Планирование УМК "Школа России" 4 класс Русский родной язык
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Нежибецкая Вита Ивановна

УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский родной язык34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Русский родной язык»

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике на 2021/22 учебный год для обучающихся 4-го класса МБОУ «Нахабинская гимназия №4» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  • учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ «Нахабинская гимназия №4» от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования»;
  • рабочей программы воспитания МБОУ «Нахабинская гимназия №4»;

Программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Учебник «Русский родной язык» 4 класс - М.: Просвещение. 2020.

          .

Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»

Цели и задачи курса

  • соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  1. расширение  представлений  о  русском  языке  как  духовной,

  1. нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  1. формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  1. совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

  1. совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  1. совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

  1. обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  1. приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно решать следующие задачи:

  1. воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

  1. приобщение к литературному наследию русского народа;

  1. обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  1. расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

  • содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

В учебном плане  на обучение курса  «Русский родной язык»   в  4   классе  отводится  34  ч  (1 час, 34 учебные недели).

Планируемые  результаты изучения учебного предмета 

              Личностными результатами изучения русского родного языка являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского родного  языка являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского родного  языка являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно

знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета«Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Требования к уровню подготовки обучающихся    

  • конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое
  • настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между        людьми;        с        качествами        и        чувствами        людей;        родственными

отношениями);

распознавать        русские        традиционные        сказочные        образы,        эпитеты        и

сравнения        в        произведениях        устного        народного        творчества        и

произведениях        детской        художественной        литературы;        осознавать

уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать        словарные        статьи        учебного        пособия        для        определения

лексического значения слова;

понимать        значение        русских        пословиц        и        поговорок,        связанных        с

изученными темами;

понимать        значение        фразеологических        оборотов,        связанных        с

изученными        темами;        осознавать        уместность        их        употребления        в

современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

соотносить        собственную        и        чужую        речь        с        нормами        современного

русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

заменять        синонимическими        конструкциями        отдельные        глаголы,        у

которых        нет        формы        1-го        лица        единственного        числа        настоящего        и

будущего времени;

выявлять        и        исправлять        в        устной        речи        типичные        грамматические

ошибки,        связанные        с        нарушением        согласования        имени

существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением  координации  подлежащего  и  сказуемого  в  числе‚  роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться        учебными        толковыми        словарями        для        определения

                лексического значения слова;

пользоваться        орфографическим        словарём        для        определения

нормативного написания слов;

пользоваться        учебным        этимологическим        словарём        для        уточнения

происхождения слова;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать        этикетные        формы        обращения        в        официальной        и

неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать        в        речи        языковые        средства        для        свободного        выражения

мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть        различными        приёмами        слушания        научно-познавательных        и

художественных        текстов        об        истории        языка        и        о        культуре        русского

народа;

анализировать        информацию        прочитанного        и        прослушанного        текста:

отделять        главные        факты        от        второстепенных,        выделять        наиболее

существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать        тексты-повествования        о        посещении        музеев,        об        участии        в

народных        праздниках,        об        участии        в        мастер-классах,        связанных        с

народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения

точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок

или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный);слова,связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка,батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки;вся семья вместе,так и душана месте; прописать ижицу и т.д.).Сравнение с пословицами ипоговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Формы организации учебных занятий  и средства текущего контроля

Программа предусматривает проведение традиционных уроков и уроков в нетрадиционной форме (урок-экскурсия, урок-сказка, урок- путешествие) и т.п.

Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Формы организации учебного процесса:

- беседа;

- индивидуальные;

- групповые;

- фронтальные;

- работа в парах.

Основными формами  контроля  являются:

 - устный опрос;

 - наблюдение;

 - диагностические работы;

 - самостоятельные работы.

 Раздел 2. Язык в действии (10 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по русскому  родному языку для 4 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию следующих приоритетов воспитания обучающихся НОО через изучение русского родного  языка:

-воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению

культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе.

Содержание программного материала

Кол-во часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее.

             12

2.

Язык в действии: слово, предложение.

          10

3.

Секреты речи и текста.

             12

Итого:

             34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение на русском родном языке" 3 класс

Календарно -тематическое планирование  "Литературное чтение на русском родном языке" для 3 класса. В программу включены произведения поэтов и писателей, живших на Волгоградской земле. З...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков русского родного языка в 1 классе

Календарно-тематическое планирование уроков русского родного языка в 1 классе рассчитано на 33 часа в год...