«Повторение изученных орфограмм (как отличить приставку от предлога)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока «Повторение изученных орфограмм (как отличить приставку от предлога)»
Цель: Формирование умения различать предлоги и приставки на письме.
Задачи:
- Познакомить с отличительными признаками приставок и предлогов.
- Развивать умение распознавать предлоги и приставки; умение работать в группах;
- Воспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_urok_russkogo_yazyka.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Повторение изученных орфограмм (как отличить приставку от предлога)»
Цель: Формирование умения различать предлоги и приставки на письме.
Задачи:
- Познакомить с отличительными признаками приставок и предлогов.
- Развивать умение распознавать предлоги и приставки; умение работать в группах;
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник русского языка по программе "Перспективная начальная школа" 2 класс; рабочие тетради; листы с заданиями для каждого учащегося; мультимедийный проектор, экран; кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный) для рефлексии.
Ход урока
I Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
Тихо сели девочки,
Тихо сели мальчики.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
(Слайд №1)
II Актуализация опорных знаний. "Теоретическая минутка".
А помогать нам на уроке будут наши друзья: Маша, Миша и Анишит Йокоповна. (Слайд № 2)
На ваших партах карточки. На одних карточках начало фразы, на других - конец фразы. Вам нужно соединить начало и конец. (Слайд № 3)
1 группа.
Окончание - это : | часть слова, которая изменяется. |
Основа слова - это : | часть слова без окончания. |
Корень слова - это : | общая часть основ родственных слов. |
2 группа.
Суффикс - это : | часть слова. |
Суффикс стоит : | после корня. |
С помощью суффикса : | образуются другие слова. |
3 группа.
Приставка - это : | часть слова. |
Приставка стоит : | перед корнем. |
С помощью приставки : | образуются другие слова. |
- Проверка. (Слайды № 4, 5, 6)
III Словарно-орфографическая работа.
- Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новым словарным словом. (Слайд № 7) Вы сможете его отгадать, если внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на экране, и на буквы в каждой из них. (Слайд № 8)
- Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
- Посмотрите на фигуры, вспомните, какие буквы находились в геометрических фигурах, и назовите новое словарное слово. (Слайд № 9)
- Получилось слово "скоро". А что значит скоро?
- Каким другим словом, близким по значению можно заменить слово "скоро"? (Быстро.)
- Откройте рабочую тетрадь на странице 33, выполним упражнение 45. (Слайд № 10)
- Что изображено на рисунке? (Машина скорой помощи.)
- Что такое "скорая помощь"? (Медицинское учреждение, оказывающее экстренную помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью, а также автомашина.)
- Произнесите хором слово "скоро". На какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог.)
- Посмотрите правописание слова "скоро" в словарике "Пиши правильно", запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную.
- Вставьте новое словарное слово. Подчеркните в нем букву, написание которой надо запомнить. (Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается.)
- Выпишите родственные слова, выделите в них корень. (Сказка, сказывается; дело, делается.)
- Проверка с экраном.
IV Формулирование темы и цели урока.
(Слайд № 11) Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише сравнить, как пишутся частички "до" и "за" в словосочетаниях:
- добежать до аптеки;
- забежать за лекарством.
(Слайд № 12) Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом - раздельно? - спросила Маша.
Это разные частички, - ответила Волшебница. - В одних случаях это ПРИСТАВКИ. В других случаях это ПРЕДЛОГИ.
Как различить: где приставки, а где предлоги? - спросил Миша.
Как же нам быть? Как разобраться, где приставка, а где предлог?
Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка? (Слайд № 13) Какую цель поставим? (Слайд № 14) (Учиться различать предлоги и приставки.)
V Изучение нового материала
Давайте попробуем разобраться. Обратимся к учебнику или попробуем сами?
Одна голова хорошо, а две - лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете в группах. (Слайд № 15) Давайте повторим правила работы в группах. (Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего.)
(Слайд № 16) Еще раз внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске. Назовите слова с приставками. (Добежать, забежать.)
- Скажите, что такое приставка, для чего она служит? (Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется.)
- Как найти приставку в слове? (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.)
- Докажите, что в первых словах словосочетаний имеются приставки. (Добежать, забежать - бежать, выбежать, прибежать.)
- Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До аптеки, за лекарством.)
- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог - это слово. С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.)
- Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
Обобщим сказанное, прочитаем подсказку Летучей Мыши в учебнике.
(Слайд № 17) Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. (Добежать до : (какой?) аптеки: до ближайшей аптеки, до новой аптеки; забежать за : (каким?) лекарством: за новым лекарством, за дорогим лекарством.)
Вернитесь к словосочетаниям. Попробуйте вставить слово между приставкой и корнем.
Как же различить: где приставки, а где предлоги? (Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и оставшейся частью слова - нельзя.)
VI Физкультминутка
(Слайд № 18) На экране написаны слова (по дороге, у дома, зашел, перед садом, забежал, покатил, от берега, запустил, с горы.)
Если на экране появится слово с предлогом, вы подпрыгиваете. Если прозвучит слово с приставкой, вы приседаете, руки - на поясе.
VII Закрепление изученного материала
(Слайд № 19) Упражнение 65, страница 62.
- Прочитайте текст.
- Обсудите в группах, как нужно писать слова в скобках: слитно со словами-названиями предметов или раздельно?
- Это приставки или предлоги? (Все частички в скобках предлоги.)
- Докажите это. (Чтобы доказать, нужно вставить подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, называющим предмет.)
- Проверяем по цепочке.
Без своего (летнего, голубого) зонтика;
под сильным (проливным, теплым) дождиком; от черненького (маленького, своего) носика;
до пушистого (короткого, длинного) хвостика.
- Как нужно писать слова с предлогами? (Слова с предлогами пишем раздельно.)
(Слайд № 20) Прочитайте слова, выделенные цветом. (Под дождиком, от носика, до хвостика.)
- Поставьте слова в начальную форму. (Дождик, носик, хвостик.)
- Письменно покажите, как образовались данные слова. Один человек от группы у доски.
1 группа - слово "дождик",
2 группа - "носик",
3 группа - "хвостик".
Проверка.
(Слайд № 21) Упражнение 66, страница 62.
- Прочитайте текст.
- Прочитайте первое предложение.
- Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.
- Давайте разберемся, где же слово - действие, а где - слово - предмет в первом предложении.
- Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Не жалея чего? мыла; нос что делала? мыла.)
- Прочитайте второе предложение.
- Где слово - действие, а где слово - предмет во втором предложении.
- Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Зависело б от чего? от мыла; я б что сделала? отмыла.)
- Вставьте слово между предлогом и словом, между приставкой и частью слова. (В первом случае это возможно - от душистого мыла, а во втором случае - нет.)
- Выпишите из второго предложения слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. (От мыла - от душистого мыла; отмыла - помыла.)
(Слайд № 22) ДВОРНИКСБРОСИЛСНЕГСКРЫШИ.
- Перед вами на экране запись. Посовещайтесь и ответьте на вопрос "Что это?" (Это предложение.)
- Прочитайте предложение правильно. (Дворник сбросил снег с крыши.)
- Запишите предложение. (Один ученик у доски.)
- Выделите приставку, подчеркните предлог.
- Докажите.
(Слайд № 22) Индивидуальная работа (от каждой группы по одному человеку к доске).
- 1 группа: подчеркнуть главные члены предложения, стрелочкой показать словосочетания.
- 2 группа: сделать фонетический разбор слова "снег".
- 3 группа: выделить части в словах "дворник", "снег", "с крыши".
Проверка.
Самостоятельная работа. (Слайд № 23)
А сейчас хочется узнать, как вы усвоили новую тему. На экране записаны задания. (Слайд № 24) Вы выполняете в тетради те задания, которые не вызывают у вас затруднений. Начинаете работу с первого задания. Записываете только ответы. Те, кто сможет справиться со всеми заданиями, добьется самого лучшего результата на уроке. Вы должны справиться, я в вас верю.
- Проверка. (Слайд № 24)
VIII Итог урока
(Слайд № 25)
- Что нового узнали о приставках и предлогах?
- Как отличить приставку от предлога?
IX Рефлексия
(Слайд № 26) Поднимите кружок. (Зеленый - "Я все понял и усвоил"; желтый - "Знания нуждаются в повторении и закреплении"; красный - "Мне многое не понятно".)
X Домашнее задание
(Слайд № 27) Рабочая тетрадь. Страница 32, упражнение 44. По желанию придумать задание для своего соседа по парте "Исключи лишнее слово".
XI Оценивание (Слайд № 28)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Повторение изученных орфограмм" (2 класс)
Урок составлен по программе "Гармония". В разработке использован интересный подбор загадок о весне, задания для самостоятельной и групповой работы с таблицами....
Повторение изученных орфограмм. Разборы слов и предложений.
Программа "Школа-2100". Цели: закрепить умение проверять слова с изученными орфограммами; повторить разборы слов, предложений....
Тест по русскому языку № 4. Повторение изученных орфограмм, частей речи.
Программа "Школа-2100". Цель: развитие орфографической зоркости....
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Повторение изученных орфограмм.
Интегрированный урок русского языка....
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Повторение изученных орфограмм. УМК «Перспективная начальная школа»
Цель урока: формирование орфографического навыка написания парного согласного и безударного гласного в корне слова.Формирование универсальных учебных действий (УУД) личностные: - формировать мот...
Конспект урока по теме Отличие приставки и предлога. Роль предлога и приставки в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)...