Программа дополнительного образования " Проба пера" 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Программа дополнительного образования " Проба пера" 4 класс содержит: пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно - тематическое планирование. Программа будет полезна педагогам, которые работают с детьми над развитием письменной и устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа дополнительного образования "Проба пера" 4 класс | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Проба пера» для учащихся 4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой.- М.: Издательство РОСТ, 2014
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за учебный год. Актуальность курса подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.
Цель программы –
- всестороннее развитие речи младших школьников;
-развивать творческие возможности каждого ученика в области создания текстов и сформировать общеучебные умения работы с текстом.
Задачи курса:
- развитие связной устной и письменной речи;
- совершенствование грамматического строя речи;
- формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;
- обогащение словарного запаса детей;
- развивать интерес к литературному творчеству;
- расширение представлений о видах, способах создания сочинений, приемах работы над сочинением;
- развитие познавательной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Метапредметные УУД:
-работать с соседом по парте.
В малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле, осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Личностные УУД:
- умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- ценностно-смысловой ориентации учащихся;
- базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников;
- базовых эстетических ценностей;
- опыта нравственных и эстетических переживаний.
Регулятивные УУД
- Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
- Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
- Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
Познавательные УУД
- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
- Составлять план текста.
- Уметь передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
- Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Выпускник научится:
• Общему правилу написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
• определять тему, основную мысль текста, составлять план, использовать его при устном и письменном изложении и сочинении;
• членить текст на абзацы и оформлять на письме;
• особенностям разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Выпускник получит возможность научиться:
• Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
• Правильно произносить орфоэпически трудные слова, отобранного для изучения в 4 классах, из орфоэпического минимума.
• Правильно употреблять числительные ОБА, и ОБЕ в разных падежных формах.
• Применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
• Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
• Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.
• Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.
• Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками.
• Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.
• Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержание курса
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание (тема занятия) | Кол -во часов | Основные виды учебной деятельности |
Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. | 1 | Познакомиться с новыми понятиями | |
Фразеологизмы. | 1 | Объяснять значение фразеологизмов | |
Фразеологизмы | 1 | Учиться писать текст по значению фразеологизма | |
Диалектизмы. | 1 | Познакомиться с новым понятием | |
Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | Сравнивать и анализировать новые понятия | |
Метафора. | 1 | Использовать новое понятие. | |
Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | Сравнивать изучаемые понятия | |
Сочинение по пословице. | 1 | Учиться писать сочинение по пословице | |
Анализ сочинений по пословицам. | 1 | Редактировать сочинения | |
Анализ сочинений по пословицам. | 1 | Редактировать сочинение | |
Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Сравнивать и анализировать тексты | |
Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 | Развивать воображение | |
Рифма. | 1 | Составлять рифмованные строки | |
Диалог и монолог. | 1 | Упражняться в составлении диалогов и монологов | |
Драматические импровизации. | 1 | Упражняться в импровизации | |
Драматические импровизации. | 1 | Упражняться в выразительном чтении стихов и прозы | |
Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 | Учиться определять элементы композиции в тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. | |
Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 | Учиться восстанавливать деформированный текст | |
Творческая работа. | 1 | Развивать творческие способности | |
Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 | Учиться составлять текс в художественном стиле | |
Творческая работа. | 1 | Развивать творческие способности | |
Публицистический стиль. | 1 | Познакомятся с новым понятием | |
Газетно – публицистический стиль. | 1 | Познакомятся с новым понятием | |
Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 | Научатся использовать полученные знания | |
Официально – деловой стиль. | 1 | Познакомятся с новым понятием | |
Тезисы. Конспект. | 1 | Познакомятся с новым понятием | |
Тезисы. Конспект. | 1 | Научатся использовать алгоритм составления тезисов и конспектов. | |
Аннотация. | 1 | Познакомятся с новым понятием | |
Я пишу письмо. | 1 | Упражняться в написании писем | |
Личный дневник. | 1 | Познакомятся с новым понятием | |
Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 | Упражняться в написании сочинений | |
Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | Развивать творческие способности | |
Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | Развивать фантазию | |
Конкурс на лучшее название конфет. | 1 | Учиться делать презентацию | |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс
Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...
Программа дополнительного образования "Риторика" 3 класс
Рабочая программа кружка "Риторика" для учащихся 3 класса (ОС "Школа 2100")...
Рабочая программа дополнительного образования "Считарик" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная запискаРабочая программа кружка «Считарик» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на...
Программа дополнительного образования для 1 класса "Эрудит"
Дополнительная общеразвивающая программа «Эрудит» социально – педагогической направленности разработана соответствии с Положением о дополн...
Рабочая программа дополнительного образования 1- 4 класс "Уроки здоровья"
Одним из результатов преподавания программы «Уроки здоровья» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими...
Программа дополнительного образования для начальных классов "Оригами" 72 ч.
Приведена программа доп. образования для 1-2 классов начальной школы по обучению оригами....