Организация самостоятельной работы над орфографическими ошибками
статья по теме
Работа над ошибками на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_samostoyatelnoy_raboty_nad_orfograficheskimi_oshibkami.doc | 83.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СПОШ № 2
ЩЕРБИНИНОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
Организация самостоятельной работы над орфографическими ошибками
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.
В работе “Обучение орфографии в начальной школе”Н.С.Рождествен ский отмечает, что важными условиями работы над ошибками является учет ошибок, их предупреждение и преодоление.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стре мление оформлять свои мысли грамотно.
Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу над ошибками.
В своей работе я использую следующие приемы самостоятельной работы над ошибками:
- самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учи телем;
- самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
- подбор проверочных слов к данным словам;
- выбор слов из “Словаря” для сопоставления и проверки написания их;
- взаимопроверка работ учащимися;
- подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
- письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;
- выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определен ными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.
Структуру урока работы над ошибками строю так:
а) ознакомление учащихся с результатами письменной работы, класси фикация ошибок;
б) повторение соответствующего теоретического материала;
в) показ приемов работы над ошибками;
г) упражнения в закреплении данных орфограмм;
д) самопроверка или взаимопроверка;
е) задание на дом.
Проверив письменные работы детей, отмечаю те группы ошибок, над которыми предстоит работать самостоятельно, с опорой на памятку.
Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Памятка подсказывает на какое правило допущена ошиб ка, и в которой дан образец, как правильно исправить эту ошибку.
Каждое правило имеет свой порядковый номер. Он предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму.
КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ
1 .Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропус тил, обозначь ударение.
- Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится ошибка. Для этого разбери слово по составу.
- Если ошибка в приставке, подбери и напиши три слова с той же пристав кой. Выдели приставку, поставь ударение в слове.
- Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное сло во, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
- Если ошибка в суффиксе, узнай как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
- Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вмес те с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
- Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу су ществительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Со ставь предложение с прилагательным в том же падеже.
- Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму гла гола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь пред ложение с этим глаголом.
ПАМЯТКА 1. Перенос слов.
Ма-ленький, малень-кий.
Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
- Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило)
Машина, шил, шина, шило; чулки, чудо, кричу, чугун.
- Большая буква в именах собственных.
Москва, Иванов Сергей Петрович, собака Жучка.
- Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Грозы - гроза, снег - снега.
- Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Грибы - гриб, шуба - шубка.
- Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко - солнце, грустить - грустно.
- Правописание приставок.
Переход, подъезд
- Разделительный Ъ и Ь.
Подъем, вьюга.
- Раздельное написание предлога со словом.
В лес, в густой лес.
Ю.Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Ночь - ж.р., мяч - м.р..
- Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) сосновому.
- Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади - 3 скл., Д.п. (по степи),
Читали (о чем?) об улице - 1 скл., П.п..(о земле),
Мечтали (о чем?) о космосе - 2 скл., П.п. (о коне).
- Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на ить, не искл., 1 спр.) - пишет,
Строить (на ить, 2 спр.) - строят,
Смотреть (искл., 2 спр.) - смотришь.
- Глаголы 2 лица единственного числа.
Играешь - 2 л., ед.ч..
Каждому ученику допустившему ошибки, вкладываю в тетрадь листочек, на котором указан номер орфограммы по памятке. Она помогает ему выпол нить работу над ошибками в определенном порядке.
Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:
- самостоятельное отыскивание и исправление ошибок
- самостоятельное исправление ошибок, только подчеркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков
- самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки и работа с ними
- составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки
- работа с орфографическим словарем
- выполнение дополнительных упражнений по усмотрению учителя (например: выбор задания по тем орфограммам, на которые были допущены ошибки).
Учащиеся, которые выполнили письменную работу без ошибок, выполня ют задание творческого характера, либо являются контролерами в выполне нии работы со слабоуспевающими учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах»
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение...
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...
Работа над орфографическими ошибками.
В своей работе я часто использую работу над орфографическими ошибками....
Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
Методическая статья с рекомендациями...
Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
Организация и алгоритм работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...
Работа над орфографическими ошибками учащихся в начальной школе
Схема-памятка для учителей...
Организация самостоятельной работы по формированию орфографических навыков при изучении орфограмм с проверяемыми написаниями в корне слова
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой...