«Роль глаголов в языке» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
1. Ф.И.О. учителя: Кузнецова Татьяна Юрьевна
2. Класс: 4"А"
3. Дата: 25.03.2020 г.
4. Предмет: русский язык
5. Место и роль в изучении темы: комбинированный
6. Тема: «Роль глаголов в языке»
7. Цель: Создать условия для расширения представлений о синтаксической роли глагола в речи ; углубления знаний учащихся о глаголе, как о части.
8.Задачи:
1)Образовательная: Способствовать умению различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять роль глаголов в языке и речи; делать выводы на основе наблюдения сравнения; учитывать разные мнения в совместной деятельности.
2)Развивающая: Содействовать развитию умений определять, графически обознаться, рассуждать и выражать собственные мысли; закреплению каллиграфических навыков; уточнению и обогащению словарного запаса обучающихся, развитию орфографической зоркости, монологической и диалогической речи; внимания, мышления, памяти, воображения.
3) Воспитательная: Способствовать воспитанию дружелюбия, трудолюбия, интереса к предмету, навыков аккуратной записи в тетради, дисциплинированности.
9. Дидактические средства:
для учителя – учебник,4кл. 2 ч.(В.П.Канакина), ИКТ (Презентация), видеоматериал.
для обучающегося – учебник 4 кл., 2 ч.(В.П.Канакина), ручка, тетрадь
10. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Результат. Формирование УУД: |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2-3 мин Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Ввод в учебную деятельность. | - Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению. А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование. | Настраиваются на урок. | Фронтальная | (Р) волевая саморегуля ция |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 4-5 мин Цель: организовать подготовку учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия. | Определение темы и задач в плане урока. Работа с сигнальными карточками. Минутка чистописания. Мини-итог | - Предметом нашего исследования станет часть речи, которая сказала о себе так: «Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу» - Какая это часть речи? -Кто скажет тему нашего урока? -Какие задачи в план урока поставим? Если утверждение правильное показываете зеленую карточку, если нет –красную. 1. Глагол обозначает действие предмета.( да ) 2.Глаголы изменяются по падежам. (нет) 3.Не с глаголами пишется раздельно. (да) 4. Глаголы имеют три спряжения. (нет) 5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да) 6.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет) 7.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –еть , относятся к 1 спр (да) 8.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет) -Прежде чем приступить к нашей теме проведем минутку чистописания. -Что видите на доске? -Какие буквы по размеру и по шрифту? -Спишите так как на доске. Обращаю ваше внимание на посадку. Рука, которой пишу на столе.. -Для чего мы проводим минутку чистописания? | -Глагол -Роль глагола в речи. Задачи: Познакомиться с глаголом и его грамматическими признаками. Узнать о значении глаголов в предложении Повторить роль в языке. -да Нет Да Нет Да Нет Да Нет -Буквы -Прописные, строчные, письменные Списывают: Гг ………га го г игу ге Гитара глагол Гена Глагол-это самостоятельная часть речи. -Чтобы красиво и грамотно писать. | Фронтальная Индивидуальная | (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3 | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. 8-10 мин Цель: выявить учащимися место и причину затруднения. | Работа со словарем Беседа о глаголах. Работа с карточкой Мини-итог | - Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? Обратимся к словарям. Прочитайте. Сейчас поработаем в парах. Перед вами карточка. Ваша задача списать то, что у вас в карточке и подчеркнуть глаголы. Совещаться можно в парах. -Какие глаголы вы нашли? Зачем нам нужно изучать глаголы? | -В словарях. Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.) Списывают: Каждый день папа возит Илью и Марьяну в школу Широкая дорога идет степью. Кругом раздолье. Конь Вьюнок бежит рысью. Дети с радостью идут в школу. В классе их ждут друзья. Там важное дело - ученье. -Чтобы четко ставить предложения. | Фронтальная Парная | (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему |
4 | Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности. ( 8 мин.) | Работа с учебником упр.139. Мини-итог | Откройте учебник. На странице 68, упр.139. Прочитайте молча задание. Что от вас требуют? -Отлично. Записываем упражнение 139 и выписываем глаголы. На работу 3 минуты. -Какие глаголы вы выписали? -Какие вопросы к этим глаголам можно задать. На какие две группы мы их можем разделить? -С каким грамматическим признаком глагола мы сейчас познакомились? -Молодцы | -Выписать глаголы. Звенеть, перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмется припекать, забарабанит. -Глаголы совершенного и несовершенного вида. -С видом. | Фронтальная | (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. |
5 | Реализация построенного проекта.8-10 мин Цель: уточнить общий характер нового знания и фиксировать преодоление возникшего ранее | Работа с учебником: упр.140. | Посмотрите на упражнение 140. Прочитайте. Что необходимо сделать? -Отлично. К доске пойдет… Остальные записывают в тетрадь. На работу 5 минут. -Проверим. Зачитывай группу и глаголы, относящиеся к ней. -Что можем сказать о глаголах? | -Назовите глаголы, относящиеся к каждой из тематических групп. Движение: Бежать, идти, работать, ехать, лететь, строить. Речи: спросить, рассказывать, говорить. Звучания: мяукать, жужжать. Мысли: размышлять, думать. Проявления чувств: радоваться, грустить. -Глаголы могут обозначать различные виды действия. | Фронтальная | (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(3-5 ин). Цель для учителя: создать условия для уточнения обучающимися общего характера нового знания. Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Работа по карточкам. Выводы у каждой группы. Определение грамматических признаков глагола. Определение глагола, исходя из его грамматических признаков. | Сейчас поработаем в группах. Вспомним правила. ( слайд) У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод. -Первая группа какой вывод сделаете? Вторая группа, ваш вывод? Следующая группа? И 4 группа, ваш вывод? -А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол? | Работают в группах. Задание 1 группе. Разделите слова на три группы и сделайте вывод. Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли (Глаголы имеют время) Задание 2 группе. Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод. Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет (изменяются по числам) Задание 3 группе. Раскрой скобки .Сделай вывод. (не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно) Задание 4 группе. Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод. По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. (в предложении является сказуемым) -Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам. | Фронтальная Групповая | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Цель: создать условия для организации ситуации | Работа с учебником. Упражнение 141. | -Молодцы. Посмотрите на страницу 68. Упражнение 141. Прочитайте, что от вас требуют? 1 вариант списывает 1 предложение. Находит главные члены предложения. Выписывает омонимы. 2 вариант списывает 2 предложение делает ту же работу. Что такое омонимы? -Приступайте. На работу 4 минуты. -Давайте проверим. Зачитайте. Кто не согласен? | -Найти глаголы -Омонимы-одинаковые слова по написанию и звучанию, но разные по значению. -Выполняют задание: 1в: я пою,пою (омонимы) 2в:купил,не есть, не съесть, есть (омонимы) | Индивидуальная | (Р) оценка, контроль, коррекция |
8 | Включение в систему знаний и повторение(3-5 мин). Цель для учителя: выявить границы применимости нового знания, подготовить к введению в будущем новых норм | Итог урока. Беседа по теме «Глагол» | - Что мы повторили сегодня на уроке? -Как распознать глаголы среди других частей речи? -С какими грамматическими признаками глагола мы познакомились? -Достигли ли задач урока. Как? -какой вывод исследования сделаем? | -задать вопрос. -С временем, видом. -Говорят как достигли задач. -У глаголов огромное кол-во грамматических признаков. Которые будем изучать | Фронтальная | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2-3 Цель:организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований. | Оценка собственной деятельности. Выставление отметок. Разбор домашнего задания (комментируя) | Оцените свою работу на уроке: если все получилось поднимите листок. Если не получилось снежинку. За работу на уроке я поставлю… Запишите домашнее задание : упр.142. Прочитайте. Кому не понятно? | Оценивают свою деятельность. Разбирают домашнее задание. | Фронтальная Индивидуальная | (Л) самоконтроль, устанавливание связи между целью и результатом. (К):умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" во 2 классе по программе Школа России.
Конспетк урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?"...
канспект урока "РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ЯЗЫКЕ"Школа России 4 класс
Тип урокаОбобщение и систематизация знанийПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с «оживляющей» ролью глагола в предложении; совершенствовать умения находить в тексте глаголы и указыват...
Презентация и план-конспект по теме "Глагол. Роль глаголов в языке" 4 класс
Презентация и план-конспект к уроку русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Роль глаголов в языке". УМК "Перспектива"...
Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"
Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...
Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.
Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...
Тест. Глагол. Роль глаголов в языке
Глагол. Роль глаголов в языке...
Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"
Урок разработан по теме «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...
- Мне нравится (1)