Конспект урока русского языка по теме " Имя существительное "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ермолаева Елена Александровна

Конспект урока русского языка по теме " Имя существительное "

Предназаначен для продолжения изучения имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока:

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты 
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; имеют первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; воспринимают речь учителя непосредственно не обращенную к учащемуся

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические – осуществляют анализ и сравнение.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя существительное. Вопросы имен существительных: кто? что? Признаки и роль имен существительных. 
Лексическое значение слов. Многозначные слова. 
Самолет

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 7–9. Схема «Имя существительное»

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

формируемые УУД

I. Мотивирование к учебной 
деятельности 
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

– Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать?
(Да.)

Какое настроение у вас сейчас, покажите!

-Желаю вам сохранить её до конца нашего урока!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные:

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

-отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

В гости к нам пришла сама

Волшебница…..зима

-Какой месяц идёт?

-Записываем число и классная работа.

Пишем букву зЗ

Подберите к слову зима однокоренные слова: зимушка, зимний, зимовать.

Выполняют письмо 
по образцу Вырабатывают каллиграфический почерк

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

III. Актуализация знаний.

Работа в парах

Работа по карточке

Работа в парах.

- Запишите и разделите слова на 3 группы.

Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

Выполняют,, отвечают 
на вопросы учителя, анализируют слова, предложенные 
для наблюдения.

Делают выводы

IV. Постановка 
учебной задачи

Фронтальная. 
Словесный. 
Беседа, работа 
с учебником

- Прочитайте слова.

Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.

- Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)

- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

- Сформулируйте тему урока?

-Имя существительное.(кластер на доске)

-Чему мы будем учиться в этом разделе?

-На какой вопрос мы должны ответить?

- Что вы знаете об имени существительном?

-отвечает на вопросы кто? что? (кластер на доске)

-Приведите примеры имен существительных.

Чтение стиха о существительном.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных - нету!

И всё, что может видеть глаз, -

Над вами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

- Наша речь состоит из слов. Каждое слово – это части речи. Вот сегодня мы остановим своё внимание на самой главной, самостоятельной части речи- имени существительном.

Выполняют задание 
учителя.

Читают, 
отвечают на вопросы

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителя

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке;познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Имя существительное, его признаки (упр. 8)

Фронтальная. 
Словесный, практический. Работа с правилом, беседа, упражнение

2. Классификация существительных

А)Работа по электронному

Игра «Группа слов»

Фронтальная

Б) Работа по рабочей тетради

Работа в парах

Прочитайте в учебнике правило на

стр.8.(1 часть)

Выполнение упражнения 8

-Чтение, Нахождение существительных, роль существительных,

-Что обозначают существительные?

-А только ли предметы обозначают имя существительное?

Давайте разберёмся в этом.

-

Так только ли предметы обозначают имена существительные?

Выполнение упражнения 8

Читают правило, выполняют упражнение

Осознанно читают правило, извлекают из него информацию. Высказывают свое мнение

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителя

Выполняют задание 
учителя.,отвечают на вопросы

Метапредметные(УУД)

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению ;

-учитывать разные мнения ;

познавательные: 

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- -следственные связи;

-делать обобщение;

-искать и выделять необходимую информацию;

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

-осуществлять самоконтроль; давать оценку своей деятельности на уроке.

Физкульт

минутка

Коллективная. Практический

Проводит физкультминутку

Имя существительное

Очень убедительное.

На вопросы кто? И Что?

Отвечать оно должно.

Если слово будет отвечать на вопрос кто?, руки вверх, если что? -руки вперёд,

Если встретятся другие части речи- присесть

Выполняют движения 
по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления


3.Работа в рабочей тетради

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, 
практический.

Определить части речи, подчеркнуть основу предложения.

-Каким членом предложения является каждое имя существительное

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-работать по предложенному плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое

содержание

5. Работа по электронному приложению

Словарно-
орфографическая работа. 
Самолет.

Лексическое значение имен существительных (упр. 9)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа

Отгадайте загадку.

Железная птица по небу летает.

САМОЛЁТ.

-Что можете об этом слове сказать?

Существительное, сложное слово, состоит из двух корней- сам и лёт, словарное слово, правописание запомнить.

Лексическое значение слова.

Предлагает определить значение остальных имен существительных

Выписать:

1ряд- 5 существительных на вопрос -КТО?;

2 ряд-5 существительных на вопрос -ЧТО?

Выполняют упражнение, задание учителя. 
Запоминают написание словарного слова

Определяют имена существительные по признакам. Объясняют лексическое значение слов. Усваивают написание непроверяемого слова

6.Многозначные

Слова

(Упр.10)

Фронтальная. 
Словесный, практический. Упражнение, беседа

Организует работу 
с упражнением. Обращает внимание на значение многозначных слов

Ножка- звуко- буквенный анализ

Выполняют упражнение. Определяют часть речи, составляют предложение

VI. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, 
практический

Россия, объявление, килограмм, муравьи, подснежник, петушок, орешек, друзья, разъезд, сельдь, коллектив, зайчик, кармашек

Записывают под диктовку слова.

Определяют, какой частью речи они являются.

Подчеркивают изученные орфограммы

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 
(итог)

Фронтальная.

Словесный. 
Беседа

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по составленной схеме.

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Оцените себя

Заканчивают предложения в зависимости 
от своего состояния, 
впечатления от урока

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Домашнее задание:правило, 
имена существительные

Фронтальная. 

– Выпишите 10 имен 
существительных из стихотворения про зиму, запишите вопросы к ним.

Обеспечивает понимание 
цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

познавательные:

-осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное , как часть речи"

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное, как часть речи" в 3 классе по УМК "Школа 2100" . Авторы учебника "Русский язык" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....

План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное". 3 класс.

Конспект урока дан для Образовательной программы "Школа 2100". К нему составлена презентация в Power Point...

Конспект урока русского языка по теме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Разработка урока русского языка по теме "Имя существительное", комментарий к уроку и презентация....

Конспект урока русского языка по теме: "Имя существительное" (2 класс, УМК "Перспектива")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Существительное»Цели деятельности учителя : формирование представления о существительном, совершенствование навыков письменной речи.Планируемые результа...

Конспект урока русского языка на тему: «Окончания существительных во множественном числе»

Конспект урока русского языкана тему: «Окончания существительных во множественном числе»...

конспект урока русского языка по теме "Имя существительное"

Цель:    Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные,  дать общее понятие о том, на основе каких признаков слова  объединяются  в   ча...