план - конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
это урок русского языка по теме "Изменение существительных по вопросам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
изменение по вопросам | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изменение имен существительных по вопросам.
Цели:
- познакомить учащихся с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами;
- формировать умение изменять имена существительные по вопросам;
- обобщить знания о имени существительном;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.
II. Постановка цели урока
– Ребята, нам утром пришла вот такая телеграмма:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
– Как вы думаете, какая часть речи прислала нам эту телеграмму? (Имя существительное)
– Почему? Докажите.
– Да существительные – это удивительные слова. Они дают названия различным предметам, событиям, явлениям.
– Найдите среди предложенных слов имена существительные.
СЕСТРА КРАСИВАЯ ДОЧЬ
ВОЛНА БЕРЕГА ВЫРОС
ГОСТИЛ ЗВЁЗДЫ ЗЕМЛЯ
ЗВЁЗДНЫЕ ДЕРЕВО
– На какие две группы можно разделить эти существительные? (Одушевленные и неодушевленные; существительные в единственном числе и существительные множественном числе).
– Измените существительные звёзды, берега так, чтобы они стояли в единственном числе.
– Да, вы уже многое знаете о имени существительном. Сегодня мы откроем еще один секрет этой части речи.
– Посмотрите на доску:
- У меня есть (подруга).
- Зимой я гостил у (подруга).
- На летние каникулы я опять поеду к (подруга).
– Какое задание вы могли бы предложить? (Надо раскрыть скобки. Можно изменить слово подруга во втором и третьем предложениях.)
– Зачем нужно изменять слово сестра во втором и третьем предложениях? (Чтобы предложение звучало красиво и правильно.)
– Как связаны существительные с другими словами в предложении? (По смыслу)
– С каким словом связано существительное сестра во втором предложении? (Гостил)
– Поставьте от него вопрос к слову сестра. (Гостил у кого?)
– С каким словом связано существительное сестра в третьем предложении? (Поеду)
– Поставьте от него вопрос к слову сестра. (Поеду к кому?)
– Посмотрите, как изменялось слово сестра в этих предложениях. Что менялось в этом слове? (Окончание)
– Выделите окончания.
– Какой мы можем сделать вывод? (Существительные в предложениях связаны по смыслу с другими словами, поэтому они изменяются)
– Да, действительно. И наша задача – понаблюдать за тем, как изменяются имена существительные узнать, для чего они это делают.
III. Работа с учебником
– Откройте учебник на с. 160 найдите упр. 374. Прочитайте текст. Выпишите словосочетания с существительным волна, поставьте вопросы.
набегает что? волна
брызги чего? волны
мешают чему? волне
задерживают что? волну
смоет чем? волной
исчезают в чём? в волне
Вывод: На какие вопросы может отвечать существительное в предложении?
– Волна – это одушевленное или неодушевленное существительное? (Неодушевленное)
– Значит, на какие вопросы могут отвечать неодушевленные существительные? (Что? чего? чему? чем? в чём?)
– А одушевленные существительные будут отвечать на следующие вопросы: кто? кого? кому? кого? кем? о ком?
– Измените слово дочь по этим вопросам. Работаем по карточке №1.
Карточка №1:
растет кто? дочь
нет кого? дочери
рад кому? дочери
вижу кого? дочь
доволен кем? дочерью
говорю о ком? о дочери
– Посмотрите, какие окончания при этом могут быть.
– Почему изменялось окончание? (Менялся вопрос и слово, от которого этот вопрос задавали)
– Такое изменение существительных по вопросам называется склонением. Но об этом подробнее мы будем говорить в 3 классе.
IV. Упражнение в изменении существительных по вопросам
1. Самостоятельная работа по карточкам с последующей проверкой. (Карточки красного и зеленого цвета: зеленая карточка-задание более легкое, а красная карточка-задание сложнее).
– Выберите карточку, задание которой вам наиболее понятно. Выполните его.
Зелёная карточка
Измените по вопросам: что? чего? чему? чем? о чём? существительные земля и дерево. Выделите окончания.
Что? ____земля___________________ _______дерево_____________
Чего? ____________________________ __________________________
Чему? ____________________________ __________________________
Чем? ____________________________ __________________________
О чём? о___________________________ о ________________________
Красная карточка
Найдите существительные во множественном числе, подчеркните их. Напишите эти существительные в единственном числе и измените по вопросам. Окончания выделите.
Телеграмма, звёзды, берега, улица, нора, лодка.
Что? ____________________________ __________________________
Чего? ____________________________ __________________________
Чему? ____________________________ __________________________
Чем? ____________________________ __________________________
О чём? о__________________________ о _________________________
2. Развитие речи
– Ребята, а для чего мы учились изменять имена существительные? (Чтобы наша речь была красивой, правильной.)
– Составьте из этих слов предложения, изменяя там, где нужно существительные.
Живёт, вода, в, бегемот.
Верблюд, а, жить, может, без, вода.
Суслик, в спит, норка, в, жара.
– А можно ли сказать про эти предложения, что это текст? Почему?
– Спишите эти предложения.
– В первом и третьем предложении выделите главные члены предложения и укажите части речи.
V. Итог
Сегодня учились мы старательно
Отвечали замечательно,
Ведь это удивительно
И очень увлекательно –
У всех давно известных слов
Вдруг открывать секреты!
– Какие же секреты имени существительного сегодня мы с вами открыли?
VI. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка на тему "Одушевлённые и неодушевлённые существительные" с презентацией
Детям и присутствующим на моём уроке очень понравился мой урок....
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...
План-конспект урока русского языка. Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания»
План-конспект урока русского языкаКласс: 3 Учебник (УМК): В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., («Школа России&raq...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....