Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Разработка урока по русскому языку для учащихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkiy.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка (4 класс)

Тема: «2-е склонение имен существительных»

Выполнил:

учитель начальных классов

ГБОУ № 493

Кировского района Санкт-Петербурга

Яковчук Ольга Ивановна

Санкт-Петербург

2021

Цель: узнать признаки имен существительных 2-го склонения, научиться распознавать имена существительные 2-го склонения.

Задачи:

  1. самостоятельно формулировать поставленную цель;
  2. классифицировать объекты по признакам;
  3. уметь строить логические рассуждения, выражать свою мысль и доказывать ее;
  4. оценивать качество и уровень освоения материала;
  5. устанавливать связь между целью и её мотивом.

  Планируемые результаты:

 Личностные:

установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Предметные:

самостоятельно выделение  и формулирование познавательной  цели, рефлексия способов действий,  анализ,   сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

Матепредметные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии в грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;  постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения материала.

Средства проведения мероприятия:

Проектор, экран,

УМК «Школа России»,

презентация,

карточки

Организационные формы мероприятия:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

                                                    План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний

-работа с текстом

4. Мотивация к учебной деятельности

       - работа с таблицей,

       -беседа по таблице,

       -определение грамматических признаков (род, окончание),

      - формулирование темы и постановка цели урока.

 5. Усвоение новых знаний

     - работа в учебнике,

    - письменное выполнение упражнений,

    - выделение грамматических признаков,

   -формулирование вывода,

   -сравнение с правилом.

 6. Физминутка

7. Закрепление материала

8. Итог

9. Рефлексия

10. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие! Настрой на занятие.

Подготовка к уроку.

Проверка домашнего задания

Повторите словарные слова (12 словарных слов по теме: «имя существительное»).

Запись словарных слов по памяти.

Актуализация знаний

Поработаем в парах. У вас на партах лежат листы с текстом. Вставьте пропущенные буквы и определите падеж и склонение выделенных имен существительных.

Проверим.

        

Докажите.

Среди кустов зеленых у речки (1-е скл., Р.п.) серебристой. Гуляет оленёнок – теленочек  пятнистый. Он ходит по опушке (1-е скл., Д.п.) в лесной своей сторонке (1-е скл., Р.п.),

И у него веснушки – совсем как у девчонки.

Определяют окончание выделенных имен существительных.

 

Объясняют написаное.

В И.п., существительные имеют окончание –а-я, поэтому они относятся к 1склонению. Падежи определяют по вопросам и окончанию.

Познавательные

Знать признаки имени существительного как части реч, падежи, падежные вопросы,склонение Коммуникативные

умение грамотно строить речевые высказывания

Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы и постановка цели.

Рассмотрите таблицу

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d10/0003415f-b7153540/img2.jpg

-Чем похожи имена существительные 1 столбика?

-Назовите грамматические признаки имен существительных 2 столбика.

-Определите окончания.

-Могут относится к 1 скл.?

-А по какому признаку они определены в группу?

Сравним предположения с тем, что дано в учебнике с.93

-Какова тема урока?

-Сформулируем цель?

Рассматривают таблицу, анализируют её.

Это имена существительные 1 скл., в И.п. в ед.ч. имеют окончания –а-я-

Имена существительные м.р. и ср.р.

В м.р. окончание нулевое, в ср.р. –о-

Нет

Наверное, эти имена существительные отно-сятся ко 2 склонению.

Читают тему: «Имена существительные 2-го склонения».

Узнать, какие признаки имеют имена существи-тельные 2-го склонения, научиться их распознавать.

Коммуникативные

Умение грамотно строить речевые высказывания

Личностные

развивать познавательные интересы

Регулятивные

умение прогнозироватьработу

Познавательные

Знать падежи, склонение

Уметь грамотно определять род имен существительных, выделять окончание.

Усвоение новых знаний

-Найдите в учебнике упр. 162, с.93

-Прочитайте пары слов.

-Чем похожи слова каждой пары?

-Чем отличаются?

-Спишите слова парами.

-Выделите окончания имен существительных. и определите  их род.

1 столбик - коллективное выполнение.

2 столбик- самостоятельно.

Проверим.

Сделаем вывод:

Найдем правило   на с. 93

Прочитайте задание упр.163.

-Несколько слов сделаем вместе со мной, затем самостоятельно.

Выполним проверку.

Работают  с учебником . Находят упражнение. Читают пары слов.

Однокоренные слова

Они разного рода

Записывают пары слов, определяют род имен существительных и выделяют окончание.

Один ученик работает у доски. Затем учащиеся выполняют коллективную проверку.

Уголь-уголёк – м.р., нулевое окончание.

Море (ср.р., -е- )-моряк (м.р. окончание нулевое)

Слово (ср.р., -о-)-словарь (м.р., нулевое окончание)

Учащиеся формулируют вывод: имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о-е- в И.п.  относятся ко 2-ому склонению.

Читают правило, закрепляют информацию о именах существительных 2-го склонения.

Читают задание  Доказывают, что данные слова – имена существительные 2-ого склонения. Образуют от каждого из них однокоренное имя существительное тоже 2-го склонения сначала под руководством учителя, затем самостоятельно.

Зеркало  -зеркальце

Что? (И.п.) ср.р –о-е-

Проверяют задание по образцу на доске.

Берег –бережок, горох-горошек, хозяин- хозяйство, заяц- зайчик, солнце-солнышко, сердце-сердечко, телефон-телефончик, медведь-медвежонок, календарь-календарик, кольцо-колечко, костюм- костюмчик, комбайн-комбайнер.

Познавательные

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

Регулятивные

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

Личностные

Умение оценивать способы и условия действия

Коммуникативные

Умение строить речевые высказывания, слушать других.

Физминутка

Давайте немного разомнемся

Разминка. Показывают дети.

Закрепление

 Выпишите имена существительные 2-го склонения и выделите окончания.

Капуста, яблоко, помидор, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, молоток, лопата, топор, воскресенье, машина, вагон, автобус, собака, человек, календарь.

Выписывают имена существительные 2-го склонения, выделяют окончание.

Один из учеников работает на откидной доске. Проверку выполняют коллективно.

Яблоко (ср.р. –о-), помидор (м.р. -), картофель (м.р.-), кочан, огурец, огород, молоток, топор, воскресенье, вагон, автобус, человек, календарь)

Познавательные

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

Личностные

Умение высказывать свое отношение

Коммуникаьивные

Умение доказывать свою точку зрения, выслушивать высказывания других.

Регулятивные

Умение контролировать деятельность, корректировать ошибки.

Итог

Вставьте пропущенные слова.

-имена сущ. м.р. с ……окончанием, и ….. с окончаниями –о-, ….. в ……падеже ед.ч. относятся ко ……

-Про какие признак  им. сущ.2-го склонения узнали?

Работают на карточках, вписывают пропущенные слова. Один ученик пишет на интерактивной доске. Выполняют коллективную проверку.

Род, окончание.

Познавательные

Умение строить речевое высказывание в устной форме.

Рефлексия

Объяснение домашнего задания

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d10/0003415f-b7153540/310/img9.jpg

Оценивают свою деятельность на уроке.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по заданию, если есть.

Личностные

Умение объективно оценивать свою деятельность

Коммуникативные

Умение выражать свои мысли

Список используемой литературы:

1. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.: ил. – (Школа России).

2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. 1-е изд. – М.: ВАКО, 2018. – 368с.

3. Кравченко Д.А. Сборник рефлексии для начальной школы: [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://infourok.ru/sbornik-refleksii-dlya-nachalnoy-shkoli-3392931.html .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...