урок русского языка 4 класс Сочинение -описание по репродукции картины В.М.Васнецова "Иван Царевич и Серый волк"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Семёнова Наталья Сергеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока русского языка39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Урок развития речи

Класс: 4Г

Учитель Семёнова Н.С.

Тема: Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова  

                            «Иван Царевич на Сером волке»              

Цель: учить писать сочинение-описание по картине.

Задачи: 

  • учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;
  • совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;
  •  развивать воображение;
  • расширять словарный запас.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные: 

  • писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;
  • соотносить текст и содержание картины;
  • подбирать необходимые описания;

Метапредметные: 

Познавательные УУД: 

  • искать и выделять необходимую информацию; 
  • ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; 
  • планирование.

Коммуникативные УУД: 

  • полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: 

проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока

  1. Организационный момент

Игра «Доброе утро»

-Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из нашего класса. Вы машете мне рукой, приветствуете.

Доброе утро всем девчонкам!

Доброе утро всем мальчишкам!

Доброе утро всем, у кого хорошее настроение!

Доброе утро всем, кто сегодня будет стараться работать на уроке.

Я желаю вам всем хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

  1. Актуализация знаний.

Словарный диктант. Карточки.(1 ученик у доски)

Вп-р ди, медл-нно, -десь, вч-ра, се-одня, пр-красно, т-перь, направ-, налев-, справ-, слев-, х-р-шо, а--уратно.

Проверка, самооценка.

Найдите среди записанных слов наречие, которым можно заменить фразеологизм ни в сказке сказать, ни  пером описать. (прекрасно). Объясните значение этого фразеологизма. (Нельзя выразить словами. О ком-либо или о чем либо сказочно красивом).

  1. Самоопределение к деятельности
  • О какой сказке идёт речь?

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя.

Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

- Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…»

  • «Иван Царевич и Серый Волк»
  • Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)
  • Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)
  • У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.
  • Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)
  • Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)
  • Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины.
  • Попробуйте использовать наречия в вашем сочинении.

Записываем число. Сочинение.

  1. Работа по теме урока

1.Рассказ о художнике. (слайд)

-Сколько лет прожил художник?(78лет)

  • Беседа по картине.
  • Какой эпизод сказки здесь изображён? («Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »)
  • Как художник изобразил побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной?
  • Как картины природы, лица героев передают их чувства и настроение?
  • Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)
  • Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)
  • Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)
  • Что такое портрет? (Изображение человека.)
  • Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)
  • Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тесно переплелись здесь природа и человек.
  • Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.

  • Рассмотрим картину подробно.

  • Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)
  • Какое настроение создает этот пейзаж? (Опасность. Страшно. Мрачный лес)

  • Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)
  • Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)
  • Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.
  • Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он отражает настроение картины.)
  • Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям.)
  • Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)
  • Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)
  • Какова основная мысль картины?
  • Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока
  • Работа по учебнику. Упр. 134 (с. 77).

-Дома вы читали отзыв о картине Саввы Ивановича Мамонтова.

  • Прочитайте, как отозвался об этой картине один из ценителей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов.
  • Какие наречия встретились в отзыве С.И. Мамонтова? (Кругом, просто, непосредственно.)
  • Как помогают наречия выразить отношение к увиденному, услышанному?

  • Составление плана сочинения

План

  1. Художник-сказочник.
  2. Волшебный лес.
  3. Главные герои картины.
  4. Мое впечатление о картине.

  • Словарно-орфографическая работа
  • Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания.
  • Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото, цветущая яблонька)
  • Как вы опишете Ивана Царевича? (задумчивый, тревожный)
  • Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? (уставшая, печальная)
  • Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.)

  • Работа над сочинен.ем

-Как можно начать сочинение? (Перед нами репродукция картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». На картине изображен …

(Устное составление сочинения.  Написание сочинения на черновике)

Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

  • Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

  • С каким произведением живописи мы познакомились сегодня на уроке?
  • Что вы узнали о В.М. Васнецове, С.И. Мамонтове?
  • Какие умения пригодились вам при написании отзыва о картине?

Домашнее задание

Записать сочинение в тетрадь.

Познакомиться с другими картинами В.М.Васнецова.

                                               Примерное сочинение

Картину «Иван Царевич на Сером волке» написал В. М. Васнецов к русской народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.

На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами чёрное болото. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины.

В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.

Мне картина понравилась тем, как……..

Приложение

Карточка-помощница

  1. Художник-сказочник.

Написал, к сказке, изображён побег

  1. Волшебный лес.

 Дремучий, глухой, древний, небо,      чёрное болото, цветущая яблонька

  1. Главные герои картины.

Задумчивый, тревожный,

уставшая, печальная,

быстро, стремительно.

  1. Мое впечатление о картине.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.

Вставьте пропущенные буквы в наречия.

Вп…р… ди, медл..нно, …десь, вч…ра, се…одня, пр…красно, т…перь, направ…, налев…, справ…, слев…, х…р…шо, а…куратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержа­ние картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...

Конспект урока русского языка: " Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст ...

Технологическая карта урока русского языка «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»», 4 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»»Тип урока: «открытие» но...

Урок литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.Васнецова "Иван Царевич на сером волке".

Урок и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.В. Васнецова "Иван Царевич и Серый Волк"....

Урок русского языка 4 класс Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова«Иван Царевич на Сером волке»

Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержа­ние картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России&q...