«Роль глаголов в языке» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кузнецова Татьяна Юрьевна

«Роль глаголов в языке»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_glagolov_v_yazyke_25.03.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

1. Ф.И.О. учителя: Кузнецова Татьяна Юрьевна

2. Класс: 4"А"

3. Дата: 25.03.2020 г.

4. Предмет: русский язык

5. Место и роль в изучении темы: комбинированный

6. Тема: «Роль глаголов в языке»

7. Цель:  Создать условия для  расширения представлений о синтаксической роли глагола в речи ; углубления знаний учащихся о глаголе, как о части.

8.Задачи:

1)Образовательная: Способствовать умению  различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять роль глаголов в языке и речи; делать выводы на основе наблюдения сравнения;  учитывать разные мнения в совместной деятельности.

2)Развивающая: Содействовать развитию  умений определять, графически обознаться, рассуждать и выражать собственные мысли; закреплению каллиграфических навыков; уточнению и обогащению словарного запаса обучающихся, развитию орфографической зоркости, монологической и диалогической речи; внимания, мышления, памяти, воображения.

3) Воспитательная: Способствовать воспитанию дружелюбия, трудолюбия, интереса к предмету, навыков аккуратной записи в тетради, дисциплинированности.

9. Дидактические средства:

 для учителя – учебник,4кл. 2 ч.(В.П.Канакина), ИКТ (Презентация), видеоматериал.

для обучающегося – учебник 4 кл., 2 ч.(В.П.Канакина), ручка, тетрадь

10. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Название этапа, цель

Содержание этапа  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Результат.

Формирование УУД:

1

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.

2-3 мин Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ввод в учебную деятельность.

- Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению. А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.

Настраиваются на урок.

Фронтальная

(Р) волевая саморегуля

ция

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 4-5 мин

Цель: организовать подготовку учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия.

Определение темы и задач в плане урока.

Работа с сигнальными карточками.

Минутка чистописания.

Мини-итог

- Предметом нашего исследования станет часть речи, которая сказала о себе так: «Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу»

- Какая это часть речи?

-Кто скажет тему нашего урока?

-Какие задачи в план урока поставим?

Если утверждение правильное показываете зеленую карточку, если нет –красную.

1. Глагол обозначает действие предмета.( да )

2.Глаголы изменяются по падежам. (нет)

3.Не с глаголами пишется раздельно. (да)

4. Глаголы имеют три спряжения. (нет)

5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)

6.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет) 7.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –еть , относятся к 1 спр (да)

8.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет)

-Прежде чем приступить к нашей теме проведем минутку чистописания.

-Что видите на доске?

-Какие буквы по размеру и по шрифту?

-Спишите так как на доске. Обращаю ваше внимание на посадку. Рука, которой пишу на столе..

-Для чего мы проводим минутку чистописания?

-Глагол

-Роль глагола в речи.

Задачи:

Познакомиться с глаголом и его грамматическими признаками.

Узнать о значении глаголов в предложении

Повторить роль в языке.

-да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

-Буквы

-Прописные, строчные, письменные

Списывают:

Гг ………га го г игу ге

Гитара  глагол Гена

Глагол-это самостоятельная часть речи.

-Чтобы красиво и грамотно писать.

Фронтальная

Индивидуальная

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. 8-10 мин Цель: выявить учащимися место и причину затруднения.

Работа со словарем

Беседа о глаголах.

Работа с карточкой

Мини-итог

- Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? Обратимся к словарям. Прочитайте.

Сейчас поработаем в парах. Перед вами карточка. Ваша задача списать то, что у вас в карточке и подчеркнуть глаголы.  Совещаться можно в парах.

-Какие глаголы вы нашли? Зачем нам нужно изучать глаголы?

-В словарях.

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)

Списывают:

Каждый день папа возит Илью и Марьяну в школу Широкая дорога идет степью. Кругом раздолье. Конь Вьюнок бежит рысью.

Дети с радостью идут в школу. В классе их ждут друзья. Там важное дело - ученье.

-Чтобы четко ставить предложения.

Фронтальная

Парная

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему

4

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности. ( 8 мин.)

Работа с учебником упр.139.

Мини-итог

Откройте учебник. На странице 68, упр.139. Прочитайте молча задание. Что от вас требуют?

-Отлично. Записываем упражнение 139 и выписываем глаголы. На работу 3 минуты.

-Какие глаголы вы выписали?

-Какие вопросы к этим глаголам можно задать. На какие две группы мы их можем разделить?

-С каким грамматическим признаком глагола мы сейчас познакомились?

-Молодцы

-Выписать глаголы.

Звенеть, перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмется припекать, забарабанит.

-Глаголы совершенного и несовершенного вида.

-С видом.

Фронтальная

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

5

Реализация построенного проекта.8-10 мин

Цель: уточнить общий характер нового знания и фиксировать преодоление возникшего ранее

Работа с учебником: упр.140.

Посмотрите на упражнение 140. Прочитайте. Что необходимо сделать?

-Отлично. К доске пойдет…

Остальные записывают в тетрадь. На работу 5 минут.

-Проверим. Зачитывай группу и глаголы, относящиеся к ней.

-Что можем сказать о глаголах?

-Назовите глаголы, относящиеся к каждой из тематических групп.

Движение:

Бежать, идти, работать, ехать, лететь, строить.

Речи:  спросить, рассказывать, говорить.

Звучания: мяукать, жужжать.

Мысли: размышлять, думать.

Проявления чувств: радоваться, грустить.

-Глаголы могут обозначать различные виды действия.

Фронтальная

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(3-5 ин). Цель для учителя: создать условия для уточнения обучающимися общего характера нового знания. Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Работа по карточкам.

Выводы у каждой группы.

Определение грамматических признаков глагола.

Определение глагола, исходя из его грамматических признаков.

Сейчас поработаем в группах. Вспомним правила. ( слайд)

У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.

-Первая группа какой вывод сделаете?

Вторая группа, ваш вывод?

Следующая группа?

И 4 группа, ваш вывод?

теперь сделаем общий вывод:

 что же такое глагол?

Работают в группах.

Задание 1 группе.

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли  (Глаголы имеют время)

Задание 2 группе.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет (изменяются по числам)

Задание 3 группе.

Раскрой скобки .Сделай вывод.

(не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно)

Задание 4 группе.

Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. (в предложении является сказуемым)

-Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.

Фронтальная

Групповая

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин)

Цель: создать условия для организации ситуации

Работа с учебником. Упражнение 141.

-Молодцы. Посмотрите на страницу 68. Упражнение 141. Прочитайте, что от вас требуют?

1 вариант списывает 1 предложение.

Находит главные члены предложения. Выписывает омонимы.

2 вариант списывает 2 предложение делает ту же работу.

Что такое омонимы?

-Приступайте. На работу 4 минуты.

-Давайте проверим. Зачитайте. Кто не согласен?

-Найти глаголы

-Омонимы-одинаковые слова по написанию и звучанию, но разные по значению.

-Выполняют задание:

1в: я пою,пою (омонимы)

2в:купил,не есть, не съесть, есть (омонимы)

Индивидуальная

(Р) оценка, контроль, коррекция

8

Включение в систему знаний и повторение(3-5 мин).

Цель для учителя: выявить границы применимости нового знания, подготовить к введению в будущем новых норм

Итог урока.

Беседа по теме «Глагол»

- Что мы повторили сегодня на уроке?

-Как распознать глаголы среди других частей речи?

-С какими грамматическими признаками глагола мы познакомились?

-Достигли ли задач урока. Как?

-какой вывод исследования сделаем?

-задать вопрос.

-С временем, видом.

-Говорят как достигли задач.

-У глаголов огромное кол-во грамматических признаков. Которые будем изучать

Фронтальная

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2-3 Цель:организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований.

Оценка собственной деятельности. Выставление отметок.

Разбор домашнего задания (комментируя)

Оцените свою работу на уроке: если все получилось поднимите листок. Если не получилось снежинку.

За работу на уроке я поставлю…

Запишите домашнее задание : упр.142. Прочитайте. Кому не понятно?

Оценивают свою деятельность.

Разбирают домашнее задание.

Фронтальная

Индивидуальная

(Л) самоконтроль, устанавливание связи между целью и результатом. (К):умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

канспект урока "РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ЯЗЫКЕ"Школа России 4 класс

Тип урокаОбобщение и систематизация знанийПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с «оживляющей» ролью глагола в предложении; совершенствовать умения находить в тексте глаголы и указыват...

Презентация и план-конспект по теме "Глагол. Роль глаголов в языке" 4 класс

Презентация и план-конспект к уроку русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Роль глаголов в языке". УМК "Перспектива"...

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...

Тест. Глагол. Роль глаголов в языке

Глагол. Роль глаголов в языке...

Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"

Урок разработан по теме  «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...