Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе "Лексическое значение слов. Многозначные слова" программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова.
Цель: Систематизировать знания о многозначных и однозначных словах. Формировать умение распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать со словарем.
Задачи урока:
Предметные:
- создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;
- обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи
Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, проектор, презентация, карточки для групповой и парной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русского языка | 40.58 КБ |
презентация к уроку русского языка | 2.14 МБ |
приложение 1 | 17.75 КБ |
приложение 2 | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова.
Цель: Систематизировать знания о многозначных и однозначных словах. Формировать умение распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать со словарем.
Задачи урока:
Предметные:
- создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;
- обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи
Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, проектор, презентация, карточки для групповой и парной работы.
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Организационный момент Слайд 1 | - Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед! | Учащиеся настраиваются на урок. |
2 | Минутка чистописания. Слайд 2 Слайд 3 | - Начнем урок с минутки чистописания. Для чего нужно уметь красиво и правильно писать? - Откройте тетрадь, запишите число, выполните задание для минутки каллиграфии: На презентации слайд с переплетёнными буквами. Уеи, уие, еуи, еиу, иеу, иуе. | Дети отвечают на поставленный вопрос. Пишут число, классная работа Ответ. Ж, т, х, у, е, щ, ч, и. Ответ. Гласные и согласные. Дети выполняют задание. |
3 | Актуализация и самоопределение к деятельности. Слайд 4 Слайд 5 |
«Мозговой штурм» Сегодня словарную работу мы проведем необычно. Найдите зеленую карточку с заданием. Попробуйте узнать слово по его лексическому значению. 1. Тетрадь из плотных листов для рисунков. 2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги. 3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием. — Что можно сказать об этом слове? — Найдите это слово в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом альбом, запишите. — Запомните, как пишется это слово.
- Попробуйте определить тему нашего урока. - Какие задачи мы поставим перед собой? | Выполняют задания учителя. Читают значения слова. Ответ: альбом. Это многозначное слово. Записывают слово в тетрадь Составляют и записывают предложение. - Тема урока : Многозначные слова. Будем учиться находить многозначные слова. |
4 | Работа по теме урока Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | 1. Постановка проблемы. - Давайте вспомним стихотворение Ирины Токмаковой, которое мы учили во втором классе. А я придумал слово, Смешное слово — плим. Я повторяю снова — Плим, плим, плим! Вот прыгает и скачет — Плим, плим, плим! И ничего не значит Плим, плим, плим! Можно ли «ПЛИМ» назвать словом? Докажите свою мысль. Существуют ли слова, которые не имеют лексического значения? - А сколько значений может быть у слов? - Как называются слова, которые имеют много значений? - Как называются слова, которые имеют одно значение? 2. Открытие детьми новых знаний. - Разгадайте ребус, который вы видите на слайде. Какое слово у вас получилось? - Что обозначает слово ЛУК? - Сколько значений имеет слово? Как его можно назвать? - Где можно узнать лексическое значение слова? 3. Исследовательская работа в группах со словарем. Задание для групп.
Слова для групп Группа № 1 «ВСЕЛЕННАЯ» Группа №2 «ГЕРОЙ» Группа № 3 «ОБЕД» | Дети рассказывают стихотворение. Отвечают и доказывают свою мысль. Не существует таких слов. - Одно или несколько. - Такие слова – многозначные - Однозначные. - Это слово – ЛУК - лук, который едят - лук, которым стреляют - Это многозначное слово. - В толковом словаре. Класс делится на группы. Группы получают задание и выполняют его. |
5 | Физминутка Слайд 10 | Солнце глянуло в окно, | |
6 | Работа по учебнику. | Откройте учебник на странице 41, найдите упражнение 66. - Прочитайте задание. Объясните, что вам нужно сделать. - Выполните задание. Проверка выполненной работы - Какое слово вы выбрали? Назовите его лексическое значение. | Учащиеся читают задание и выполняют его самостоятельно. Несколько человек отвечают на вопросы учителя. |
7 | Рефлексия Слайд 11 | (Работа в парах.) — Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные. Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря. — Проверим задание, которое вы выполняли. | Дети выполняют задание |
8 | Подведение итогов урока. Слайд 12 | Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. - Что такое лексика? - Что такое лексическое значение слова? - Какие слова называются однозначными? - Какие слова называются многозначными словами? - Где можно найти лексическое значение слова? - Как вы оцените свою работу на уроке? Выставление оценок. | Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. |
9 | Домашнее задание | Стр. 40, упражнение 65. | Записывают в дневник. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания Ж е у щ и m х ч
Альбом
Многозначные слова
С л о в а однозначные многозначные
Лук
Рефлексия Однозначные : верста, гимн, коллектив, просткваша . Многозначные : журавль, заря, мышь
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Узнайте слово по его лексическому значению.
- Тетрадь из плотных листов для рисунков.
- Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
- Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
Узнайте слово по его лексическому значению.
- Тетрадь из плотных листов для рисунков.
- Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
- Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
Узнайте слово по его лексическому значению.
- Тетрадь из плотных листов для рисунков.
- Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
- Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
БЛАНК ОТВЕТА.
Мы работали со словом ____________________________
Это слово имеет _________________________значений, значит оно ______________________________. Перечислить значения этого слова.
Мы составили следующие предложения
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Вывод: Многозначными называются слова, которые _________________________________________________.
Наша группа справилась с заданием ________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка в 3 классе по теме:"Слова многозначные и однозначные".
Презентация...
Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"
Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...
Конспект урока русского языка в 4-м классе «Состав слова». УМК "Школа России".
Урок по технологии критического мышления, здоровьесберегающей технологии, технологии оценивания на системно-деятельностной основе обучения....
Конспект урока русского языка с презентацией "Наречие. Значение и употребление в речи"
Урок проведён в 4 классе по УМК "Планета знаний"....
План- конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Слово и его значение"
План-конспек турока русского языка в 1 классе на тему: "Слово и его значение"...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....