Рабочая программа по родному русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Родной язык» составляют следующие документы:
Русский родной язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. – М.: Просвещение 2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_3_klass.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Родной язык» составляют следующие документы:
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области, принятое на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 30.08.2021 г.), введенное в действие приказом по школе №43 от 31.08.2021 г.
Русский родной язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. – М.: Просвещение 2021
Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Согласно учебному плану на изучение родного языка в 3 классе выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Планируемые результаты учебного предмета.
Личностные
У учащихся будут сформированы
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
- осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
- восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
- понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительной мотивации к созданию собственных текстов;
- положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
- способности к адекватной самооценке.
Предметные
Учащиеся научатся:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
- осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
- вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
- использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- осознавать цели и задачи урока, темы;
- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
- планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;
- находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
- по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
- преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
- озаглавливать текст;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
Содержание учебного предмета
Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Язык в действии.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Секреты речи и текста.
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п
Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количество часов, отводимое на изучении данной темы | ЭОР |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 17 | |
2 | Язык в действии | 9 | |
3 | Секреты речи и текста | 9 |
Календарно - тематическое планирование по родному языку на 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | |
план | факт | ||||
Русский язык: прошлое и настоящее (17 ч.) | |||||
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой | 1 | П. 1, упр. 4 (2) | ||
2 | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми | 1 | П. 1, упр. 7 | ||
3 | Кто друг прямой, тот брат родной | 1 | П. 2, упр. 6 | ||
4 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | П. 3, упр. 5 | ||
5 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | П. 3, упр. 9 | ||
6 | Сошлись два друга – мороз да вьюга | 1 | П. 4, упр. 5 | ||
7 | Слова, называющие природные явления | 1 | П. 4, упр. 11 | ||
8 | Ветер без крыльев летает | 1 | П. 5, упр. 2, | ||
9 | Образные названия ветра, дождя, снега | 1 | П. 5, упр. 7 | ||
10 | Какой лес без чудес | 1 | П. 6, упр. 3 | ||
11 | Слова, называющие растения | 1 | П.6, упр. 8 | ||
12 | Дело мастера боится | 1 | П. 7, упр. 11 | ||
13 | Заиграйте, мои гусли… | 1 | П. 8, упр. 9 | ||
14 | Что ни город, то норов | 1 | П. 9, упр. 8 | ||
15 | У земли ясно солнце, у человека - слово | 1 | П. 10, упр. 7 | ||
16 | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения | 1 | П. 10, упр. 17 | ||
17 | Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | 1 | П. 10, упр. 16 | ||
Язык в действии (9 ч.) | |||||
18 | Для чего нужны суффиксы | 1 | П. 11, упр. 4 | ||
19 | Для чего нужны суффиксы | 1 | П. 11, упр. 9 | ||
20 | Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? | 1 | П. 12, упр. 3 | ||
21 | Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам? | 1 | П. 13, упр. 7 | ||
22 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | П. 14, упр. 6 | ||
23 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | П. 14, упр. 14 | ||
24 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | П. 15, упр. 5 | ||
25 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | П. 15, упр. 8 | ||
26 | Проверочная работа № 2 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | 1 | П. 15, упр. 9 | ||
Секреты речи и текста (9 ч.) | |||||
27 | Создаем тексты-рассуждения | 1 | П. 16, упр.3 (заполнить таблицу) | ||
28 | Создаем тексты-рассуждения | 1 | П. 16, упр. 8 | ||
29 | Учимся редактировать тексты | 1 | П. 17, упр. 5 | ||
30 | Учимся редактировать тексты | 1 | П. 17, упр. 7 | ||
31 | Учимся редактировать тексты | 1 | П. 17, упр. 12 | ||
32 | Создаем тексты-повествования | 1 | П. 18, упр.1 | ||
33 | Создаем тексты-повествования | 1 | П. 18, упр. 3 | ||
34 | Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | 1 | - | ||
35 | Закрепление изученного материала | 1 | |||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс
Программа расчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа по родному русскому языку (4 класс)
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном с...
Рабочая программа по родному русскому языку (2 класс)
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном с...
Рабочая программа по родному русскому языку 1 класс
Рабочая программа по родному русскому языку на 1 полугодие 1 класса....
Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса составлена на основе Федерального государ...
Рабочая программа по Родному( русскому) языку 3 класс
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс...