1.Самоопределение к учебной деятельности | - Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. - О чем идет речь? (Время) - Подумайте и обсудите в парах, что такое время. - А на чем можно путешествовать во времени? - Эта машина сегодня на уроке будет особенно нужна.
| - Обсуждают, что такое время - Отвечают на вопросы. (Работа в парах, фронтальная работа) | Знать: лексическое значение слова «время» Уметь: определять лексическое значение слова «время», роль и ценность понятия «Время» в жизни человека. | Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при определении лексического значения слова «время» – проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при определении лексического значения слова «время» – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при определении лексического значения слова «время». Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение структурировать знания при определении лексического значения слова «время» – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при определении лексического значения слова «время» Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение, классификация при определении лексического значения слова «время» - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении лексического значения слова «время» Коммуникативные УУД: -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при определении лексического значения слова «время» -учет разных мнений и умение обосновать собственное при определении лексического значения слова «время» - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при определении лексического значения слова «время» |
2.Актуализация знаний | 1. Работа с кластером -Что вы знаете о глаголе. -Расскажите об изученной части речи, опираясь на кластер; - приведите примеры глаголов в неопределённой форме.
2. Наблюдение над языковым явлением - Что произойдет с этими глаголами, если они попадут в машину времени? ПЕТЬ
пел поет будет петь
ШИТЬ
шил шьет будет шить
(демонстрация полученных слов с помощью машины времени.)
3. Работа с таблицей
- Подумайте, как можно распределить данные глаголы по группам:
| -Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении изученных признаков глагола; - структурируют знания при повторении изученной части речи; - строят речевое высказывание в устной форме при повторении пройденного материала; - осуществляют выбор наиболее эффективных способов при классификации глаголов
| Знать: понятие «глагол», ранее изученные морфологические признаки глагола Уметь: -работать с понятием «глагол»; -определять ранее изученные морфологические признаки глагола; -выделять глаголы по существенным признакам | Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с кластером и с понятием глагола –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при классификации глаголов по существенным признакам – понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при классификации глаголов по существенным признакам – проявление позитивного отношения к правильной устной речи при работе с кластером и с понятием глагола Регулятивные УУД: - оценивание успешности действий при работе с кластером , при классификации глаголов по существенным признакам; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – работа со знаково-символической моделью при работе с кластером – умение структурировать знания при работе с кластером и с понятием глагола – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе с кластером и с понятием глагола Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение, классификация при классификации глаголов по существенным признакам Коммуникативные УУД: –умение формулировать собственное мнение при классификации глаголов по существенным признакам – умение контролировать собственные действия при классификации глаголов по существенным признакам - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при классификации глаголов по существенным признакам |
3. Постановка проблемы | - С какими трудностями вы столкнулись, когда выполняли задание? - Почему? - Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе. - Какова тема нашего урока? - Чему же мы сможем научиться?
| - Строят речевое высказывание в устной форме при формулировании темы и цели урока; - участвуют в учебном диалоге с одноклассниками при обсуждении способа классификации глаголов; - осуществляют выбор наиболее эффективных способов при классификации глаголов; (Фронтальная работа, работа в парах)
| Знать: понятие «глагол» Уметь: определить недостающие знания и понятия о глаголе, которые ещё предстоит добыть.
| Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при формулировании темы урока –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. Регулятивные УУД: – определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. – составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение структурировать знания при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. – выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. –постановка и формулирование проблем при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. – выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. Коммуникативные УУД: –определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. -понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. -учет разных мнений и умение обосновать собственное при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. -умение договариваться, находить общее решение при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. -способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые ещё предстоит добыть. -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности при работе с понятием «глагол», определении недостающих знаний о глаголе, которые еще предстоит добыть. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Что вы заметили при выполнении задания.
- Почему именно так вы распределили данные глаголы?
- Подумайте, как можно назвать каждую группу.
| - Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме при обсуждении способа классификации глаголов; - участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками, в установлении причинно-следственных связей и построении логической цепи при обсуждении способа классификации глаголов; - участвуют в выдвижении гипотез, их обосновании, доказательстве при классификации глаголов (Работа в группах, работа в парах)
| Знать: понятие «Глагол» Уметь: работать с понятием «Глагол», классифицировать глаголы
| Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятием «Глагол», – самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с понятием «Глагол» –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе с понятием «Глагол» – понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при работе с понятием «Глагол» – проявление позитивного отношения к правильной устной речи при работе с понятием «Глагол» Регулятивные УУД: – определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятием «Глагол» – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем при работе с понятием «Глагол», Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение структурировать знания при работе с понятием «Глагол» – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятием «Глагол», – выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с понятием «Глагол» –постановка и формулирование проблем при работе с понятием «Глагол» Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с понятием «Глагол», – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятием «Глагол» – выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с понятием «Глагол» Коммуникативные УУД: –определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при работе с понятием «Глагол» – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе с понятием «Глагол», понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при работе с понятием «Глагол», -понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору при работе с понятием «Глагол», -учет разных мнений и умение обосновать собственное при работе с понятием «Глагол», -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при работе с понятием «Глагол»
|
5. Решение проблемы | - Где мы можем убедиться в правильности своих предположений?
Работа с эталоном.
Пр. вр | Наст. вр | Буд. вр. | Что делал?
Что сделал? | Что делает?
Что делают?
| Что Сделает?
Что будет делать? |
| - осуществляют смысловое чтение ,структурируют полученные знания при работе с эталоном; -формулируют способ решения проблемы при определении времени глагола
(Фронтальная работа, индивидуальная работа)
| Знать: понятие «время глагола»
Уметь: работать с понятием время глагола, определять время глагола. | Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятием «Глагол»,понятием «Время глагола», – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при работе с понятием «Глагол»,понятием «Время глагола», Регулятивные УУД: – составление алгоритма решения учебной задачи совместно с учителем при работе с понятием время глагола, определении времени глагола. – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной при работе с понятием время глагола, при определении времени глагола. – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятием время глагола, при определении времени глагола. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – построение знаково-символических моделей при составлении таблицы - эталона способа действия для определения времени глагола – умение структурировать знания при работе с понятием время глагола, при определении времени глагола. Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с понятием время глагола, при определении времени глагола. – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятием время глагола, при определении времени глагола. Коммуникативные УУД: – умение контролировать собственные действия при работе с понятием время глагола, при определении времени глагола. - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при определении времени глагола. |
6. Первичное закрепление | - Найдите и выпишите глаголы из текста. 1 группа - действия которые происходят сейчас 2 группа - действия которые уже произошли 3 группа - действия которые произойдут.
1. Греет, набухают, летят. 2. Кончились, прилетели, растаял. 3. Зазеленет, расцветет, будет звенеть.
Физминутка
| -выполняют письменные упражнения при работе с эталоном по определению времени глагола; - участвуют в учебном диалоге с одноклассниками при работе с эталоном по определению времени глагола; - осуществляют выбор наиболее эффективных способов при выборочном списывании; - участвуют в установлении причинно-следственных связей и построении логической цепи рассуждений при работе с эталоном по определению времени глагола и выборочном списывании (Работа в группах)
| Знать: Понятие «Глагол», «Время глагола»
Уметь: Работать с понятием «Глагол», «Время глагола», ставить вопросы к глаголу.
| Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятием время глагола, при определении времени глагола. –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе с понятием время глагола – понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при работе с понятием время глагола, - проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при работе с понятием время глагола. Регулятивные УУД: – определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками при работе с понятием время глагола, – составление плана решения учебной задачи совместно с одноклассниками при работе с понятием время глагола, – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при работе с понятием время глагола, – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятием время глагола, Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – поиск и выделение необходимой информации в учебнике при работе с понятием время глагола; – умение структурировать знания при работе с понятием время глагола, – выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с понятием время глагола, –постановка и формулирование проблем при работе с эталоном по определению времени глагола и выборочном списывании Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с эталоном по определению времени глагола и выборочном списывании – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с эталоном по определению времени глагола и выборочном списывании – выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с эталоном по определению времени глагола и выборочном списывании Коммуникативные УУД: –определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками, умение формулировать собственное мнение при работе с эталоном по определению времени глагола и выборочном списывании – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе с эталоном по определению времени глагола и выборочном списывании умение договариваться, находить общее решение при работе с эталоном по определению времени глагола и выборочном списывании - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на выборочное списывание - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при работе с понятием время глагола, - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности при работе с понятием время глагола |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | - Определите время глаголов самостоятельно, опираясь на эталон способа действия.
| - Выполняют письменное упражнение при самостоятельном определении нового морфологического признака с опорой на эталон способа действия - структурируют знания при самостоятельном определении нового морфологического признака с опорой на эталон способа действия -осуществляют самопроверку, по эталону; -оценивают результат своей деятельности (Индивидуальная работа)
| Знать: алгоритм действий Уметь: - применять алгоритм действий; - оценивать результат своей деятельности.
| Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при применении алгоритма действий; –самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при применении алгоритма действий; – понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при применении алгоритма действий; Регулятивные УУД: – определение цели учебной деятельности при применении алгоритма действий; – составление алгоритма решения учебной задачи при применении алгоритма действий; – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при применении алгоритма действий; – оценивание успешности решения учебной задачи при применении алгоритма действий; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – поиск и выделение необходимой информации в учебнике при применении алгоритма действий; – умение структурировать знания при применении алгоритма действий; – выбор наиболее эффективных способов решения задач при применении алгоритма действий; –постановка и формулирование проблем при применении алгоритма действий; Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение, классификация при применении алгоритма действий; – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при применении алгоритма действий; Коммуникативные УУД: – умение контролировать собственные действия при самостоятельном определении нового морфологического признака с опорой на эталон способа действия рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при применении алгоритма действий; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя при применении алгоритма действий; |
8. Включение в систему знаний и повторение | Дополним наш кластер. Какой новый морфологический признак глагола мы добавим? Найдите глаголы, определите время и число глаголов. | - участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении кластера - осуществляют знаково-символические моделирование при дополнении кластера - структурируют знания при работе с кластером; -распознают времена глаголов в предложении и тексте при работе с упражнением -выполняют письменное упражнение при определении изученных морфологических признаков глагола (индивидуальная работа, фронтальная работа)
| Знать: понятия «Время» и «Число» глагола Уметь: - работать с понятием время и число глагола; -осуществлять знаково-символическое моделиро-вание; - структу-рировать знания о глаголе; -определять время и число глаголов.
| Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при осуществлении знаково-символического моделирования, структурирования знаний о глаголе. –самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности содержанию при осуществлении знаково-символического моделирования, структурирования знаний о глаголе. – понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при осуществлении знаково-символического моделирования ,структурирования знаний о глаголе. – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при осуществлении знаково-символического моделирования; Регулятивные УУД: – определение цели учебной деятельности при структурировании знаний о глаголе; – составление алгоритма решения учебной задачи при выполнении письменного упражнения и определении изученных морфологических признаков глагола – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при выполнении письменного упражнения и определении изученных морфологических признаков глагола – оценивание успешности решения учебной задачи при выполнении письменного упражнения и определении изученных морфологических признаков глагола Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – построение знаково-символических моделей при дополнении кластера – поиск и выделение необходимой информации в учебнике при выполнении письменного упражнения и определении изученных морфологических признаков глагола – умение структурировать знания при дополнении кластера – выбор наиболее эффективных способов решения задач при выполнении письменного упражнения и определении изученных морфологических признаков глагола Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение, классификация при дополнении кластера – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при дополнении кластера Коммуникативные УУД: – умение контролировать собственные действия при осуществлении самооценки своей деятельности на уроке рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий - работать с понятием время и число глагола; -осуществлять знаково-символическое моделирование; - структурировать знания о глаголе; -определять время и число глаголов -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя при осуществлении самооценки своей деятельности на уроке |
9. Рефлексия деятельности | - Над какой темой урока работали? - Какую цель ставили перед собой в начале урока? -Удалось ли достичь поставленной цели? Оцените свою деятельность на уроке, продолжив предложения: Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Я смог… Меня удивило… Я расскажу дома…
| - участвуют в учебном диалоге с учителем при обсуждении своих достижений на уроке (фронтальная работа)
| Уметь: осуществлять самооценку своей деятельности на уроке | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при осуществлении самооценки своей деятельности на уроке – самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при подведении итогов урока – понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при осуществлении самооценки своей деятельности на уроке – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при осуществлении самооценки своей деятельности на уроке Регулятивные УУД: – анализ достижения цели учебной деятельности при подведении итогов урока – оценивание успешности достижения цели урока при осуществлении самооценки своей деятельности на уроке Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при осуществлении самооценки своей деятельности на уроке Коммуникативные УУД: - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при осуществлении самооценки своей деятельности на уроке |