урок русского языка 4 класс Сочинение -описание по репродукции картины В.М.Васнецова "Иван Царевич и Серый волк"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Урок развития речи
Класс: 4Г
Учитель Семёнова Н.С.
Тема: Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова
«Иван Царевич на Сером волке»
Цель: учить писать сочинение-описание по картине.
Задачи:
- учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;
- совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;
- развивать воображение;
- расширять словарный запас.
Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:
Предметные:
- писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;
- соотносить текст и содержание картины;
- подбирать необходимые описания;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую информацию;
- ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
- планирование.
Коммуникативные УУД:
- полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:
проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.
Ход урока
- Организационный момент
Игра «Доброе утро»
-Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из нашего класса. Вы машете мне рукой, приветствуете.
Доброе утро всем девчонкам!
Доброе утро всем мальчишкам!
Доброе утро всем, у кого хорошее настроение!
Доброе утро всем, кто сегодня будет стараться работать на уроке.
Я желаю вам всем хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
- Актуализация знаний.
Словарный диктант. Карточки.(1 ученик у доски)
Вп-р ди, медл-нно, -десь, вч-ра, се-одня, пр-красно, т-перь, направ-, налев-, справ-, слев-, х-р-шо, а--уратно.
Проверка, самооценка.
Найдите среди записанных слов наречие, которым можно заменить фразеологизм ни в сказке сказать, ни пером описать. (прекрасно). Объясните значение этого фразеологизма. (Нельзя выразить словами. О ком-либо или о чем либо сказочно красивом).
- Самоопределение к деятельности
- О какой сказке идёт речь?
«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.
Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя.
Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:
- Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…»
- «Иван Царевич и Серый Волк»
- Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)
- Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)
- У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.
- Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)
- Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины.
- Попробуйте использовать наречия в вашем сочинении.
Записываем число. Сочинение.
- Работа по теме урока
1.Рассказ о художнике. (слайд)
-Сколько лет прожил художник?(78лет)
- Беседа по картине.
- Какой эпизод сказки здесь изображён? («Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »)
- Как художник изобразил побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной?
- Как картины природы, лица героев передают их чувства и настроение?
- Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)
- Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)
- Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)
- Что такое портрет? (Изображение человека.)
- Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)
- Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тесно переплелись здесь природа и человек.
- Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.
- Рассмотрим картину подробно.
- Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)
- Какое настроение создает этот пейзаж? (Опасность. Страшно. Мрачный лес)
- Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)
- Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)
- Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.
- Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он отражает настроение картины.)
- Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям.)
- Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)
- Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)
- Какова основная мысль картины?
- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
- Работа по учебнику. Упр. 134 (с. 77).
-Дома вы читали отзыв о картине Саввы Ивановича Мамонтова.
- Прочитайте, как отозвался об этой картине один из ценителей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов.
- Какие наречия встретились в отзыве С.И. Мамонтова? (Кругом, просто, непосредственно.)
- Как помогают наречия выразить отношение к увиденному, услышанному?
- Составление плана сочинения
План
- Художник-сказочник.
- Волшебный лес.
- Главные герои картины.
- Мое впечатление о картине.
- Словарно-орфографическая работа
- Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания.
- Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото, цветущая яблонька)
- Как вы опишете Ивана Царевича? (задумчивый, тревожный)
- Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? (уставшая, печальная)
- Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.)
- Работа над сочинен.ем
-Как можно начать сочинение? (Перед нами репродукция картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». На картине изображен …
(Устное составление сочинения. Написание сочинения на черновике)
Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
- Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
- С каким произведением живописи мы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы узнали о В.М. Васнецове, С.И. Мамонтове?
- Какие умения пригодились вам при написании отзыва о картине?
Домашнее задание
Записать сочинение в тетрадь.
Познакомиться с другими картинами В.М.Васнецова.
Примерное сочинение
Картину «Иван Царевич на Сером волке» написал В. М. Васнецов к русской народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.
На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами чёрное болото. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины.
В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.
Мне картина понравилась тем, как……..
Приложение
Карточка-помощница
| Написал, к сказке, изображён побег |
| Дремучий, глухой, древний, небо, чёрное болото, цветущая яблонька |
| Задумчивый, тревожный, уставшая, печальная, быстро, стремительно. |
|
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
Вставьте пропущенные буквы в наречия.
Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "Сочинение-описание по репродукции картины В. М. Васнецова "Иван Царевиц на Сером волке"
Конспект урока и презентация....
Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...
Конспект урока русского языка: " Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст ...
Технологическая карта урока русского языка «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»», 4 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»»Тип урока: «открытие» но...
Урок литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.Васнецова "Иван Царевич на сером волке".
Урок и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.В. Васнецова "Иван Царевич и Серый Волк"....
Урок русского языка 4 класс Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова«Иван Царевич на Сером волке»
Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России&q...