План- конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Слово и его значение"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
План-конспек турока русского языка в 1 классе на тему: "Слово и его значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_1_klasse_na_temu_slovo_i_ego_znachenie.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 1 15.03.2017г.
УМК: «Перспектива»
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: «Слово и его значение»
Цель: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение.
Задачи урока:
- образовательная: формировать знания о русском языке как родном языке, отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания.
- развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения анализировать, делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю); оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения); общаться при помощи родного языка; получат возможность научиться формулировать ответы на вопросы; отрабатывать навыки культурного ведения диалога.
метапредметные:
- познавательные – работать с текстом, рисунком, отвечать на вопросы, находить объяснения;
- коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть устной формой речи, вступать в речевое общение;
- регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
ХОД УРОКА:
I. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности. (1 мин)
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Я приветствую Вас на уроке русского языка.
- Ребята, скажите, какие качества помогают ученику быть успешным? (Активность, терпение, внимательность.)
- Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными и тогда Вас ждут новые открытия!
- Итак, мы начинаем урок. На уроке русского языка мы продолжаем отрабатывать правильное, красивое и аккуратное написание букв, сочетаний. Поэтому, первое задание – чистописание.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (6 мин)
1. Чистописание
- Давайте вспомним правила посадки во время письма.
(Тетрадь наклонно положу)
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
- Подчеркните самую красивую букву
2.Орфографическая работа
- Узнайте слово по его значению. Запишите его.
1) Приспособление для управления движущейся машиной. (руль)
2) Небольшие неядовитые змеи. (ужи)
3) Мужское русское имя, в сказках он часто бывает дурак. (Иван)
4) Большая кукла в огородах для отпугивания птиц. (чучело)
5)Так называется наша страна. (Россия)
6) Человек, который учит. (учитель)
Проверка у доски. Объяснение и подчеркивание орфограмм.
Самопроверка.
- Проверьте и оцените свою работу:
«!» – я молодец, написал правильно и красиво;
«+» -выполнил задание, но были ошибки, которые исправлены;
«?» - допущены ошибки, написано неаккуратно.
3. Игра» Пойми меня»
Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь
- Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Лиза, подойди, пожалуйста, и подай мне этот предмет.
-Я не могу этого сделать
- Почему?
- Я не знаю какой предмет вы загадали.
- Как же быть ребята? ( назвать этот предмет)
- Что я должна использовать, чтобы назвать этот предмет?
( слово)
- Я называю его. Клубок, подай мне его, пожалуйста.
- Что можно сделать с клубком? ( играть, вязать, бросать)
- Я прячу этот предмет и называю слово- КЛУБОК. Можно ли со словом сделать тоже, что и с клубком?
- А что можно сделать со словом? ( произнести, прочитать, услышать)
- Чем отличается слово от предмета?
(С предметом можно совершать такие действия-спрятать, потрогать, а слово можно услышать, прочитать, написать, произнести).
Напишите это слово.
-Какое задание можно выполнить с этим словом?
(поставить ударение, разделить на слоги, построить модель этого слова.)
Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь.
В сказочную страну. Выполним ещё одно задание и постараемся догадаться в какую страну.
III. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока. ( 6 мин)
Работа в группах (Карточки)
Прочитай слова:
I группа: сирень, белка, ель, камыш, пронва, ландыш, змея, крокодил.
II группа: тополь, ёжик, сосна, папоротник, сторба, ромашка, заяц, волк.
- Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.
- Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие слова зелёным? Проверяйте. (слайд). - Где вы затруднялись? (В слове сторба, пронва такого слова не бывает, оно ничего не обозначает.)
- Какому мнению пришли? (Слова могут обозначать что-то, то - есть, иметь значение.)
- Значит, какая тема сегодняшнего урока?
-о чём мы будем говорить сегодня на уроке? ( о словах и о его значении)
- Откройте учебники, прочитайте тему урока. Слово и его значение.
-Страна в которую мы отправимся как будет называться? (Страна СЛОВ)
IV. Реализация учебной задачи урока. ( 6 мин)
Работа с СД. Рассказ профессора И.И.Самоварова (Отрезок 4)
- Что является скорлупой слова, по словам профессора? (звуковая оболочка)
- С чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (с ядром)
Упр. 28 с.15
Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово?
(Слово состоит из звуков и букв)
-Чем отличаются звуковые модели 1 и 2 слова?
(Первым звуком – в первом слове 1 звук мягкий, а во втором- твёрдый)
-Чем отличаются звуковые модели 2 и 3 слова?
(Гласная и согласный звуки поменялись местами)
-Меняется ли при этом значение слова? (да)
-Почему не следует заменять или переставлять местами звуки в слове?
(Звуки в словах нельзя переставлять , потому что меняется значение слова)
-Обозначьте звуки буквами и запишите слова.
Вывод на с. 15:
Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий мир.
Физкультминутка.
Вышла уточка на луг – кря, кря, кря.
Полетел зелёный жук – ж – ж – ж.
Зашумел в пруду камыш – ш – ш – ш.
И опять настала тишь.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Хомка,
Хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт:
Шейку моет, глазки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку. 1,2,3,4,5
Хомка хочет сильным стать.
V.Продолжение работы по теме урока (6 мин)
Упр. 29 с.16 Работа по рисунку слева.
-Что изображено на рисунке слева? (Ладья- судно с парусом и вёслами)
-Почему другие слова не подходят к рисунку?
(Лодка не подходит, так как у лодки нет парусов.
Парусник тоже не подходит, так ка у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра.
Корабль судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах, которых может три и более.)
Рассказ И.И. Самоварова (отрезок 1-3)
Работа по рисунку справа упр. 29 с.16
Зрительная гимнастика.
- Давайте отдохнем и выполним зрительную гимнастику.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооцен-кой. (10 мин)
- А теперь мы выполним
Упр. 30, на с.15
Как вы его будете выполнять. Условное обозначение вам подсказывает.
- Будем самостоятельно выполнять.
Самопроверка Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте написание предложений, оцените друг друга:
«!» – списано аккуратно, без ошибок;
«+» -выполнено задание, но были ошибки, которые исправлены;
«-» - допущены ошибки, написано неаккуратно.
-Какие слова помогли вам отгадать загадку.
Упр. 31 с.17
Самостоятельно постройте модель слова радуга.
Один ученик работает на обратной стороне доски.
Проверка: сверка с доской.
Составьте устно предложение с этим словом.
VII. . Включение в систему знаний и повторение. (6 мин)
1.Упр 32 с.17
-Прочитайте пословицу. Как ответили на вопрос?
(Ядро- значение слова. Пустые слова- бесмыслица)
2.Выполнение заданий в рабочей тетради
упр 1 с.9
Мы с вами с жителями страны не будем прощаться, потому что и следующий урок русского языка мы проведем в этой же стране.
VIII. Итог урока . ( 2 мин)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок,
Но прежде, подведём итог.
- Мне приятно, ребятки, что Вы сегодня хорошо работали, были активными, внимательными.
- Что узнали сегодня на уроке?
(У каждого слова должно быть значение)
(Слова могут обозначать предмет, действие или признак предмета.)
(Если в слове поменять хотя бы один звук может поменяться его значение)
- Что вы взяли для себя с урока?
(говорить нужно только хорошие слова, нужно думать о том, что мы говорим).
- Над чем мы должны думать, прежде всего, когда произносим слова?
(над значением слова).
IХ. Рефлексия. (2 мин)
Посмотрите на доску. Что видите? (солнышко и тучку) Лучики и капельки у вас на партах. Кто доволен своей работой на уроке и у кого хорошее настроение - прикрепите лучик к солнышку. Кому урок показался трудным и считает, что у него не всё хорошо получалось – капельку к тучке.
Солнышко засияло своими лучиками. Я довольна вами.
Значит наш урок достиг своей цели!
- Урок окончен, спасибо всем.
I группа: Сирень, белка, ель, камыш, пронва, ландыш, змея, крокодил.
- Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.
II группа: тополь, ёжик, сосна, папоротник, сторба, ромашка, заяц, волк.
- Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...
План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Конспект урока русского языка с применением РК...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога
Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....
План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.
План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....
План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.
План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....
План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.
План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....