Урок русского языка "Падежи имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_gurova_elena_yurevna_urok_russkogo_yazyka_padezhi_3_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №45 им.Д.И.Блынского г.Орла
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: «Падеж имен существительных»
Учитель начальных классов Гурова Елена Юрьевна
(высшая квалификационная категория)
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 «В» |
Базовый учебник | «Русский язык», 3 класс, С.В.Иванов |
Тема урока | Падеж имен существительных |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (предметные, метапредметные, личностные) | Цель: познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи. Метапредметные: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; развивать и совершенствовать речь учащихся. Личностные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь. |
Методы обучения |
|
Форма работы | Групповая, парная, индивидуальная |
Материалы и оборудование | учебник «Русский язык». 3 класс. С.В.Иванов рабочие тетради «Русский язык», 3 класс Кузнецова М.И. карточки с заданиями |
Технологическая карта урока
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица Инсерт
V ( уже известно) | – (не согласны) | + (интересно, неожиданно) | ? (хотим узнать больше) |
Текст для чтения
Существительное
Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания. Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1.Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? Употребляются ли существительные в именительном падеже с предлогами?
2. А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож?
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому я рад? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? Употребляются с какими предлогами?
4. А я – винительный падеж
И вижу я во всём невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть?
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),
Но и без них могу прожить.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? Могут употребляться с какими предлогами?
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? С какими предлогами могут употребляться?
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? Без чего никогда не употребляются существительные в предложном падеже?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"
Русский язык в 4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...
Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.
Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных...
Конспект урока русского языка. 3 класс. Тема урока: «Порядок разбора имени существительного как части речи»
Конспект урока...
Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."
Открытый урок " Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных"...
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...