план - конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дёмина Ирина Александровна

это урок русского языка по теме "Изменение существительных по вопросам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изменение по вопросам19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение имен существительных по вопросам.

Цели:

  • познакомить учащихся с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами;
  • формировать умение изменять имена существительные по вопросам;
  • обобщить знания о имени существительном;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.

II. Постановка цели урока

– Ребята, нам утром пришла вот такая телеграмма:

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

– Как вы думаете, какая часть речи прислала нам эту телеграмму? (Имя существительное)
– Почему? Докажите.
– Да существительные – это удивительные слова. Они дают названия различным предметам, событиям, явлениям.
– Найдите среди предложенных слов имена существительные.

СЕСТРА          КРАСИВАЯ      ДОЧЬ
ВОЛНА           БЕРЕГА              ВЫРОС
ГОСТИЛ         ЗВЁЗДЫ             ЗЕМЛЯ
ЗВЁЗДНЫЕ     ДЕРЕВО

– На какие две группы можно разделить эти существительные? (Одушевленные и неодушевленные; существительные в единственном числе и существительные множественном числе). 
– Измените существительные звёзды, берега так, чтобы они стояли в единственном числе.
– Да, вы уже многое знаете о имени существительном. Сегодня мы откроем еще один секрет этой части речи. 
– Посмотрите на доску:

  • У меня есть (подруга).
  • Зимой я гостил у (подруга).
  • На летние каникулы я опять поеду к (подруга).

– Какое задание вы могли бы предложить? (Надо раскрыть скобки. Можно изменить слово подруга во втором и третьем предложениях.)
– Зачем нужно изменять слово сестра во втором и третьем предложениях? 
(Чтобы предложение звучало красиво и правильно.)
– Как связаны существительные с другими словами в предложении? 
(По смыслу)  
– С каким словом связано существительное сестра во втором предложении? 
(Гостил)
– Поставьте от него вопрос к слову сестра. 
(Гостил у кого?)
– С каким словом связано существительное сестра в третьем предложении? 
(Поеду)
– Поставьте от него вопрос к слову сестра. 
(Поеду к кому?)
– Посмотрите, как изменялось слово сестра в этих предложениях. Что менялось в этом слове? 
(Окончание)
– Выделите окончания.
– Какой мы можем сделать вывод? 
(Существительные в предложениях связаны по смыслу с другими словами, поэтому они изменяются)
– Да, действительно. И наша задача – понаблюдать за тем, как изменяются имена существительные узнать, для чего они это делают.

III. Работа с учебником

– Откройте учебник на с. 160 найдите упр. 374. Прочитайте текст. Выпишите словосочетания с существительным волна, поставьте вопросы.

набегает            что?         волна
брызги               чего?       волны
мешают             чему?       волне
задерживают    что?         волну
смоет                 чем?        волной
исчезают           в чём?     в волне

Вывод: На какие вопросы может отвечать существительное в предложении?
– Волна – это одушевленное или неодушевленное существительное? 
(Неодушевленное)
– Значит, на какие вопросы могут отвечать неодушевленные существительные? 
(Что?  чего?  чему?  чем?  в чём?)
– А одушевленные существительные будут отвечать на следующие вопросы: 
кто? кого? кому? кого? кем? о ком?
– Измените слово дочь по этим вопросам. Работаем по карточке №1.

Карточка №1:

растет            кто?      дочь 
нет                 кого?    дочери
рад                 кому?   дочери
вижу              кого?    дочь
доволен         кем?     дочерью
говорю          о ком?  о дочери

–  Посмотрите, какие окончания при этом могут быть.
– Почему изменялось окончание? 
(Менялся вопрос и слово, от которого этот вопрос задавали)
– Такое изменение существительных по вопросам называется склонением. Но об этом подробнее мы будем говорить в 3 классе.

IV. Упражнение в изменении существительных по вопросам

1. Самостоятельная работа по карточкам с последующей проверкой. (Карточки красного и зеленого цвета: зеленая карточка-задание более легкое, а красная карточка-задание сложнее).

– Выберите карточку, задание которой вам наиболее понятно. Выполните его.

Зелёная карточка

Измените по вопросам: что?  чего?  чему?  чем?  о чём? существительные земля и дерево. Выделите окончания.

Что?    ____земля___________________          _______дерево_____________
Чего?  ____________________________          __________________________
Чему? ____________________________          __________________________
Чем?   ____________________________          __________________________
О чём? о___________________________         о ________________________

Красная карточка

Найдите существительные во множественном числе, подчеркните их. Напишите эти существительные в единственном числе и измените по вопросам. Окончания выделите.

Телеграмма, звёзды, берега, улица, нора, лодка.

Что?       ____________________________       __________________________
Чего?      ____________________________       __________________________
Чему?     ____________________________        __________________________
Чем?       ____________________________        __________________________
О чём? о__________________________         о _________________________

2. Развитие речи

– Ребята, а для чего мы учились изменять имена существительные? (Чтобы наша речь была красивой, правильной.)
– Составьте из этих слов предложения, изменяя там, где нужно существительные.

Живёт, вода, в, бегемот.
Верблюд, а, жить, может, без, вода.
Суслик, в спит, норка, в, жара.

– А можно ли сказать про эти предложения, что это текст? Почему?
– Спишите эти предложения.
– В первом и третьем предложении выделите главные члены предложения и укажите части речи.

V. Итог

Сегодня учились мы старательно
Отвечали замечательно,
Ведь это удивительно
И очень увлекательно – 
У всех давно известных слов
Вдруг открывать секреты!

– Какие же секреты имени существительного сегодня мы с вами открыли?

VI. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...

План-конспект урока русского языка. Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания»

План-конспект урока русского языкаКласс: 3 Учебник (УМК): В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., («Школа России&raq...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....