Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление – общеинтеллектуальное
«Занимательный русский язык»
Возрастная группа – 2 класс
Срок реализации программы – 1 год
на 2021/2022 учебный год
Составитель:
Федорова Светлана Викторовна
2021 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 и приказом Минобрнауки от 31. 12.2015 № 1577;
- Письмом Роспотребнадзора, Минпросвещения от 12.08.2020 № 02/16587-2020-24, ГД-1192/03 «Об организации работы общеобразовательных организаций»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 №189;
- Санитарно-эпидемиологические требования 3.1/2.4.3598-20 к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 456 Колпинского района Санкт-Петербурга;
- Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» № 03-29-2516/20-0-0 от 16 03 2020.
1.1. Актуальность курса
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
1.2. Место курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе
«Занимательный русский язык» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности»
1.3. Цель и задачи курса «Занимательный русский язык»
Цель расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
1.4. Категория обучающихся
Курс изучают обучающиеся 2 класса. Занятия проводятся с привлечением обучающихся.
- Формы организации внеурочной деятельности
Формами организации занятий являются: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа, консультация. Предусматривается организация работы учеников в группах, парах, индивидуальная работа.
- Срок реализации курса
Занятия проходят один раз в неделю.
Рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 1 час в неделю (всего 34 часов). Данная программа будет использована в 2 группах.
1.7. Режим занятий
Занятия продолжительностью 40 минут проводятся в первую половину дня по расписанию внеурочной деятельности.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
2.1. Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
- укрепление здоровья школьников.
2.2. Формы оценки достижения планируемых результатов освоения курса
Преподавание предмета ведется по без отметочной системе.
3. Содержание курса.
Тема 1. Фонетика (4 часа).
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Лексика (6 часов).
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Морфология (4 часа).
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Пословицы и поговорки (3 часа).
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 5. Фразеологизмы (2 часа).
Теория: знакомство со значением фразеологизмов.
Практика: правильное употребление фразеологизмов в речи.
Тема 6. Словарные слова (2 часа).
Практика: грамотное написание словарных слов.
Тема 7. Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы (2 часа).
Практика: разгадывание и самостоятельное составление анаграмм, шарад, метаграмм, ребусов.
Тема 8. Загадки (1 час).
Практика: разгадывание русских народных загадок, выделяя главные признаки предметов; составление загадок.
Тема 9. Текст (2 часа).
Теория: уточнение представления о роли заголовка, теме и основной мысли текста.
Практика: подбор заголовков к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление рассказа по картинкам.
Тема 10. Игротека(8 часов).
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
4. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | |
1 | Фонетика. | 4 | |
2 | Лексика. | 6 | |
3 | Морфология. | 4 | |
4 | Пословицы и поговорки. | 3 | |
5 | Фразеологизмы. | 2 | |
6 | Словарные слова. | 2 | |
7 | Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы. | 2 | |
8 | Загадки. | 1 | |
9 | Текст. | 2 | |
10 | Игротека. | 8 | |
Итого: | 34 ч | ||
5. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) | |
план | факт | ||||
I ч | 8 ч | ||||
1 | Вводное занятие. Что мы знаем о звуках и буквах? | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
2 | Что такое лексика? | 1 | "Толковый словарь" С.И.Ожегова, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
3 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | демонстрационный материал, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
4 | Игротека. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
5 | Слова-братья. | 1 | демонстрационный материал рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
6 | Слова - наоборот. | 1 | демонстрационный материал рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
7 | Пословица недаром молвится. | 1 | презентация "Пословицы" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
8 | Игротека. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"; материалы дистанционной школы | ||
IIч | 8 ч | ||||
1 | И снова пословицы, пословицы, пословицы. | 1 | карточки с пословицами рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
2 | Играем со словарными словами. | 1 | аншлаги "Словарные слова" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
3 | Анаграммы. | 1 | карточки с анаграммами рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
4 | Секреты некоторых букв | 1 | лента букв, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
5 | Шарады, анаграммы, метаграммы. | 1 | демонстрационный материал, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
6 | Ещё раз о синонимах и антонимах. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
7 | Игротека. | 1 | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
8 | Слова, обозначающие предметы. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык» | ||
III ч | 10 ч | ||||
1 | Слова, обозначающие действие предметов. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
2 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
3 | Игротека. | 1 | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
4 | Текст. Тема. Главная мысль. | 1 | карточки с текстами, иллюстрации, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
5 | Заголовок - всему голова. | 1 | карточки с текстами, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
6 | Работаем с фразеологизмами. | 1 | презентация "Фразеологические обороты", рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
7 | И снова пословицы. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
8 | Ещё раз о фразеологизмах. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
9 | Русские народные загадки. | 1 | "Большая книга загадок" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
10 | Игротека. | 1 | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
IVч | 8ч | ||||
1 | И вновь словарные слова | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
2 | Учимся различать слова разных частей речи. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
3 | Слова, помогающие назвать качества характера. | 1 | демонстрационный материал "Настроение", рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
4 | Игротека. | 1 | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
5 | Игротека. | 1 | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
6 | Игротека | 1 | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
7 | Повторяем всё, что знаем. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" | ||
8 | Итоговое занятие. | 1 | презентация "Занимательный русский язык" | ||
Итого: | 34 ч |
6. Организационно-педагогические условия реализации курса
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность,
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
- с уроками русского языка;
- с уроками литературного чтения;
- с уроками окружающего мира.
Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.
Техническое оборудование:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- мультмедиапроектор.
7. Информационное обеспечение
Методические пособия:
- Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Дополнительная литература:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2011 г.
- Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2011 г
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2012 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2014г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2014 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2013 г.
Цифровые ресурсы:
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по русскому языку для начальной школы.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Технические средства обучения:
- Компьютер с художественным программным обеспечением.
- Мультимедиа – проектор.
- Экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. За страницами учебника "Русский язык"
Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочного курса За страницами учебника "Русский язык" в 4 классе. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"
Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «В мире русского языка» для детей мигрантов
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире русского языка» для детей мигрантов начальной школы .Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык юным умникам и умницам"
Программа учебного курса «Русский язык юным умникам и умницам» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы образ...