Рабочая программа по русскому языку (2 класс) (учебно-методический комплект «Школа 2100»)
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Масленникова Надежда Ивановна

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.   Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Рабочая программа

по русскому языку

 (2 класс)

(учебно-методический комплект «Школа 2100»)

Составитель: Масленникова Н. И.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.

Программа «Русский язык», 2 класс, с.4. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

1.Цели и задачи

   Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

   Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

   Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

-  формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

   В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1.Развитие у детей патриотического чувства по отношению к род ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 

2) осознание себя носителем языка, языко вой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 

3) формирование у детей чувства языка; 

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога той; 

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

   Линии, общие с курсом литературного чтения:

1)  овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Разделы  «Предложение» и «Текст»

   В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

   Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопроси тельной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.

Раздел «Слово»

   Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

   Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения, лексической сочетаемости и слово употребления.

   Во 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

   Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

   Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1)  видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между слова ми;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3)  графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

   Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й?] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласно го), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

   Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, клич ках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ъ и ъ;

5)  проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

   Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.

   Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок~, -ят-, -ищ-, их значения ми, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой при ставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про,

 и др.

   «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

   Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения {бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

   Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2)  Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении,  над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над правильностью употребления форм слов,  их грамматической сочетаемостью.  Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор ной речи,  устной учебно-научной речи;  навыками и умениями понимания    и    элементарного    анализа    художественного    и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

III. Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается 1 по 4 класс. Курс изучения русского языка во 2-м классе составляет 170 часов (5 часов в неделю - 170 часов в год).

IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

   Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-   обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

   Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

   Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). 

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

-  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

-  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: по дробно пересказывать небольшие тексты.

   Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формиро вание функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

   Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах I малых группах.

   Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ста вить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

-  правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях  людей,   кличках  животных,   географических  названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах;  ъ для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями,  определённые программой;  писать предлоги раз дельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

-  находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

-  составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

-  предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

-  составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

   Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Интеллектуально – речевые результаты

 правильно списывать слова,   предложения, тексты;  проверять написанное;

-  составлять  предложения из слов; по данным схемам;

-  определять границы предложений в тексте без   знаков   препинания;

-  составлять  небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему,  по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;

-  выбирать заглавие к тексту из ряда данных

Учебно – языковые умения

-  выполнять  звукобуквенный анализ доступных слов;   видеть   несоответствия   произношения   и написания в слове;

-  находить корень в группе однокоренных слов;

-  подбирать   однокоренные слова;

-  находить суффиксы и приставки   в   доступных словах;

-  образовывать  слова  с помощью   суффиксов   и приставок;

-  отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);

-  ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)

-  находить в предложении (тексте)   слова,    отвечающие на эти вопросы;

-  находить   предлоги   в предложении (тексте)

Правописные умения

-  делить слова на части для переноса;

-  видеть в словах опасные места,   изученные   орфограммы;

-  писать предлоги раздельно со словами;

-  писать большую букву в словах   (изученные   случаи);

-   писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых   ударением,   в корнях двусложных слов;

-  писать изученные слова с непроверяемым   безударным гласным в корне;

-  писать буквы проверяемых  согласных  на конце слова;

-  употреблять ъ для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;

-  не употреблять ъ в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

-  писать ъ и ъ разделительные;

-   графически  объяснить выбор написания;

-  находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

VI.Содержание учебного предмета.

2 класс

170 ч (5 часов в неделю)

Слово (введение). (6 ч)   Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Предложение. (12ч.)   Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст. (12ч)Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности -умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово (продолжение). (97ч)1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими слова ми (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

2.  Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям   слова   (без   введения   специальной   терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение з тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов,   над   единообразием   написания   корня   в   однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-, -телъ-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

4.   Алфавит.   Знание   букв   в   алфавитном   порядке,   умение правильно  называть  буквы.   Практическая  значимость  знания алфавита.

5.  Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения  и написания слов.  Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

   Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;

2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;

3)  ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;

4) ъ и ъ разделительные;

5)  буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с

этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.

Повторение. (25ч) Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2)  развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

3)  развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Тематическое планирование по учебно-методическому комплекту «Школа 2100»

Русский язык (2 класс)

п\п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-

во

часов

задания

Дата

Предметные

Метапредметные и

личностные (УУД)

                                                                                            1. Слово (6 часов)

1

Знакомство с учебником «Русский язык».

Знать:

- что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значении;

- пары согласных по глухости - звонкости, твердости - мягкости

Уметь:

- слушать звучащее слово, правильно называть звуки в слове;

- делить слова на слоги,

- ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;

-

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к новому материалу(слово рассматривается с точки зрения лексики, фонетики, морфемы),

-осознание роли русского языка и речи в жизни людей Регулятивные:

- умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при работе с  речевыми единицами русского языка (звук, буква, слог, слово)

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании слова с разных точек зрения,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Слово»

Познавательные:

-сравнение и группировка  слов по данному заданию,

-использование знаково-символических средств,

-нахождение необходимой информации в учебнике

-умение осознанно строить речевые высказывания, воспринимать речь

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий,

-приходить к общему мнению

-беседа;

- работа с информационными источниками (учебник)

-игровые ситуации;

- в парах;

-работа со схемами

1

С.1-4, упр.1.

2

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова).

1

Упр.2-3

3

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова).

1

Упр.4-5

4

Как устроен наш язык?

1

Упр.6-7

5

«Опасные места»

в словах русского языка.

1

Упр.8-10

6

Обобщение по разделу «Слово».

1

Упр.11

2. Предложение (12 часов)

7

Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения.

Знать:

- признаки предложения

- различие предложений и слов

Уметь: 

- правильно оформлять предложение на письме;

- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

- соотносить предложения со схемами;

- правильно списывать слова, предложения, текст, - проверять написанное (графически обозначать выбор тех или иных написаний);

- писать имена собственные;

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к новому материалу

-развитие настойчивости, терпения, умения преодолевать трудности

 Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при работе с  речевыми единицами русского языка (слово, предложение, текст)

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании признаков предложения, умения оформлять предложения на письме,,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Предложение»

Познавательные:

-определение  признаков предложения

- различие предложений и слов,

-использование знаково-символических средств,

-нахождение необходимой информации в учебнике

-умение осознанно строить речевые высказывания, воспринимать речь

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий,

-приходить к общему мнению

-работа в парах,

-работа со схемами,

-фронтальная,

-поисковая деятельность, --создание проблемной ситуации,

-рассуждение ,

-игровая ситуация,

- работа с информационными источниками (учебник, «Дидактический материал»),

-работа с памяткой при выполнении работы над ошибками

1

Упр.12-15,

«Дид. материал» упр. 1-2

8

Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам.

1

Упр. 16-18, «Дид. материал» упр. 6

9

Признаки предложения. Оформление предложений на письме.

1

Упр. 19,

 «Дид. материал» упр.5-8

10

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме.

1

Упр. 20

11

Развитие умения правильно списывать предложения

и соотносить их со схемами.

1

Упр. 21

 

12

Конструирование предложений.

1

Упр.21-22,

«Дид. материал» упр.9

13

Знаки препинания в конце предложений.

1

Упр. 24,

 «Дид. материал» упр.10

14

Административная входная контрольная работа.

1

15

Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.

1

Упр. 25-26,

 «Дид. материал» упр.11-13

16

Что мы знаем о предложении? (Обобщение).

1

Упр. 27-28,

 «Дид. материал» упр.15

17

Проверка знаний

и умений. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение»

1

18

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)

1

«Дид. материал» упр.16

3.Текст (12 часов)

19

Признаки текста

Знать: 

- признаки предложения,

- структуру текста (вводная, основная, концовка)

Уметь: 

- отличать текст от группы предложений,

 - предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста,

- отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения,

- составлять текст, выполнять редактирование текста

-  устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст

- классифицировать ошибки, добавлять отсутствующие части текста,

-подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к новому материалу

-развитие настойчивости, терпения, умения преодолевать трудности,

-развитие чувства прекрасного на основе знакомства с отрывками текстов из произведений художественной литературы Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при работе с  речевыми единицами русского языка (слово, предложение, текст)

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании признаков текста, умения оформлять текст,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Текст»

Познавательные:

-определение  признаков предложения,  структуры текста (вводная, основная, концовка)

- составлять текст, выполнять редактирование текста,

-  устанавливать последовательность предложений в тексте,

- классифицировать ошибки, добавлять отсутствующие части текста,

-подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста,

-использование знаково-символических средств,

-нахождение необходимой информации в учебнике,

-умение осознанно строить речевые высказывания, воспринимать речь

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий,

-приходить к общему мнению

-игровая ситуация, игра-конкурс «Когда я был великаном»,

-рассуждение,

-создание проблемной ситуации,

-выполнение тренировочных упражнений,

- работа с информационными источниками (толковый словарь),

-работа в парах (при написании словарного диктанта),

-работа с таблицами (сравнение «предложения», «текста»),

1

Упр. 29-30,

 «Дид. материал» упр.19

20

Роль заглавия

в тексте

1

Упр. 31-32,

 «Дид. материал» упр.21

21

Связь заглавия

с главной мыслью текста

1

Упр. 32-33,

 «Дид. материал» упр.22

22

Заглавие текста. Основные признаки текста

1

Упр. 34-36,

 «Дид. материал» упр.23

23

Восстановление деформированного текста. Л. Н. Толстой «Чиж»

1

Упр. 37-38,

 

24

Работа над ошибками. Озаглавливание текстов

1

Упр. 40,

 «Дид. материал» упр.24-25

25

Конструирование текстов

1

Упр. 41-42,

 «Дид. материал» упр.26

26

Конструирование текстов

1

Упр. 43-44,

 «Дид. материал» упр.29

27

Конструирование текстов, предложений

1

Упр. 45-47,

 «Дид. материал» упр.30

28

Признаки текста, его отличие от набора предложений

1

 «Дид. материал» упр.32

29

Проверка знаний

и умений по теме «Предложение. Текст». Проверочная работа № 2

1

30

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

1

4. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КТО? ЧТО? (8 часов)

31

Какие слова отвечают на вопрос кто?,

а какие на вопрос что?

Знать: 

- как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов,

-  что такое диалог,

- почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы.

Уметь:

- ставить вопросы к словам-предметам,

- создавать тематические группы слов, определять их название;

- точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста; проверять написанное, сравнивая с образцом,

- составлять сочетания слов по схемам; видеть опасные места и изученные орфограммы в словах,

- оформлять диалог на письме.

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к новому материалу,

-развитие настойчивости, терпения, умения преодолевать трудности,

 Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при работе со словами, отвечающими на вопросы кто? что?  

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Слова отвечают на вопрос кто? что?»

Познавательные:

- постановка проблемы: как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов,

-  что такое диалог,

- почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы.

- создавать тематические группы слов, определять их название;

- точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста; проверять написанное, сравнивая с образцом,

- составлять сочетания слов по схемам; видеть опасные места и изученные орфограммы в словах,

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий,

-приходить к общему мнению

-фронтальная работа,

-самостоятельная работа,

-творческие задания,

-работа с карточками,

-работа в парах,

-рассуждение,

-выполнение тренировочных упражнений

1

Упр. 48-49,

Упр. 34 (дидактический материал)

32

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

1

Упр. 50-51

Упр. 35, (дидактический материал)

33

Объединение слов

в тематические группы

1

Упр. 52-53,

Упр. 37,

(дидактический материал)

34

Восстановление текста с пропущенными словами по Г.Скребицкому и В. Чаплиной «Елка в лесу»

1

Упр. 54-55

Упр. 39, (дидактический материал)

35

36

37

Работа над ошибками.

Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

1

Упр. 41, с. 22 (дидактический материал)

Упр. 56-57

Упр.58

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

38

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

1

Упр. 59-61,

Упр. 42 (дид. материал)

5.СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (11 часов)

39

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

Уметь: 

- ставить вопросы к словам-признакам

 - графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам

-  устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов

- находить в предложении сочетания слов-предметов

и слов-признаков;

- подбирать слова-предметы к словам признакам; правильно произносить слова, выделять в них ударение,

-  «раскрашивать» текст словами-признаками; видеть опасные места в словах

-  редактировать текст, ставить вопросы к словам в предложении; классифицировать и исправлять ошибки

- подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?; задавать вопросы к словам в словосочетании; графически обозначать изученные орфограммы; осуществлять проверку слов

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

-развитие настойчивости, терпения, умения преодолевать трудности,

 Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при работе со словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Слова отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?»

Познавательные:

- ставить вопросы к словам-признакам,

 - графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам,

-  «раскрашивать» текст  словами-признаками; видеть опасные места в словах

-  редактировать текст, ставить вопросы к словам в предложении; классифицировать и исправлять ошибки

- подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? что? и какой? какая? какое?

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий,

-приходить к общему мнению

-фронтальная работа,

-самостоятельная работа,

-взаимоконтроль в парах,

-игровые ситуации,

-работа по карточкам,

-работа со схемами,

-выполнение тренировочных упражнений,

1

Упр. 62-64,

Упр. 45-47,  (дидактический материал)

40

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

1

Упр. 66-67

Упр. 50, (дидактический материал)

41

Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки

1

Упр. 68-69

Упр. 51, (дидактический материал)

42

Связь слов-названий  и слов-признаков

1

Упр.70-72

43

Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

1

Упр. 53-55,

 (дидактический материал)

Упр. 73-74,

44

Упражнения в подборе слов-признаков

1

Упр. 75-76

Упр. 61,  (дидактический материал)

45

Упражнения в подборе слов-признаков

1

Упр.77

Упр. 64, с. 31 (дидактический материал)

46

Обучающее изложение текста по вопросам «Снеговик»

1

47

Работа над ошибками. Закрепление и повторение изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки»

1

Упр.78

Упр. 63, с. 31 (дидактический материал)

48

Проверочная  работа по теме « Слова-названия  и слова-признаки»

1

49

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Упр. 79

Упр.64 (дидактический материал)

6.СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? (5 часов)

50

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам

Знать:

- определение части речи

Уметь:

- ставить вопросы к словам-действиям; видеть опасные места в словах.

- подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов

-  находить слова, отвечающие на вопрос что сделал?; - находить грамматическую основу; анализировать и кратко характеризовать слова-предметы, слова-действия

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при работе со словами, обозначающим действия предмета

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Слова, обозначающие действия предмета»

Познавательные:

- ставить вопросы к словам-действиям;

- подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов,

-  находить слова, отвечающие на вопрос что сделал?; - находить грамматическую основу; анализировать и кратко характеризовать слова-предметы, слова-действия

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий,

-приходить к общему мнению

-- формирование собственного мнения и позиции.

- фронтальная;

- в парах;

- индивидуальная;

- дидактические игры;

- работа с информационными источниками (учебник),

-игры,

-работа со схемами,

-рассуждение при решении грамматических задач

1

Упр. 81-82

Упр. 66 (дидактический материал)

51

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета

1

Упр. 83-84

Упр. 67-69 (дидактический материал)

52

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

1

Упр. 85-87,

53

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

1

Упр.88

Упр. 72, (дидактический материал)

54

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложен ия

1

Упр. 89-91

Упр. 73 (дидактический материал)

7. СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ (8 часов)

55

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова  к слову в  предложении

Уметь: устанавливать связи между словами в предложениях; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении

- выделять из предложений пары слов с помощью вопросов

-  устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы

-  редактировать текст;  классифицировать и исправлять ошибки, графически обозначать орфограммы

- составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении

- составлять предложения по схемам и записывать их,

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при определении связи слов в предложении,

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Связь слов в предложении»

Познавательные:

-устанавливать связи между словами в предложениях; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении

-  устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы

- составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий,

-приходить к общему мнению

-- формирование собственного мнения и позиции.

-фронтальная работа,

-самостоятельная работа,

-взаимоконтроль в парах,

-игровые ситуации,

-работа по карточкам,

-работа со схемами,

-выполнение тренировочных упражнений,

1

Упр. 92

Упр. 77-78(дидактический материал)

56

В предложении от слова к слову можно задать вопрос

1

Упр. 93-95

57

Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка»

1

58

Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

1

Упр. 96-97

Упр. 81, с. 41 (дидактический материал)

59

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

1

Упр. 98-99

Упр. 83 (дидактический материал)

60

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

1

Упр. 100-101

Упр. 86 (дидактический материал)

61

Проверочная работа №4 по теме «Связь слов в предложении»

1

62

«Пишу правильно»(работа над ошибками)

1

8. Слова, к которым нельзя задать вопрос (9 часов)

63

Слова, которые выражают различные  чувства, и их роль в речи

Уметь: 

- выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос, употреблять в речи понятие предлог

- подбирать подходящие по смыслу предлоги

- передавать содержание картины, выделять части красной строкой; проверять написанное

- находить, анализировать и исправлять ошибки на изученные правила

- употреблять слова с нужными предлогами

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при определении слов, к которым нельзя задать вопрос,

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

Познавательные:

- выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос, употреблять в речи понятие «предлог»

- подбирать подходящие по смыслу предлоги,

- употреблять слова с нужными предлогами

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий,

-приходить к общему мнению

-- формирование собственного мнения и позиции.

- фронтальная;

- в парах;

- индивидуальная;

- дидактические игры;

- работа с информационными источниками (учебник),

-игры,

-работа со схемами,

-рассуждение при решении грамматических задач

1

Упр.103-104

Упр. 88 (дидактический материал)

64

Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства

1

Упр.105-106

Упр. 89-90, с. 44 (дидактический материал)

65

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

Упр.107-108

Упр.92 (дид. материал)

66

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц»

(обучающее сочинение)

1

67

Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами

1

Упр.109-110

68

Роль предлогов  в предложении

1

Упр.111-112

Упр. 96, с. 46 (дидактический материал)

69

Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов

1

Упр.113-114

70

Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

1

71

«Пишу правильно» (работа над ошибками) 

1

Упр.115-116

9. Части слова. Корень (3 часа)

72

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов

Знать: 

- два признака однокоренных слов

Уметь: 

- подбирать однокоренные слова; определять корень в словах; видеть опасные места в словах

- распознавать однокоренные слова

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при определении частей  слов,

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Части слова. Корень»

Познавательные:

- выделять два признака однокоренных слов, распознавать однокоренные слова,

-видеть опасные места в словах,

-использование знаково-символических средств,

-установление причинно-следственных связей

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий в паре и группе,

-умение задавать уточняющие вопросы,

-приходить к общему мнению,

-- формирование собственного мнения и позиции.

- фронтальная;

- в парах;

- индивидуальная;

- дидактические игры;

- работа с информационными источниками (учебник),

-игры,

-работа со схемами,

-рассуждение при решении грамматических задач

1

Упр.117

Упр. 100, (дидактический материал)

73

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

1

Упр.118-119

Упр. 101 (дидактический материал)

74

Упражнения в распознавании однокоренных слов

1

Упр. 120-121

Упр. 102, с. 49 (дидактический материал)

10. ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС (4 часа)

75

Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса

Знать: 

- определение суффикса, его графическое обозначение; образовывать слова с помощью суффиксов

- алгоритм разбора слов по составу

Уметь:

- находить суффикс в группе однокоренных слов

- составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи

- находить, анализировать и исправлять ошибки; правильно, каллиграфически списывать текст, выделять «опасные места»

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при определении частей  слов,

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Части слова. Суффикс»

Познавательные:

- определение суффикса, его графическое обозначение; образовывать слова с помощью суффиксов

- алгоритм разбора слов по составу

- составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи

- находить, анализировать и исправлять ошибки; правильно, каллиграфически списывать текст, выделять «опасные места»;

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий в паре и группе,

-приходить к общему мнению,

-- обоснование высказанного суждения

-беседа,

-индивидуальная,

- в парах;

- дидактические игры;

- работа с информационными источниками (учебник),

-игры,

-работа со схемами,

- фронтальная

1

Упр. 123-124

Упр. 105, (дидактический материал)

76

Развитие умения находить в словах суффиксы

1

Упр. 125-126

Упр. 107, (дидактический материал)

77

Обучающее изложение по обобщенным вопросам по теме «Лиса»

1

78

Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание

1

Упр. 128-131

упр. 111, (дидактический материал)

                                                                          11. ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА (5 часов)

79

Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки

Знать: 

- значимые части слова

- названия частей слова

- значение приставок в словообразовании, правило написания приставок

Уметь:   образовывать слова с помощью приставок; обращать внимание на особенности употребления слов

- анализировать состав слова; правильно писать слова, предложения, текст;

- различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила 

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при определении частей  слов,

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Части слова. Приставка»

Познавательные:

- анализ состава слова; правильное написание слов, предложений, текста;

- нахождение значимых частей слова,

-выявление  значения приставок в словообразовании,

-формулирование правила написания приставок

- различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий в паре и группе,

-приходить к общему мнению,

-- обоснование высказанного суждения

-работа в парах,

-работа со схемами,

-фронтальная,

-поисковая деятельность,

- создание проблемной ситуации,

-рассуждение ,

-игровая ситуация,

-творческое задание,

- работа с информационными источниками (учебник, «Дидактический материал»),

-работа с памяткой при выполнении работы над ошибками

1

Упр. 132-133

Упр. 112, с. 52 (дидактический материал)

80

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах

1

Упр. 134-135

Упр. 114, с. 53 (дидактический материал)

81

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги

1

Упр. 136

82

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова»

1

Упр. 116, 119 (дидактический материал)

 

83

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

1

 

Упр. 140

12. АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ (13 часов)

84

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита

Знать: 

- названия, порядок букв русского алфавита

Уметь: 

- соблюдать изученные нормы орфографии

-  писать имена собственные

- графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

- составлять небольшой текст (сочинение) по рисунку

- видеть в словах изученные орфограммы;

- правильно списывать текст, проверять написанное, сравнивая его с образцом 

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при изучении алфавита,

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Алфавит. Написание большой буквы» Познавательные:

- соблюдать изученные нормы орфографии

-  написание имен собственных

- графическое объяснение выбора написаний в словах с изученными орфограммами

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий в паре и группе,

-приходить к общему мнению,

-- обоснование высказанного суждения

-работа в парах,

-работа со схемами,

-фронтальная,

-поисковая деятельность,

- создание проблемной ситуации,

-рассуждение ,

-игровая ситуация,

-творческое задание,

- работа с информационными источниками (учебник, «Дидактический материал»),

-работа с памяткой при выполнении работы над ошибками

1

Упр. 143-145

85

Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей

1

Упр. 146-147

Упр. 126, (дидактический материал)

86

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей

1

Упр. 151-152

Упр. 128 (дидактический материал)

87

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев

1

Упр. 153

Упр. 131 (дидактический материал)

88

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень

1

Упр. 154-155

Упр. 132 (дидактический материал)

90

Большая буква в названиях рек и морей

Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке

1

Упр. 156-157

91

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы

1

Упр. 158

Упр. 135 (дидактический материал)

92

Развитие речи. Сочинение по рисунку

1

93

Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных

1

Упр. 159-160

94

Проверочный диктант № 1 по теме «Написание большой буквы»

1

95

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

1

Упр. 137 (дидактический материал)

13. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ  ЖИ-ШИ,  ЩА-ЩА,  ЧУ, ЩУ  (14 часов)

96

Написание букв и, у, а после шипящих

(повторение)

Знать:

- изученные орфограммы: жи-ши, ча-ща.

Уметь: 

- соблюдать изученные нормы орфографии; видеть и объяснять «опасные места» в словах,

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу,

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» Познавательные:

- соблюдать изученные нормы орфографии; видеть и объяснять «опасные места» в словах,  

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий в паре и группе,

-приходить к общему мнению,

-- обоснование высказанного суждения

-работа в парах,

-работа со схемами,

-фронтальная,

-поисковая деятельность,

- создание проблемной ситуации,

-рассуждение ,

-игровая ситуация,

-творческое задание,

- работа с информационными источниками (учебник, «Дидактический материал»),

-работа с памяткой при выполнении работы над ошибками

1

Упр. 162-164

97

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

1

Упр. 165

98

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

1

Упр. 166-167

99

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

1

Упр. 168

Упр. 159 (дидактический материал)

100

Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща

1

Упр. 169-170

Упр. 147 (дидактический материал)

101

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений

1

Упр. 171-173

Упр. 153 (дидактический материал)

102

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений

1

Упр. 174

Упр. 151-152 (дидактический материал)

103

Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу

1

Упр. 175-176

Упр. 149 (дидактический материал)

104

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу

1

Упр. 177-178

Упр. 150 (дидактический материал)

105

Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений

1

Упр. 179

Упр. 155-157 (дидактический материал)

106

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих

1

Упр. 180-183

Упр. 156 (дидактический материал)

107

Диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

1

108

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

Упр. 158 (дидактический материал)

                                                                                  14. Правописание букв ь и ъ (15 часов)

109

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме

Знать: 

- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь

- правило написания сочетаний чк-чн, нщ

- способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

- правило написания разделительного Ь

Уметь:

- различать произношение и написание слов с буквой Ь

- обозначать мягкость согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь    

- писать сочетания чк, чн, нщ  в словах,

- объяснить написание Ь в словах;

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при написании слов с ъ и ь,

 -умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Правописание букв ъ,ь»

 Познавательные:

- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь

- правило написания сочетаний чк-чн, нщ

- способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

- правило написания разделительного Ь

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий в паре и группе,

-приходить к общему мнению,

-- обоснование высказанного суждения

-работа в парах,

-работа со схемами,

-фронтальная,

-поисковая деятельность,

- создание проблемной ситуации,

-рассуждение ,

-игровая ситуация,

-творческое задание,

- работа с информационными источниками (учебник, «Дидактический материал»),

-работа с памяткой при выполнении работы над ошибками

1

Упр. 185-186

Упр. 167 (дидактический материал)

Упр. 189, с. 114, правило

110

Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине

1

Упр. 173 (дидактический материал)

111

Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

1

Упр. 174 (дидактический материал)

112

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь

1

Упр. 179 (дидактический материал)

113

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн

1

Упр. 181 (дидактический материал)

114

Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн

1

Упр. 185 (дидактический материал)

115

Звук [й] и его обозначение на письме

1

Упр. 191 (дидактический материал)

116

Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь

1

Упр. 192, с. 83 (дидактический материал)

117

Развитие умения писать слова с разделительным Ь

 - писать слова с разделительным Ъ; делить слова на части для переноса

- писать слова с разделительными

Ь и Ъ; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

- выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами

1

Упр. 193, с. 84 (дидактический материал)

118

Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме

1

Упр. 195, с. 85 (дидактический материал)

119

Упражнения в написании слов с Ь

1

Упр. 196, с. 87 (дидактический материал)

120

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ

1

Упр. 198, с. 87 (дидактический материал)

121

Диктант № 3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ»

1

122

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Упр. 201, с. 87 (дидактический материал)

                                                                     15. Безударные гласные в корне (12 часов)

123

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение

Знать: 

- графическое обозначение орфограмм

- правило написания безударной гласной в корне слова

Уметь: 

- различать произношение и написание; видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами

- находить способ проверки написания слов; различать ударный и безударные слоги

- писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов

- находить проверочное слово в группе однокоренных слов

- подбирать однокоренные слова с целью проверки

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при написании слов с безударной гласной в корне слова,

 -умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова »

 Познавательные:

 - различие произношения и написания; нахождение орфограммы в словах,

-графическое обозначение орфограмм,

- формулирование правила написания безударной гласной в корне слова

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий в паре и группе,

-приходить к общему мнению,

-- обоснование высказанного суждения

-работа в парах,

-работа со схемами,

-фронтальная,

-поисковая деятельность,

- создание проблемной ситуации,

-рассуждение ,

-игровая ситуация,

-творческое задание,

- работа с информационными источниками (учебник, «Дидактический материал»),

-работа с памяткой при выполнении работы над ошибками

1

Упр. 213

124

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

1

Упр. 215, с. 94 (дидактический материал)

125

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах

1

Упр. 217, с. 95 (дидактический материал)

126

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

1

Упр. 222 (дидактический материал)

127

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы

1

Упр. 224 (дидактический материал), правило

128

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова

1

Упр. 226 (дидактический материал), правило

129

Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне»

1

Упр. 227, с. 99 (дидактический материал)

130

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне

1

Упр. 229, с. 99 (дидактический материал)

131

Проверочный диктант по теме «Безударные гласные

в корне»

1

Упр. 230, с. 135

132

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

1

Упр. 234, с. 135

133

Свободный диктант

1

134

Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне» (в форме игры «Счастливый случай»)

1

Упр. 235, с. 135

                                                                   16. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова (13 часов)

135

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова

Знать:

-  «опасные места» при написании парных согласных на конце слова

-  Знать признаки согласных звуков, пары согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости

Уметь: 

- различать произношение и написание звонких и глухих согласных

- находить способ проверки написания слов; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

- писать слова с изученной орфограммой;

- писать слова с парной согласной на конце слова; графически объяснять выбор написаний

- писать изложение на основе зрительного восприятия текста

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при написании звонких и глухих согласных на конце слова

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова  »

 Познавательные:

- нахождение «опасных мест» при написании парных согласных на конце слова,

- классификация  признаков согласных звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий в паре и группе,

-приходить к общему мнению,

-- обоснование высказанного суждения

-работа в парах,

-работа со схемами,

-фронтальная,

-поисковая деятельность,

- создание проблемной ситуации,

-рассуждение ,

-игровая ситуация,

-творческое задание,

- работа с информационными источниками (учебник, «Дидактический материал»),

-работа с памяткой при выполнении работы над ошибками

1

Упр. 237, с. 137

136

Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм

1

Упр. 238, с. 137

137

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой

Упражнение в подборе проверочных слов

1

Упр. 239, с. 137

138

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

1

Упр. 241, с. 104 (дидактический материал)

139

Свободный диктант

1

140

Упражнение в написании слов с парной согласной на конце

1

Упр. 243, с. 105

141

Изложение на основе зрительного восприятия текста

1

142

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Упр. 245, с. 140;

143

Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

1

Упр. 251, с. 145;

144

Проверочный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

1

145

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

упр. 247, с. 142

                                                                                    17. Повторение (25 часов)

146

Повторение по теме «Текст»

Знать:

- признаки предложения и текста

- изученные орфограммы

Уметь:

- соблюдать изученные нормы орфографии; самостоятельно работать с текстом по заданию

учителя (находить главную мысль, соотносить ее с заглавием), подбирать заголовок

- правильно списывать текст, проверять написанное, сравнивая с образцом

- выделять значимые части слова; подбирать однокоренные слова,

- писать словарные слова, определенные программой;

-  анализировать собственные ошибки,

- писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают

- писать слова с изученными орфограммами 

- писать под диктовку текст из 30–40 слов

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к  процессу письма,

- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при повторении изученного материала,

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы,

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Повторение »

 Познавательные:

-умение структурировать знания,

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме с использованием научных терминов,

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-умение задавать уточняющие вопросы,

-договариваться по поводу выполнения заданий в паре и группе,

-приходить к общему мнению,

-- обоснование высказанного суждения

-работа в парах,

-работа со схемами,

-фронтальная,

-поисковая деятельность,

- создание проблемной ситуации,

-рассуждение ,

-игровая ситуация,

-творческое задание,

- работа с информационными источниками (учебник, «Дидактический материал»),

-работа с памяткой при выполнении работы над ошибками

1

Упр. 262, с. 115 (дидактический материал)

147

Повторение по теме «Предложение»

1

Упр. 263, с. 115 (дидактический материал)

148

Контрольное списывание

1

Упр. 265, с. 116 (дидактический материал)

149

Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова»

1

Упр. 267, с. 117 (дидактический материал)

150

Свободный диктант

1

151

Повторение изученных орфограмм

1

Упр. 269,

с. 119

152

Обучающее изложение

1

153

Работа над ошибками

1

Упр. 270,

с. 119

154

Итоговая контрольная работа.

1

155

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Упр. 270,

с. 119

156

Административная годовая контрольная работа.

1

157

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Упр. 271,

с. 119

158-159

Части слова.

2

Упр. 273,

с. 120

160-161

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова

2

Упр. 275,

с. 121

162-163

Разделительный ъ, ь.

2

Упр. 277,

с. 121

164-165

Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова

2

Упр. 279,

с. 122

166-167

Слово. Предложение. Текст.

2

Упр. 280,

с. 123

168

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

какой? какое? какое? какие?

1

Упр. 282,

с. 124

169

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?

1

Упр. 284,

с. 125

170

Заключительный урок обобщения «КВН: Знатоки русского языка»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 3 кл.УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа, календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку на основе ФГОС. УМК "Школа России". 1 класс.

Данная рабочая программа составлена с требованиями ФГОС по авторской программе Рамзаевой Т.Г. В ней содержится примерная программа к  "Чудо-прописям"  Илюхиной В.А....

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по русскому языку, 1 - 4 кл. , УМК "Школа 2100"

Настоящая рабочая программа  по русскому языку для 1 -  4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт начального  общего обр...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 кл. УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Концепцией духовно-нравств...

Рабочая программа по русскому языку для 3 кл. УМК "Школа России"

КТП по русскому языку для 3 кл. УМК "Школа России". Авторы учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др....

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 ФГОС НОО Школа России

Рабочая программа по предмету «Русский язык» Школа России...