Тема урока: «Общее понятие о предлоге».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как служебной частью речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 22.32 КБ |
Презентация | 726.5 КБ |
Тест-опрос | 13.61 КБ |
Карточки | 13.1 КБ |
Домашнее задание | 383.2 КБ |
Предварительный просмотр:
2-й класс. УМК «Школа России»
Тема урока: «Общее понятие о предлоге».
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
- образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
- развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
- воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Планируемый результат: знать, уметь различать и правильно писать предлоги.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Поприветствуйте ребята друг друга улыбкой. На дворе у нас весна. Погода солнечная, пусть и в классе будет прекрасное настроение и тёплая обстановка. Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех
II. Актуализация знаний учащихся.
1)Минутка чистописания
- Начнем мы наш урок с минутки чистописания.
-Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа
Какую букву мы сегодня пишем?
Пп
-Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук.
пп ппп пппп
-Какую закономерность заметили? Продолжите строку.
На доске у меня записано предложение, прочитайте его.
Пишут не пером, а умом!
- Что вы прочитали? К какому литературному жанру относится запись?
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
-Скажите, а ум нам нужен только при письме?
- Сегодня мы с вами продолжим исследование богатств русского языка, и сегодняшнее исследование мы начнем со слов, которые записаны на доске.
2) Работа со словами:
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая.
а) Орфографическая зарядка.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой. Устно.).
б)Работа в парах.
-Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
Сколько будет групп? Какие? Обсудите в парах.
-Запишите слова в три группы самостоятельно.
Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
-Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
-Итак, какие же части речи вы знаете?
(Слайд 1)
-Какое слово оказалось лишнее? Почему?
Мы знаем, как называется слово под?
Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, английский язык мы встречались с предлогами?
Но мы не говорили о них подробно.
Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
А что бы вы хотели узнать о предлогах? (ответы детей)
- Работа над новым материалом.
1. Объявление темы урока и постановка целей.
-Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: «Общее понятие о предлоге».
-Посмотрите на доску
(Слайд 2)
- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
Давайте вставим предлоги.
- Какие слова мы вставили? Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги.
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
-Запишите этот текст в тетрадь, выполните задание
(Ученики записывают в тетрадях текст)
(Проверка по слайду)
-Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
- Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
-Давайте, прочитаем правило, которое дано нам в учебнике с. 109
(Слайд 3)
- Почему осталось два свободных лепестка?
Физминутка
Продолжение работы по теме урока.
(Слайд4)
-Рассмотрите рисунок.
-Что находится НА крыше?
- НАД чем летит птичка?
-Где растет дерево?
-Что у мишки В руке?
- ПЕРЕД чем сидит кошка?
- Где лежит собака?
- Составьте предложение с любым из этих предлогов?
- Отвечая на вопросы, вы использовали слова НА, НАД, ЗА, В, ПЕРЕД, ПОД. Как они называются?
-Предлог - греческое слово переводится как стоящий "перед словом". В русском языке около 200 предлогов. Но мы с вами работаем с самыми распространёнными.
(Слайд 5)
- В учебнике в Упр. 185 с. 109. у вас есть таблица предлогов
Запишите предлоги, состоящие из одной буквы, 2 букв, 3 букв, 4 букв, 5 букв и из большего количества букв.(Спрашиваю несколько учеников)
Работа по учебнику.
(с.109 упр.186)
- Можно ли обойтись в нашей речи без предлогов? Почему?
(Предлоги связывают слова в предложении по смыслу.)
Прочитайте задание. Запишите текст, вставляя пропущенные слова. Подпишите предлоги.
(Дети выполняют задание самостоятельно.)
Проверка. Прочитайте первое предложение так, как оно записано. Какое слово вставили?
-Что вы заметили? Как же пишутся предлоги со словами? (правило с.110)
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
Физминутка. Зарядка для глаз.
Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Карточка.
Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Объединить пары слов с помощью предлогов.
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)
Итог урока.
Обобщение знаний о предлоге.
Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
Мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.
(Слайд 6)
Тест – опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
1.Выбери верное утверждение, обведи в кружок номер с правильным ответом.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3.Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
4.Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать
5.В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
Поменяйтесь тестами. Взаимопроверка с образца. Поставьте отметку своему соседу
V. Домашнее задание.
1.Стр. 109-110 – выучить правило.
2.Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котенка, используя данные предлоги.
VI. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Где нам это пригодится?
Оцените свою работу на уроке
(Слайд 7)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧАСТИ РЕЧИ Им Имя существи - тельное Глагол Имя прилага - тельное Какие части речи вы знаете?
Прочитайте текст. Определите части речи . Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по льду. Весело детям в зимнее время на улице. гл. г л. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. п рил. п рил.
ЧАСТИ РЕЧИ Им Имя существи - тельное Глагол Имя прилага - тельное П редлог
на над за в под перед
к из по об от на у за с о под над предлоги в без около перед возле
предлог ч асть речи о тдельные самостоятельные слова н ельзя поставить вопрос с лужит для связи слов в предложении
Тест-опрос 1 – Б 2 – В 3 – А 4 – А, В 5 – А, Б
Предварительный просмотр:
Тест – опрос.
1.Выбери верное утверждение, обведи в кружок номер с правильным ответом.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3.Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
4.Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать
5.В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
Предварительный просмотр:
1 группа.
Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа.
Объединить пары слов с помощью предлогов.
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа.
Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
1 группа.
Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа.
Объединить пары слов с помощью предлогов.
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа.
Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
Предварительный просмотр:
Домашнее задание
1. Стр. 109 - 110 – выучить правило.
2. Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котенка, используя данные предлоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока « Общее понятие о глаголе». 3 класс. Рамзаева.
Ознакомление учащихся с понятием глагол; обогащение речи учащихся употреблением глаголов....
План урока "Общее понятие о предлоге"
План урока "Общее понятие о предлоге" по программе Школа России " класс. План представлен в форме технологической карты с презентацией....
Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге". 2-й класс. УМК "Школа России"
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”....
Урок русского языка на тему: "Общее понятие о предлоге" 2 класс
Открытый урок давался во 2 классе компенсирующего обучения....
урок русского языка по теме" общее понятие о предлоге"
Урок русского языка проведенный во 2 классе в соответствии с ФГОС по программе "Школа России" ( знакомит учащихся с предлгом как частью речи)...
Урок русского языка во 2 классе по теме:"Предлог.Общее понятие о предлоге"
Открытый урок русского языка с мультимедийной презентацией.....
Урок-сказка "Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами."
Для детей школьного возраста...
- Мне нравится (1)