Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
статья
Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_ispolzovanie_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Начальная школа перешла на стандарты второго поколения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному образованию, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т.д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учебе в средней школе... Вот почему давно назрел вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, и должны решать эту проблему.
Таким образом, актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всем списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод (основоположники: М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.
Деятельностный подход является основой любой системы – будь то система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова или система Л.В. Занкова. С успехом он применяется и в любом учебно-методическом комплекте, в нашем случае УМК «Школа России».
Я учла опыт учителей в области развивающего обучения и взяла из него самое актуальное на сегодняшний день. Реализация деятельностного подхода к образовательному процессу требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Для построения деятельностного урока важно понять, какими должны быть критерии его результативности. Для этого я использую такую таблицу.
No п/п | Критерии результативности | Реализация (+/–) |
1 | Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику | |
2 | Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе | |
3 | Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески | |
4 | Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений) | |
5 | Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы | |
6 | Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовывать вопросы | |
7 | На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся) | |
8 | Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока | |
9 | Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи | |
10 | Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения | |
11 | Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта | |
12 | На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель – ученик» (через совместную деятельность) |
Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Для этого я отбираю специальные формы и приемы организации учебной деятельности.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивация к учебной деятельности(организационный момент)–1-2 минуты.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приемы работы:
- говорим добрые пожелания, необычное приветствие (пожелание друг другу удачи, хлопки в ладоши);
- предлагаю подумать и высказаться, что пригодится для успешной работы;
- использую высказывание, цитаты, девиз («Поспешай медленно» и т.п.).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения – 4-5 минут.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания, и выявление затруднений в деятельности каждого обучающегося. Возникает проблемная ситуация. Дети понимают, что способ решения им неизвестен и ставят перед собой цель. Таким образом, дети осознанно ставят цель сами.
Методы постановки учебной проблемы и задач урока:
- мотивирующий прием «яркое пятно» – сказки, легенды, притчи, музыкальные фрагменты, случаи из истории, науки, повседневной жизни;
- включение в предметную деятельность. Задания, создающие ситуацию успеха –этот способ действия усвоили хорошо, но на этом этапе включаются новые, неизвестные детям задания, которые требуют решения (Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?);
- один из приемов – «думанье руками». Создаю ситуацию, в которой ребенок в процессе организованной дискуссии обнаружит свое суждение. Я стараюсь строить работу детей по добыванию нового знания, а не давать его в готовом виде. Полученную информацию дети могут зафиксировать в виде схем, рисунков, таблиц, т.е. графически.
III. Открытие нового знания(построение проекта выхода из затруднения)–10 минут.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности на этом этапе дает групповая и парная формы работы.
IV. Первичное закрепление – 4-5 минут.
Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала):
- фронтальная работа, работа в парах;
- комментирование, обозначение знаковыми символами;
- задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.
Приемы работы:
- прием «графических ассоциаций». Орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова. На место «проблемной» буквы вставляется рисунок, придуманный учеником (ассоциации у каждого разные);
- «составление ребусов» помогает лучше запомнить орфограмму словарного слова.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 6 минут.
- Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет.
- Письменно выполняется небольшая по объему самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
- Самоконтроль, самопроверка, взаимоконтроль.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 8-9 минут.
Даются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Приемы работы:
- Задания с «ловушками». Задания с недостающими или лишними данными или выполненные с ошибками (на страницах учебника, доске), которые специально провоцируют ребенка на собственные суждения, или задания, способ выполнения которых очевиден или давно ребенку знаком, но в новых условиях оказывается нелепым и требует осознания:
хр_брец –храбрый
п_ляны –пыль
п_сатель –пишет
т_щить (сумки) –тощий
- Интересны задания творческого характера, например, сочинение стихов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Можно предложить следование достаточно строгому алгоритму, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства школьников.
Предлагаю детям написать хайку по такой схеме:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то.
Строчка 2: Какого?
Строчка 3: Как?
Можно предложить детям написать синквейн по такой схеме:
Строчка 1: тема стихотворения, представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Строчка 2: состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее; это должны быть прилагательные или причастия.
Строчка 3: посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой, в третьей строке три слова.
Строчка 4: фраза, при помощи которой высказывается отношение к теме (предложение, составленное учеником самостоятельно, или крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм)
Строчка 5: всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме, чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Задания наполняются соответствующим программным содержанием самостоятельной учебной деятельности. Главное, к чему я стремлюсь, это не механическое запоминание, а творчество и поиск. Это учит детей планировать, преодолевать трудности и самостоятельно учиться. Конечно, необходимы и контрольные задания, но стремиться нужно к тому, чтобы дети сами себя умели контролировать, делать выводы на каждом этапе – не потому, что учитель этого требует, а потому, что «мне это надо самому».
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Где можно применить новые знания?
Рефлексия настроения и эмоционального состояния позволяет использовать приемы изображения трех лиц: веселого, грустного и нейтрального, лучики солнца, ассоциативное представление по цвету.
Реализация программы «Школа России» через использование системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведенные среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжать предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...
«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.
В статье раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...
Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматриваются аспекты применения ИКТ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО....
Использование системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников
в данном материале представлена информация об Использовании системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников (из опыта работы).Надеюсь, материал будет для вас полезен....
«Использование системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников»
Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деят...