Программа дополнительного образования " Проба пера" 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Александрина Татьяна Анатольевна

Программа дополнительного образования " Проба пера" 4 класс содержит: пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно - тематическое планирование. Программа будет полезна педагогам, которые работают с детьми над развитием письменной и устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Проба пера» для учащихся 4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой.- М.: Издательство РОСТ, 2014

Рабочая программа рассчитана на 1 час  в неделю, 34 часа за учебный год.                                                                                                                 Актуальность курса  подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.

Цель программы –

          - всестороннее развитие  речи младших школьников;

 -развивать творческие возможности каждого ученика в области создания текстов и сформировать общеучебные умения работы с текстом.

Задачи курса:

  • развитие  связной устной и письменной речи;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • расширение представлений о видах, способах создания сочинений, приемах работы над сочинением;
  • развитие познавательной деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Метапредметные УУД:

 -работать с соседом по парте.

 В малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле, осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

          Личностные УУД:

- умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

- ценностно-смысловой ориентации учащихся;

- базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников;

- базовых эстетических ценностей;

- опыта нравственных и эстетических переживаний.

Регулятивные УУД

- Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

- Использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу,  ИКТ, инструменты и приборы.

-  Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные УУД    

- Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

- Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

- Составлять план текста.

-  Уметь передавать содержание в сжатом  или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

- Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Выпускник научится:

•        Общему правилу написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.

•        определять тему, основную мысль текста, составлять план, использовать его при устном и письменном изложении и сочинении;

•        членить текст на абзацы и оформлять на письме;

•        особенностям разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).

Выпускник получит возможность научиться:

•        Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

•        Правильно произносить орфоэпически трудные слова, отобранного для изучения в 4 классах, из орфоэпического минимума.

•        Правильно употреблять числительные ОБА, и ОБЕ в разных падежных формах.

•        Применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.

•        Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

•        Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.

•        Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.

•        Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками.

•        Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.

•        Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.

Содержание курса

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с  параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание

(тема занятия)

Кол -во часов

Основные виды учебной деятельности

Омонимы, омофоны, омоформы,  каламбуры.

1

Познакомиться с новыми понятиями

Фразеологизмы.

1

Объяснять значение фразеологизмов

Фразеологизмы

1

Учиться писать текст по значению фразеологизма

Диалектизмы.

1

Познакомиться с новым понятием

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

Сравнивать и анализировать новые понятия

Метафора.

1

Использовать новое понятие.

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

Сравнивать изучаемые понятия

Сочинение по пословице.

1

Учиться писать сочинение по пословице

Анализ сочинений по пословицам.

1

Редактировать сочинения

Анализ сочинений по пословицам.

1

Редактировать сочинение

Художественный стиль. Общее понятие.

1

Сравнивать и анализировать тексты

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

Развивать воображение

Рифма.

1

Составлять рифмованные строки

Диалог и монолог.

1

Упражняться в составлении диалогов и монологов

Драматические импровизации.

1

Упражняться в импровизации

Драматические импровизации.

1

Упражняться в выразительном чтении стихов и прозы

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

Учиться определять элементы  композиции в тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

Учиться восстанавливать деформированный текст

Творческая работа.

1

Развивать творческие способности

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

Учиться составлять текс в художественном стиле

Творческая работа.

1

Развивать творческие способности

Публицистический стиль.

1

Познакомятся с новым понятием

Газетно – публицистический стиль.

1

Познакомятся с новым понятием

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

Научатся использовать полученные знания

Официально – деловой стиль.

1

Познакомятся с новым понятием

Тезисы. Конспект.

1

Познакомятся с новым понятием

Тезисы. Конспект.

1

Научатся использовать алгоритм составления тезисов и конспектов.

Аннотация.

1

Познакомятся с новым понятием

Я пишу письмо.

1

Упражняться в написании писем

Личный дневник.

1

Познакомятся с новым понятием

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

Упражняться в написании сочинений

Сочини сценарий для мультфильма.

1

Развивать творческие способности

Сочини сценарий для мультфильма.

1

Развивать фантазию

Конкурс на лучшее название конфет.

1

Учиться делать презентацию

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс

Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...

Программа дополнительного образования "Риторика" 3 класс

Рабочая программа кружка "Риторика" для учащихся 3 класса (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа дополнительного образования "Считарик" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная запискаРабочая программа кружка «Считарик» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на...

Программа дополнительного образования для 1 класса "Эрудит"

Дополнительная      общеразвивающая    программа «Эрудит» социально – педагогической  направленности разработана соответствии с Положением о дополн...

Рабочая программа дополнительного образования 1- 4 класс "Уроки здоровья"

Одним из результатов преподавания программы «Уроки здоровья» является решение задач воспитания – осмысление  и  интериоризация  (присвоение)  младшими...

Программа дополнительного образования для начальных классов "Оригами" 72 ч.

Приведена программа доп. образования для 1-2 классов начальной школы по обучению оригами....