Организация самостоятельной работы над орфографическими ошибками
статья по теме

Щербинина Галина Васильевна

Работа над ошибками на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СПОШ № 2

ЩЕРБИНИНОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Организация самостоятельной работы над орфографическими ошибками


Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

В работе “Обучение орфографии в начальной школе”Н.С.Рождествен ский отмечает, что важными условиями работы над ошибками является учет ошибок, их предупреждение и преодоление.

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стре мление оформлять свои мысли грамотно.

Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу над ошибками.

В своей работе я использую следующие приемы самостоятельной работы над ошибками:

  1. самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учи телем;
  2. самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
  3. подбор проверочных слов к данным словам;
  4. выбор слов из “Словаря” для сопоставления и проверки написания их;
  5. взаимопроверка работ учащимися;
  6. подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
  7. письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;
  8. выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определен ными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.

Структуру урока работы над ошибками строю так:

а)        ознакомление учащихся с результатами письменной работы, класси фикация ошибок;

б)        повторение соответствующего теоретического материала;

в)        показ приемов работы над ошибками;

г)        упражнения в закреплении данных орфограмм;

д)        самопроверка или взаимопроверка;

е)        задание на дом.

Проверив письменные работы детей, отмечаю те группы ошибок, над которыми предстоит работать самостоятельно, с опорой на памятку.

Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Памятка подсказывает на какое правило допущена ошиб ка, и в которой дан образец, как правильно исправить эту ошибку.

Каждое правило имеет свой порядковый номер. Он предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму.

КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ

1 .Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропус тил, обозначь ударение.

  1. Если        допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  2. Если        ошибка в приставке, подбери и напиши три слова с той же пристав кой. Выдели приставку, поставь ударение в слове.
  3. Если        ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное сло во, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
  4. Если        ошибка в суффиксе, узнай как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
  5. Если        ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вмес те с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
  6. Если        ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу су ществительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Со ставь предложение с прилагательным в том же падеже.
  7. Если        ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму гла гола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь пред ложение с этим глаголом.

ПАМЯТКА 1.        Перенос слов.

Ма-ленький, малень-кий.

Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.

  1. Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило)

Машина, шил, шина, шило; чулки, чудо, кричу, чугун.

  1. Большая буква в именах собственных.

Москва, Иванов Сергей Петрович, собака Жучка.

  1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Грозы - гроза, снег - снега.

  1. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Грибы - гриб, шуба - шубка.

  1. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко - солнце, грустить - грустно.

  1. Правописание приставок.

Переход, подъезд

  1. Разделительный Ъ и Ь.

Подъем, вьюга.

  1. Раздельное написание предлога со словом.

В лес, в густой лес.

Ю.Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.

Ночь - ж.р., мяч - м.р..

  1. Безударные        гласные в окончаниях прилагательных.

Озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) сосновому.

  1. Безударные        падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади - 3 скл., Д.п. (по степи),

Читали (о чем?) об улице - 1 скл., П.п..(о земле),

Мечтали (о чем?) о космосе - 2 скл., П.п. (о коне).

  1. Безударные        личные окончания глаголов.

Писать (не на ить, не искл., 1 спр.) - пишет,

Строить (на ить, 2 спр.) - строят,

Смотреть (искл., 2 спр.) - смотришь.

  1. Глаголы 2 лица единственного числа.

Играешь - 2 л., ед.ч..

Каждому ученику допустившему ошибки, вкладываю в тетрадь листочек, на котором указан номер орфограммы по памятке. Она помогает ему выпол нить работу над ошибками в определенном порядке.

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

  1. самостоятельное отыскивание и исправление ошибок
  2. самостоятельное исправление ошибок, только подчеркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков
  3. самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки и работа с ними
  4. составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки
  5. работа с орфографическим словарем
  6. выполнение дополнительных упражнений по усмотрению учителя (например: выбор задания по тем орфограммам, на которые были допущены ошибки).

Учащиеся, которые выполнили письменную работу без ошибок, выполня ют задание творческого характера, либо являются контролерами в выполне нии работы со слабоуспевающими учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах»

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение...

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Работа над орфографическими ошибками.

В своей работе я часто использую работу над орфографическими ошибками....

Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах

Организация и алгоритм работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Организация самостоятельной работы по формированию орфографических навыков при изучении орфограмм с проверяемыми написаниями в корне слова

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой...