои передавать.
Как интересен наш язык!
И лишь приставку ты меняй
И новые слова употребляй.
Заключение
В ходе моей работы:
- доказала, какую важную роль для образования новых слов несут приставки;
- раскрыла секреты правописания приставок. Узнала, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
- познакомилась с играми для более интересного изучения этой темы;
- предложила свои занимательные игры для изучения темы «Приставки».
И пришла к выводу, что приставки по праву можно считать большими труженицами.
Список использованной литературы
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
- Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительный материал к урокам русского языка «Правописание приставок при- и пре- »
Правописание приставок при- и пре- обычно вызывает у детей затруднение. Словарный запас учеников начальных классов достаточно невелик. Я заранее выделяю два - три урока на изучения правописания именно...
дополнительный материал к урокам русского языка "Тувинские народные пословицы"
дополнительный материал к урокам русского языка "Тувинские народные пословицы"...
дополнительный материал к урокам русского языка "Анаграммы"
дополнительный материал к урокам русского языка "Анаграммы"...
Дополнительный материал к урокам русского языка.
Данная презентация включает в себя минутки чистописания. Каждая страница состоит из образца букв, словарных слов, пословиц, поговорок или стишков на данную букву....
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
Методические разработки фрагментов уроков русского языка в начальной школе с применением приёмов работы с иноязычной лексикой как средства формирования познавательных универсальных учебных действий
Лексическая работа в начальной школе разнообразна. Следует отметить, что работе с иноязычными словами уделяется незначительное внимание, и как следствие таковыми воспринимаются тольк...
Методическая разработка "Комплекс упражнений для развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка предназначена для учителей начальной школы....