Как определить корень в слове.
статья по русскому языку
Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.
Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как определить корень в слове.
Федотова Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г. Старый Оскол
Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.
Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова. Корней очень много. Они могут сливать с приставками и суффиксами, может состоять из слова, а может состоять из одной буквы. Если в приставках мы знаем, что они состоят их одной, двух, трёх букв, реже из пяти. В суффиксах тоже одна, две, три буквы реже больше. То корень может состоять из одной буквы или из множества букв. Есть одно слово в русском языке, где нет вообще корня – ВЫНУТЬ.
ШЛА, КАРТОФЕЛЬ, ВЫНУТЬ
В корнях есть чередование гласных:
ДОБРЫЙ, ЗАДАБРИВАТЬ
или чередование согласных:
ДРУГ, ДРУЖИТЬ, ДРУЗЬЯ
Они содержат в себе беглые согласные:
ПЕНЬ, ПНЯ
В слове ПРИРОДА раньше был корень РОД, а сейчас ПРИРОД.
Разные словари показывают нам разные корни. В одних словарях в слове СНЕГИРЬ корень СНЕГ, в других словарях корень СНЕГИРЬ.
Наша задача понять, как можно разделить корень и суффикс, чтобы они не сливались и чтобы мы могли безошибочно писать. Особое внимание на написание слов нужно обращать на глаголы. Именно в глаголах есть безударные гласные в корнях и в глаголах сложнее всего определить корень, потому что он чаще всего маскируется приставками, суффиксами.
ПРИМЕР:
НАРИСОВАЛ
Разные части речи используют для своего образования разные суффиксы. Стоит перейти в другую часть речи как отсекаются суффиксы, которые мешали в той части речи. Чтобы найти суффикс в слове «НАРИСОВАЛ», нам надо перейти в другую часть речи и посмотреть, как изменились суффиксы в другой части речи.
РИСУНОК, РИСОВАНИЕ
Обычно одного слова мало, нужно несколько слов, потому что есть суффиксы одинаковые в разных частях речи.
Нахождение корня слова всегда состоит из двух этапов.
1 этап – разобраться с началом слова и понять является он приставкой или корнем.
2 этап – посмотреть, на что корень заканчивается и не спутать его с суффиксом.
Примеры:
ПОЛЕТИТ
- Похоже начало слова на приставку? Да, похоже. Есть приставка – ПО
Откидываем приставку по и смотрим, что осталось – ЛЕТИТ. Значит в этом слове есть приставка.
- Где заканчивается это слово? Для этого меняем часть речи. ПОЛЁТ, ЛЁТЧИК.
Когда мы сравним эти слова, то получится, что корень ЛЕТ или ЛЁТ
КРАСНЫЙ
- На К у нас есть приставка, но она используется только в наречиях, следовательно в этом слове приставки нет.
- Определяем, какой корень в слове КРАСНЫЙ. Меняем часть речи. Существительное – КРАСНОТА, глагол – ПОКРАСНЕТЬ. Получается корень КРАСН.
МОЛОДЁЖЬ
- На М у нас приставки нет. Приставки в слове нет.
- Определяем, какой корень в слове МОЛОДЁЖЬ. Меняем часть речи, прилагательное – МОЛОДОЙ, глагол – ПОМОЛОДЕТЬ. Получается корень –МОЛОД.
ПОДГОВОРИЛА
- Здесь есть приставка ПОД, потому что есть слово – ГОВОРИЛА
- Определяем, где заканчивается наш корень. Меняем часть речи, существительное – ГОВОР, РАЗГОВОР. Получается корень – ГОВОР.
Теперь вы знаете, как находить корень в словах, и сейчас вам нужна практика.
Как определить корень в слове.
Федотова Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г. Старый Оскол
Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.
Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова. Корней очень много. Они могут сливать с приставками и суффиксами, может состоять из слова, а может состоять из одной буквы. Если в приставках мы знаем, что они состоят их одной, двух, трёх букв, реже из пяти. В суффиксах тоже одна, две, три буквы реже больше. То корень может состоять из одной буквы или из множества букв. Есть одно слово в русском языке, где нет вообще корня – ВЫНУТЬ.
ШЛА, КАРТОФЕЛЬ, ВЫНУТЬ
В корнях есть чередование гласных:
ДОБРЫЙ, ЗАДАБРИВАТЬ
или чередование согласных:
ДРУГ, ДРУЖИТЬ, ДРУЗЬЯ
Они содержат в себе беглые согласные:
ПЕНЬ, ПНЯ
В слове ПРИРОДА раньше был корень РОД, а сейчас ПРИРОД.
Разные словари показывают нам разные корни. В одних словарях в слове СНЕГИРЬ корень СНЕГ, в других словарях корень СНЕГИРЬ.
Наша задача понять, как можно разделить корень и суффикс, чтобы они не сливались и чтобы мы могли безошибочно писать. Особое внимание на написание слов нужно обращать на глаголы. Именно в глаголах есть безударные гласные в корнях и в глаголах сложнее всего определить корень, потому что он чаще всего маскируется приставками, суффиксами.
ПРИМЕР:
НАРИСОВАЛ
Разные части речи используют для своего образования разные суффиксы. Стоит перейти в другую часть речи, как отсекаются суффиксы, которые мешали в той части речи. Чтобы найти суффикс в слове «НАРИСОВАЛ», нам надо перейти в другую часть речи и посмотреть, как изменились суффиксы в другой части речи.
РИСУНОК, РИСОВАНИЕ
Обычно одного слова мало, нужно несколько слов, потому что есть суффиксы одинаковые в разных частях речи.
Нахождение корня слова всегда состоит из двух этапов.
1 этап – разобраться с началом слова и понять является он приставкой или корнем.
2 этап – посмотреть, на что корень заканчивается и не спутать его с суффиксом.
Примеры:
ПОЛЕТИТ
- Похоже, начало слова на приставку? Да, похоже. Есть приставка – ПО
Откидываем приставку по и смотрим, что осталось – ЛЕТИТ. Значит, в этом слове есть приставка.
- Где заканчивается это слово? Для этого меняем часть речи. ПОЛЁТ, ЛЁТЧИК.
Когда мы сравним эти слова, то получится, что корень ЛЕТ или ЛЁТ
КРАСНЫЙ
- На К у нас есть приставка, но она используется только в наречиях, следовательно в этом слове приставки нет.
- Определяем, какой корень в слове КРАСНЫЙ. Меняем часть речи. Существительное – КРАСНОТА, глагол – ПОКРАСНЕТЬ. Получается корень КРАСН.
МОЛОДЁЖЬ
- На М у нас приставки нет. Приставки в слове нет.
- Определяем, какой корень в слове МОЛОДЁЖЬ. Меняем часть речи, прилагательное – МОЛОДОЙ, глагол – ПОМОЛОДЕТЬ. Получается корень –МОЛОД.
ПОДГОВОРИЛА
- Здесь есть приставка ПОД, потому что есть слово – ГОВОРИЛА
- Определяем, где заканчивается наш корень. Меняем часть речи, существительное – ГОВОР, РАЗГОВОР. Получается корень – ГОВОР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
Открытый урок по программе "Школа 2100" 1 класс....
Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»...
Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс
Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...
Тест "Определяем начальную форму слов и основу предложения"
Тест разработан с целью контроля знаний обучающихся по русскому языку (2 класс)...
конспект урока по русскому языку 2 класс "Учимся определять начальную форму слова" (ПНШ)
Цели деятельности учителя: формирование умения ставить существительные в начальную форму; формирование умения определять начальную форму слов – названий предметов множественного числа; закреплен...
Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе по теме "Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов"
Во фрагменте урока представлен материал помогающий уточнить представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных, обучить учащихся выделению слогов и обозначению их в слове, класс...
План коспект урока по русскому языку: "Часть слова:корень. Однокоренные слова."
Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова....