Работа над орфографическими ошибками
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Работая в начальной школе на протяжении многих лет, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с 1 класса. Но, на мой взгляд, насыщенной может быть работа в 3 классе.
Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. Проверяю их все и каждый день, испробовала разные приемы исправления орфографических ошибок. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачекркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях существительных и прилагательных зачеркиваю.
Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому все свое внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовке накануне контрольной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moya.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над орфографическими ошибками
Работая в начальной школе на протяжении многих лет, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с 1 класса. Но, на мой взгляд, насыщенной может быть работа в 3 классе.
Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. Проверяю их все и каждый день, испробовала разные приемы исправления орфографических ошибок. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачекркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях существительных и прилагательных зачеркиваю.
Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому все свое внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовке накануне контрольной работы. Положительный результат дают такие приемы:
1) проведение орфографической пятиминутки с теми словами , в которых были допущены ошибки ( из рассказа "Зима" - красавица, выпал, началась, выглянуло, одарил, метель);
2) письмо по памяти (связного стихотворения, прозы или отррывка из рассказа в "Книге для чтения"):
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
Из кустов выскочи.. встревоженный заяц.Он убегал от хитрой лисицы. Давно она за ним следила.
Дети находят каждую орфограмму, проверяют ее под моим руководством, пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом;
3) выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной:
Кто висит вниз головой?
4 )работа с с текстом, записанным на доске (выбираются глаголы с безударной гласной в корне):
В белый цвет выкрасил мороз леса.
На деревьях лежат следы птиц...
5) выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная а (е, и, я), запись их, проверка: растение, гладилка, цветочница;
6) игра "Кто больше?" (кто больше придумает слов с проверяемой гласной за одно и то же время);
7) запись однокоренных слов в определенном порядке ( с ударением в корне, приставке, суффиксе): чистота, чистенький, чистый, очищает, вычистит;
8) выбор проверочного слова:
с...ринка (сор, сорить)
п..скливый (писк, пищит);
9) запись нескольких проверочных слов:
пять, пятый - п..терка
вред, вредно - вр..дить, вр..дитель;
10) выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом с безударной, сравнение их написания:
Кончил дело - гуляй смело, Конец - всему делу венец. Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.
Написание безударной гласной зависит иногда от лексической стороны корня, которая понимается из данного контекста. В этом случае даю упражнение, в котором необходимо приписать проверочное слово и вставить гласную:
Нина (...) пол...скала собаку. Хозяйка (...) пол...скала белье. Дедушка (...) зап..вал лекарство молоком. Певец (...) зап..вал веселую песню.
Я провожу индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов. Помогает мне в этом работа с "Орфографическим словарико" П.А.Грушникова и "Словарем" помещенным в конце учебника "Русский язык". Вот некоторые упражнения:
1) найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым предложением рассказ (если получится);
2) выберите слова с безударной гласной на тему: " Птицы", "Школьные вещи" и др.;
3) выпишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания ....;
4) выпишите из "Словаря" слово трактор; подберите родственные слова из разных частей речи (тракторист, тракторный);
5) найдите 5-6 слов в "Словаре" с гласной о (е, и, я) в корне ( можно неоднокоренное);
6) спишите слова, вставляя пропущенную гласную (запись приведена на доске):
р..сую, р..сование, зар..совка, нар...совал.
Эти и многие другие упражнения помогают мне активизировать словарный запас детей и улучшать грамотность.
Для индивидуальной работы над ошибками с 1 класса использую памятку " Мои ошибки" . Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в которм сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом и наклеивает картинку, например, слово каток или слово девочка. И так поступает с каждым словом ежедневно. Он понимает смысловую сторону слова и запоминает его образ. За первые два года обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов, в которых были допущены ошибки.
В классе у доски или за партой работа над ошибками продолжается под моим руководством и по моим заданиям. Дома перед выполнением домашнего задания ученик записывает все слова, в которых допущена ошибка, и выделяет правильную букву ( это первый этап). По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над допущенной ошибкой. Составляем памятку работы над ошибками, вклеиваем ее в дневник.
Говорю ученику: " Определи, Саша, правило, на которое ты допустил ошибку. Прочитай в памятке, как ее проработать и выполни на доске". На примере Саши учится весь класс. Такую " показательную" работу провожу до тех пор, пока не почувствую, что почти все дети могут самостоятельно ее выполнить. Но даже и тогда эту работу дети проводят ежедневно перед выполнением домашней работы, а не после, и она помогает в повышении грамотности.
При проверке тетрадей, обнаружив ошибку, к примеру, в слове поля, провожу следующую работу:
1) вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения:
Кругом пшеничные п..ля. П...левые работы идут каждый день. Мыши п..левки приносят вред.
Ребенок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради, а в памятку " Мои ошибки" выписывает слово поля;
2) в классе по моему заданию из своей памятки " Мои ошибки" ученик вписывает 3-5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой или непроверяемой, приписывает к ним однокоренные слова ( разные части речи), проводит их морфемный анализ;
3) прошу детей найти в памятке существительное, в корне которого была допущена ошибка, приписать к нему прилагательное, глагол, наречие и подчеркнуть проверочное слово;
4) предлагаю классу задание: " Тот, кто допустил ошибку на безударную гласную а (е, и, о), пусть найдет слово в своей памятке, определит часть речи, припишет однокоренное слово другой части речи";
5) предлагаю детям найти слово с безударной гласной е (и, а, о), выписать его, найти в "Орфографическом словарике" П.А.Грушникова однокоренное, выделить гласную, например: гремел-гремучий;
6) учащиеся выбирают из своей памятки все слова, состоящие только из корня, из корня и приставки, и т.д.;
7) ученик вспоминает, в каких словах он сделал ошибку на безударную гласную, записывает их в столбик, приписывает проверочные слова, например:
кормовая-кормит
поглядел-взгляд
Трудно перечислить все приемы работы с памяткой " Мои ошибки". Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной работы над орфографическими ошибками
Работа над ошибками на уроках русского языка...
« Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах»
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение...
Работа над орфографическими ошибками.
В своей работе я часто использую работу над орфографическими ошибками....
Работа над орфографическими ошибками учащихся в начальной школе
Схема-памятка для учителей...
"Приемы работы над орфографическими ошибками в изучении правописания".
Вырабoтка навыков грамoтного правoписания процесс длительный. Чтобы обучить детей уcпешно преодoлевать те или иные орфoграфические трудности, нужно cистематически и кропoтливо работать на протяжении м...
Приёмы работы над орфографическими ошибками.
Приёмы, которые будут способствовать на практике формировать грамотное письмо....
Работа над орфографическими ошибками.
Русский язык 1-4 класс....