Внеклассное мероприятие
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Мой верный друг, язык мой русский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_vernyy_drug_yazyk_moy_russkiy.docx | 69.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе
"Мой верный друг, язык мой русский"
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.
Оборудование: проектор, ноутбук, высказывания о русском языке на доске, жетоны.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– А давайте послушаем сами себя: какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
– На экране изображения солнышка и тучки. Определите какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, скажите
- А сейчас отгадайте загадки:
В нём красота звучанья слов,
И глубина многообразия,
Живёт в нём русская душа,
Певучесть, гибкость, уникальность!
( Русский язык)
Он красив и почитаем,
Богат, многообразен,
Пушкин, Лермонтов, Тургенев
На нём писали, говорили!
( Русский язык)
Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
(Русский язык)
-Так о чём же сегодня будет идти речь? (О русском языке)
- Итак, дорогие друзья, вы, наверное уже поняли, что наше внеклассное мероприятие посвящено нашему родному языку – русскому языку.
Чтение стихов учащимися.
Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке!
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык- яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой» - говорил Лев Николаевич Толстой.
Учитель: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык.
И мы проводим турнир знатоков русского языка.
В нашем турнире примут участие две команды:
Команда «Грамотеи», капитан команды …
Команда «Умники», капитан команды…
Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает жетон, команда ,набравшая больше жетонов, становится победительницей.
Девиз: (капитаны вместе)
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием друг с другом
Сейчас попробуем сыграть.
Разминка.
-Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.
Нога - …(ноги)
Рука – …(руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Ведро - … (ведра)
Бедро - …(бедра)
Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)
День - …(дни)
Пень - …(пни)
Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок -…(цыплята)
Козленок - …(козлята)
Бочонок - … (бочонки)
- Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.
1 Конкурс «Угадай слова» .
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.
1. вринт, вариант
2. днтист, дантист
3 .гдюк, гадюка
4. бклжн, баклажан
5.кдр,кадр
6. мтерик, материк
7.схр,сахар
8. кнв, канава
Конкурс для болельшиков «Переставьте буквы».
Нужно образовать новые слова, переставляя буквы.
1. Тапир - пират
2. Чурка - ручка
3. Роман - норма
4. Ропот - топор
5. Атлас - салат
6. Тёрка - актёр
7. Барон - набор
8. Товар – автор
2. Конкурс «Пословицы и поговорки».
Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
Задание по очереди для каждой команды. Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их.
1 команде:
1. В гостях хорошо, …(а дома лучше)
2. Один- за всех …(все- за одного)
3. Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)
4. Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
5. Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
6. Терпение и труд …(все перетрут)
7. Семь раз отмерь …(один отрежь)
8. Ветер рушит горы ,а слово….(дружбу)
2 команде:
1. Любишь кататься …….(люби и саночки возить)
2. Век живи ……(век учись)
3. Ты ему слово, а……(он тебе два)
4. Язык мой – (враг мой)
5. Слово – серебро, а …..(молчание – золото)
6. Делу время - ……(потехе час)
7. Хочешь есть калачи - ……(не сиди на печи)
8. Поспешишь - …..(людей насмешишь)
3. Конкурс. «Путешествие в страну Фразеологию».
От пословиц и поговорок переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания предлагая включать их в словари.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Например: Работать, засучив рукава (хорошо)
1. Мчаться на всех парах (стремительно)
2. Орать во все горло (громко)
3. Спать мертвым сном (крепко)
4. Работать, не покладая рук (усердно)
5. Сделать на скорую руку (наспех)
6. Вылететь из головы (забыть)
7. Без году неделя (недавно)
8. Втирать очки (обманывать)
1. Обвести вокруг пальца (обманывать)
2.Поставить на ноги (вылечить)
3. Вешать нос (огорчаться)
4. Зарубить на носу (запомнить)
5. Рукой подать (близко)
6. В час по чайной ложке (медленно)
7. Морочить голову (обманывать)
8. Прикусить язык (замолчать)
4. Конкурс «Знай части речи».
Задание командам (на карточке)
-Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
Снежное покрывалосущ. покрывалогл. все поле.
Посадила мама в печьсущ. пироги печьгл..
Ведро дало течьсущ. и вода стала течьгл.
Игра с болельщиками «Назови пару».
К существительным мужского рода ученики по очереди называют существительные женского рода..
Козел- коза
Бобер- бобриха
Медведь- медведица
Осел- ослица
Оса- оса
Стрекоза- стрекоза
Ворон- ворона
Волк- волчица
Курица- петух
Баран- овца
Муха- муха
Обезьяна- обезьяна
Слон- слониха
Кот- кошка
Корова-бык
5. Конкурс для капитанов.«Найдите лишнее слово».
Белый, белизна, белеет, белка.
Дождь, снег, град, луна.
Земля, серая, желтая, зеленая.
Увидеть, покрасить, краска, добежать.
Игра с болельщиками. Вам нужно подобрать слова противоположенные по смыслу. (слайд )
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только КОНЬ сказал,
Что низко.
А МЫШОНОК …… (высоко)
ВОРОБЕЙ сказал, что близко,
А УЛИТКА - …..(далеко).
А ТЕЛЕНОК – озадачен
Тем, что яблоко мало.
А ЦЫПЛЕНОК – тем,
Что очень тяжело и …(велико).
А КОТЕНКУ все равно:
Кислое – зачем оно?
- Что Вы! – шепчет ЧЕРВЯЧОК –
…(Сладкий) у него бочок
6.Конкурс «Рассказ на одну букву».
Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
Пример : Росла рядышком роза. Розовая роза редкая.
1 команда-т
2 команда-л
Игра с болельщиками.
Конкурс «Вопрос – ответ»
1. У кого глаза велики? (у страха )
2. Чем горю не поможешь? (слезами)
3. Кого по осени считают? (цыплят)
4. Чем соловья не кормят?(баснями)
5. В какие сани не следует садиться? (не в свои)
6. Что надо беречь смолоду? (честь)
7. Без чего не вынешь рыбку из пруда? (без труда)
8. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волка)
9.Кто должен на горе свиснуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
Подведение итогов. Награждение команд грамотами.
Учитель.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Учитель: С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Надо лишь умело и бережно к нему относиться.
Видеоклип «Песня о русском языке»
Учитель:
- Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. На этом наше мероприятие закончено. Всем большое спасибо за внимание.
Итог. Рефлексия.
-Интересным ли было мероприятие? Что вам запомнилось?
-Какое у вас настроение. Покажите смайлики. (У каждого на столах три смайлика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...