Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspek_1_klass_russkiy_yazyk.docx | 78.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?».
Тема урока: Сколько значений может быть у слова?
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить с однозначными и многозначными словами.
Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать развитию речи учащихся, обогащению словаря; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи. Воспитательная задача?
Ход урока
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Кто готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2.Актуализация знаний.
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
- Мы учимся не просто писать, а правильно и красиво писать. Поэтому на каждом уроке проводим минутки чистописания.
- Сначала разбудим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Минутка чистописания
Игра «Доскажи словечко»
Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол)
- С какой буквы начинаем писать эти слова? (Г)
- Пропишем в тетради букву Г
Гг Гг Гг
3.Самоопределение к деятельности.
Ребята, у нас на уроке несколько гостей. Угадайте первого гостя.
Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а… (гусь).
Правильно, это гусь и он Ребята посмотрите нам гусь прислал письмо, давайте узнаем, что в нем.
Ребята 1 «А» класса, я к вам пришел за помощью. Помогите мне сделать непонятное задание. Ребята, поможем?
- Прочитайте записи (слайд 2): ВОРОНА, ДОМ, ПАРТА, СЦЕЯМ, ГЛАЗА, КАРАНДАШ
- Какая из данных записей лишняя и почему ? ( СЦЕЯМ, т. К. не является словом)
- Составьте из данных букв слово. (Месяц) Что оно означает? (луна, время по календарю). Это словарное слово, написание которого мы должны запомнить.
- Среди остальных слов найдите слово, в котором один и тот же звук повторяется 3 раза. ( КАРАНДАШ) Это тоже словарное слово. Запишите эти слова, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить и обозначьте ударение.
Месяц, карандаш.
Молодцы ребята. Нам с вами гусь говорит спасибо.
Но следующее задание ему еще более непонятное.
- Послушайте стихотворение:
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь - Носуха,
У Носухи нос до уха.
И огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки - пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!
- О чем это стихотворение? О каких носах идет речь в стихотворении?
- Как вы думаете, о каких словах мы сегодня будем разговаривать?
Тема нашего урока: Сколько значений может быть у слова?
4. Открытие нового знания
-Сегодня на урок к нам пришли еще одни гости. Вы узнали их? Это герои мультфильма «Фиксики»- Симка и Нолик. И они тоже попросили о помощи. Вот о чем они нам рассказывают : «Ребята, с нами произошла удивительная история. Димдимыч попросил нас записать фильм на диск о том, как устроена мышка. Диск для нас он оставил на диване, но его нашла Кусачка и куда-то унесла. Помогите, пожалуйста, определиться, что именно нам нужно найти».
- Какой из данных предметов нужен нашим друзьям, мы сможем понять, прочитав предложения:
В ящике стола мы нашли ватные диски.
Во дворе у машины чистые диски.
Вечером на небе мы видели диск луны.
На спортивной площадке начались соревнования по метанию диска.
- Все эти предметы называются одинаково – диски, но ни один из них не подходит для героев. Какой же диск тогда нужен Симке с Ноликом?
- Ну вот, с диском разобрались, теперь ответьте на такой вопрос: Об устройстве какой мышки нужно записать фильм Нолику и Симке?
5. Физминутка
- Симка с Ноликом хотят вас отблагодарить и приглашают станцевать вместе с ними (ссылка на физминутку)
- Скажите, сколько значений имеют слова ДИСК и МЫШКА - одно или несколько?
- Предположите, как могут называться слова, имеющие много значений?
- Слова, которые имеют много значений, называются МНОГОЗНАЧНЫМИ, а слова, которые имеют только одно значение – ОДНОЗНАЧНЫМИ.
6. Закрепление новых знаний
- А теперь потренируемся в нахождении многозначных слов.
Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16.
- Рассмотрите картинки.
- Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (грач, карандаш). (Однозначные слова).
- Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (колокольчик, кисть). (Многозначные слова).
- Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом.
- Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте.
- Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
- А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят.
- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой.
1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета.
2) цвета золота, блестяще-желтого цвета.
3) прекрасный, замечательный, умелый.
- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки.
- Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много).
- Значит какое это слово? (Многозначное)
- А только по слову можно понять, что оно многозначное ? (Нет).
- Это можно понять только из предложения (о чём говорится в предложении) или по картинке.
7. Итог урока.
- С какой новой темой мы познакомились на уроке?
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
8. Рефлексия учебной деятельности.
Поднимать зеленую или красную карточку.. Своей работой на уроке я…….. Если доволен, поднимите зеленый квадратик, если не доволен – красный. И т.д.
- Анкета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"
Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
План - конспект урока русского языка (1 класс) по теме "Пишу правильно" (работа над ошибками)
Работа над ошибками по русскому языку в 1 классе...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...