СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ботнарь Наталья Юрьевна
Урок составлен с учетом требований ФГОС НОО
Задачи: 1)познакомить со способом определения склонения имен существительных в форме множественного числа
2)учить изменять по падежам им.сущ. в форме мн.ч.
3)развивать умение определять падеж им.сущ. во мн.ч.
Планируемые результаты:
Предметные: 1)определять склонение им. сущ. во мн.ч.
2)склонять им. сущ. в форме мн.ч.
Метапредметные: 1)понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока
2)делать выводы на основе наблюдения
3)соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения
4)рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность
Личностные: стремиться к самостоятельности в усвоении знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_botnaar.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 4 классе по программе

«Школа России»

Ботнарь Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия 4»

Великий Новгород

2014

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.

Задачи: 1)познакомить со способом определения склонения имен существительных в форме множественного числа

                 2)учить изменять по падежам им.сущ. в форме мн.ч.

                 3)развивать умение определять падеж им.сущ. во мн.ч.

Планируемые результаты:

Предметные: 1)определять склонение им. сущ. во мн.ч.

                       2)склонять им. сущ. в форме мн.ч.

Метапредметные: 1)понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

                              2)делать выводы на основе наблюдения

                              3)соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения

                              4)рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность

Личностные: 1)стремиться к самостоятельности в усвоении знаний

Ход урока.

I Организационный момент.

Здравствуйте. Надеюсь, что все вы пришли с настроением работать и познавать новое. И начинаем мы с урока русского языка.

II Проверка д/з (накануне было задано упр.245 стр.129. Задание: выписать сущ. с предлогами, вставить окончания, определив склонение и падеж +выполнить морфологический разбор слова «ежи»)

-Объясните написание падежных окончаний им. сущ., встретившихся в упражнении.

-Оцените себя по шкале оценивания (у каждого табличка «Шкала оценивания»+ таблица для оценивания).

III Активизация знаний по теме урока.

-В каком числе употребляются данные существительные?

-Как определяем склонение им.сущ. в ед.ч.?

-Назовите признаки каждого склонения.

-Расскажите все об им.сущ. еж на основе выполненного вами морфологического разбора данного слова.

-Поставьте слово еж в форму мн.ч.

-Как отличить сущ. в ед.ч. от сущ. во мн.ч.?

 IV Самоопределение к деятельности.

-Можно ли определить склонение им.сущ. во мн.ч.?

-Как это сделать? Выскажите свои предположения.

-Как вы можете доказать правильность ваших рассуждений?

(Можем доказать на основе правила)

 V Мотивация познавательной деятельности.

-Значит, какую цель мы можем поставить на уроке? (Научиться определять склонение им.сущ. во мн.ч.)

-Определяем тему урока. (Склонение им.сущ. во мн.ч.)

-Проверим правильность ваших суждений.

-Соотнесите сделанный вывод с правилом на стр.131(чтение правила)

VI Организация познавательной деятельности.

а) Составление плана работы.

Прежде чем начать реализовывать цели, необходимо составить план работы. Я вам предлагаю такой план, но вы должны пункты плана расставить по порядку (на доске). Дети предлагают варианты расстановки пунктов плана). В итоге получился план:

2)Учимся определять склонение во мн.ч.

3)Наблюдаем над окончаниями сущ. во мн.ч.

4)Делаем выводы

1)Сравниваем свои предложения с правилом

5)С/р по определению падежей по эталону.

б) Работа по реализации плана

-Какой пункт плана мы уже выполнили? (1пункт)

-Прочитайте 2 пункт плана. Выполнить этот пункт плана вам поможет необычное задание, но очень интересное. Рубрика «Творческая перемена». Возьмите лист с заданием.

- Прочитайте (у каждого ученика печатный лист с заданием).

Ученик 4 класса старался выучить стихотворение Саши Черного, но употребил все им. сущ. не в том числе.

-Прочитайте, что у него получилось

Зеленеет вся опушка,

Зеленеют пруды.

И зеленая лягушка

Песенку поет.

-Получилось ли стихотворение? (Нет, звучит не в рифму)

-Измените число всех им.сущ. Какие еще слова придется изменить? Какой текст у вас получился?

-Запишите его.

б) С/р учащихся

в) Проверка выполненной работы.

-Прочитайте получившийся текст.

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

И зеленые лягушки

Песенки поют.

-Оцените себя (постановка значка в индивидуальную таблицу).

-Назовите сущ. во мн.ч. Определите скл. сущ., согласно правилу.

г) Прочитайте следующий пункт плана.

Итак, дальше наблюдаем как склоняются им.сущ. во мн.ч.

(У каждого из детей есть индивидуальная карточка)

И.п.

Что?

Реки

моря

Окна

портфели

степи

Р.п

Чего?

Рек

мор

Окон

портфел

Степ

Д.п.

К рек

к мор

К окн

к портфел

К степ

В.п.

Мор

рек

Окн

портфел

Степ

Т.п.

Мор

рек

Окн

портфел

Степ

П.п.

О мор

о рек

Об окн

о портфел

О степ

На обратной стороне индивидуального карточки дано следующее правило: «Им. сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания Д.п. -  ам,ям; Т.п. – ами,ями; П.п. – ах,ях.

При склонении имена сущ. во мн.ч. не делятся на 1,2,3 склонение»

1)Назовите данные существительные. В каком числе стоят существительные?

2)Просклоняйте данные существительные.

3)Что значит просклонять существительные?

-Я начала работу, ваша задача продолжить работу, изменить по падежам, записать вопросы и окончания существительных в карточке.

-С/р учащихся.

-Проверка.

-Просклоняйте существительные сестры, поля, степи, выделив окончания.

-Что вы заметили интересного в написании окончаний им.сущ. мн.ч. (Мы заметили, что им.сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания: в Д.п. – ам,ям, в Т.п. – амии,ями, в П.п. – ах,ях).

-Проверьте ваши выводы с правилом на обратной стороне листа. Оцените себя (запишите ваш результат в таблицу).

-Нужно ли определять склонение при определении падежа, если сущ. стоит во мн.ч.? (Чтение 2-го вывода на обратной стороне карточки).

-Помогут нам окончания им.сущ. мн.ч. в определении падежа?

-Прочтите 5 пункт плана.

- Для его реализации обратимся к упр.252.

-Прочтите предложения. Определите падеж выделенных существительных, записав их в тетрадь.

-Самопроверка. Проверьте себя (запись на доске).

-Оцените себя.

-Что помогло вам в определении падежей?

-Подберите к слову метель синонимы. Если возникнут затруднения, обратитесь к словарю синонимов.

-В каком предложении это слово употреблено в переносном значении?

-Разберите данное предложение под цифрой 4.

-Взаимопроверка.

-Оцените себя.

VII Рефлексия  

 -Чему учились?

-Как определить склонение, если существительное употреблено в форме мн.ч.?

-Что интересного заметили при изменении по падежам сущ. в форме мн.ч.

-Какие окончания у существительных в  форме мн.ч. в Д.,Т., П падежах?

Проверьте себя: В чем сходство и различие им. сущ. в данных словосочетаниях:

прочитал в книге   и   написано в книгах

-Подведите итог вашей сегодняшней работы (см.Приложение)

- Проанализируйте результат своей работы. Заострите внимание на те вопросы, в которых вы допустили ошибки. Постарайтесь, чтобы завтра эта таблица состояла только из плюсов.

VIII Д/з повторить правило на стр.132 №250

Приложение

        Таблица для индивидуального оценивания учеников        

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во баллов

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Различие именительного и винительного падежей.

Цель урока: формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе, научить правильному написанию окончаний  прилагательных во множественном числе, развивать интеллектуа...

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели: Формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Склонение имен существительных во множественном числе. 4 класс

Данная презентация способствует лучшему восприятию новой темы.  Она основона на повторении пройденных тем, где дети сами добывают новые знания...