Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Организационный момент
| И так ребята, внимание, прозвенел звонок на урок. Встали ровно, подравнялись, сели за парты соблюдая правила посадки 1,2,3,4,5. | 1-ноги на пол 2-спинка прямая 3-проверяем расстояние от живота до парты 4-проверяем расстояние до глаз 5-все сидят правильно |
2.Настрой на работу | Послушайте пословицу Знания собираются по капле. -Как вы понимаете её смысл? |
Каждый день мы узнаем, что- то новое. |
-Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания, по капельки собираются в огромное море знаний. |
|
-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний? |
|
3.Актуализация знаний + Минутка чистописания
| - Запишите сегодняшнее число, классная работа. | (С комментированием) |
(На доске написаны словарные слова). П . льто, в . р (а/о) бьи, к . ртоф . ль, к . ньки, мальч . к, с . л (о/а) вьи, м . рко(в/ф)ь, м . двежьи, пом (а/о)щь. |
Что общего у всех этих слов? | У них есть Ь. |
Пропишите Ь, увеличивая его количество в каждой последующей группе. | Ь ЬЬ ЬЬЬ ЬЬЬЬ ЬЬЬЬЬ ЬЬЬЬЬЬ и т.д. |
Какую работу может выполнять мягкий знак? | Выступать, как показатель мягкости. Служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной. |
(На доске вывешиваю схему)
Показатель мягкости согласных |
| Разделительный |
|
4. Постановка темы и целей урока. | Прочитайте ещё раз все словарные слова. Выпишите слова в два столбика, в соответствие с функцией Ь. На месте точки пропущены непроверяемые гласные. В случае, если вы сомневаетесь с выбором буквы, воспользуйтесь орфографическим словарём. Проверяемые безударные гласные вставляйте только после подбора проверочного слова. Объясните написание орфограмм. |
Проверка. Пальто – сл. слово, Воробьи - воробышек, Картофель, коньки, мальчик, медвежьи - сл. слова, Соловьи – соловушка, Морковь – морковочка, Помощь – помощница. |
По каким признакам распределили слова?
| В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком. |
Зачитайте слова первого столбика. (Дети зачитывают слова) Зачитайте слова второго столбика. (Дети зачитывают слова) |
|
О чем задумались во время работы? | Не поняли, куда выписать слово “помощь”. |
Так в какой столбик вы выписали это слово?
| Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости. А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости. Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака. А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем? |
На какой звук оканчивается слово? | Мягкий, шипящий. |
Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? | Слово произносится так же, как и с мягким знаком.
|
Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]?
| Наверное, нет. Но почему тогда он там пишется? -А может мягкий знак здесь выполняет какую-нибудь другую роль, о которой мы еще не знаем? -А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое. |
Да, ребята, вы правы. А что именно мы узнаем, мы сейчас и выясним |
|
5.Физминутка |
|
|
6. Открытие нового знания. | Давайте прочитаем слова:
| Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь. |
Как вы думаете,что объединяет эти слова? | Все слова являются именами существительными. |
На какие согласные звуки заканчиваются слова? | Шипящий согласный на конце. |
Разделите эти существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь в 2 столбика. | Нож врач товарищ ковш Мышь рожь дочь вещь |
Какие существительные определили в 1 группу? Что их объединяет? | Нож врач товарищ ковш
С шипящим на конце. |
Какие существительные определили во 2 группу? Что объединяет эти существительные? | Мышь рожь дочь вещь
С ь после шипящих звуков на конце. |
Я предлагаю поработать вам в группах. Обсудите, почему в одних существительных после шипящих пишется ь, а в других – нет. | -В первом столбике слова мужского рода и в них ь не пишется , а во втором столбике слова женского рода и в них ь написан. |
Кто может сделать вывод. | В первом столбике слова м.р. и мягкий знак не пишется, а во втором столбике слова ж.р. и мягкий знак пишется. -На конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, у существительных мужского рода - не пишется. |
| - Где мы можем проверить наш вывод. | -В учебнике. |
| Откройте учебники на с.31 и прочитайте правило. | Читают правило в учебнике |
| Правильно ли мы с вами сделали вывод? | -Да, правильно. |
| Какова же роль мягкого знака в слове: помощь? | Мягкий знак показывает, что это имя существительное женского рода. |
7.Построение алгоритма решения орфографической задачи. | А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих. Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих. | У ребят на партах листы : Составляют памятку. Группа заполняет карточку и поднимают руки над головой, соединив ладошки. |
Что, по вашему мнению, мы должны выяснить сначала? | -Надо определить сначала часть речи, ведь нам может встретиться другая часть речи. |
А дальше? | Если слышу на конце шипящий звук, то определяю род имени существительного. |
| - Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. |
Молодцы! Мы с вами составили памятку, которой можно пользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих. |
|
8. Применение нового знания на практике. | - Продолжаем работать дальше. -Пользуясь памяткой напишите слова под диктовку соседа по парте, объясняя орфограмму. | Борщ.., малыш.., тиш.., вещ.., ключ..., помощ...
Диктуют по одному слову 1в - 1слово, 2в - 2 слово, 1в - 3 слово, 2 в - 4слово, 1в - 5 слово, 2 в - шестое слово. |
| Запишите слово, которое я загадаю, укажите его род, подчеркните орфограмму. |
|
Чёрная птица, вестник весны | Грач |
Она бывает устной и письменной | Речь |
Плохое настроение с капризами | Плач |
| Непроходимая, лесная | Глушь |
Правда лучше, чем… | Ложь |
Он бывает тупой или острый | Нож |
На груди красивая | Брошь |
Маленький ребёнок | Малыш |
Правда лучше, чем… | Ложь |
Он бывает тупой или острый | Нож |
На груди красивая | Брошь |
Маленький ребёнок | Малыш |
Письмо памяти
Звуко - буквенный разбор слова "рожь" | Дети объясняют смысл пословицы, находят орфограммы, пишут по памяти. Рожь поспела - берись за дело. Выполнение на доске с проверкой.
|
9.Контроль уровня усвоения новых знаний | Проверьте, как вы усвоили новый материал. Выпишите из текста слова на изучаемую орфограмму. | Самооценка
Кончается короткая летняя ночь. Первый луч солнца упал на ландыш. Потом луч заглянул в прозрачный лесной ключ. Утреннюю тишь только нарушала речь людей. Учащиеся определяют уровень своих знаний. |
10.Итог урока.
| Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь? |
|
- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке? |
|
11.Рефлексия | Ребята оцените свою деятельность на уроке. Нарисуйте смайлик на полях тетради: ☺ - если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались 😐 - если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке. ☹ - , вам было не очень интересно на уроке, и вы не очень разобрались в новой теме |
|
12.Домашнее задание | Задание на выбор С. 32, упр. 53 выполнить задание к упражнению, составить текст по опорным словам, сочинить сказку по теме урока |
|
Спасибо за внимание. Урок окончен. |