Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Программа Родной русский язык является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном русском языке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_russkomu_yazyku_dlya_1_klassa.docx | 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12. 2010. (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1643);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол от 08.04.15. № 1/5). Программа разработана на основе программы «Русский язык». Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко. УМК «Школа России».
Программа Родной русский язык является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном русском языке».
Цели изучения курса родного русского языка в 1классе:
- совершенствование коммуникативных умений;
- развитие языковой интуиции;
- включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
- первое знакомство с фактами истории родного языка;
- расширение представлений о различных методах познания языка.
Основные задачи реализации содержания предметной области Родной русский язык»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Родной русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности родной (русский) язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
«Язык и культура» –дает представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой(коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень ее успешной реализации в общении.
«Речь. Речевая деятельность. Текст» –дает сведения о тексте как продукте речевой(коммуникативной)деятельности, его признаках и особенностях; о типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); о речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определенной коммуникативной направленности. В текстах изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты освоения учебного предмета Родной русский язык:
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметные результаты освоения курса
- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
К концу обучения обучающийся научится:
- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.
К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
- знать особенности диалога и монолога;
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
- пользоваться основными способами правки текста.
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа что? где? когда? и как произошло?) в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Секреты речи и текста – 11 ч.
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Речевая (коммуникативная) ситуация.
Кто (адресант)говорит(пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).Разнообразие речевых ситуаций. Важность учета речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Язык в действии -11 ч.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить –
слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации
Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой
задаче. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Неподготовленная и подготовленная устная
речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приемы подготовки.
Русский язык: прошлое и настоящее – 7 ч.
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чем нам говорят шрифт, иллюстрации.) Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Редактирование и взаиморедактирование.
Секреты речи и текста – 4 ч.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова.
Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Вывеска как информационный текст. Этикетные жанры. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления.
ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть – 9 ч | II четверть- 7 ч | III четверть – 9 ч | IV четверть – 8 ч | ||||||||
№ п/п | Тема | Кол- во часов | № п/п | Тема | Кол- во часов | № п/п | Тема | Кол- во часов | № п/п | Тема | Кол- во часов |
1. | Секреты речи и текста. | 9 ч. | 1. | Секреты речи и текста. | 2 ч. | 1. | Язык в действии. | 6 ч. | 1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 4 ч. |
2. | Язык в действии. | 5 | 2. | Русский язык: прошлое и настоящее | 3 ч. | 2. | Секреты речи и текста | 4 ч. | |||
Итого: | 9 ч. | 7 ч. | 9 ч. | 8 ч. | |||||||
Итого за год: | 33 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Колич ество часов | Основные виды деятельности учащихся | Дата проведения | |||||||
План | Факт | ||||||||||
Секреты речи и текста - 11 ч. | |||||||||||
1. | Как люди общаются друг с другом. | 1 | Учатся распознавать слова с национально-культурным компонентом значения. Понимать и сохранять учебную задачу. Регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. | ||||||||
2. | Мудрость в пословицах. | 1 | Учится понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта. | ||||||||
3. | Вежливые слова. | 1 | Учатся приветствовать взрослого и сверстника, вежливо просить, давать совет. | ||||||||
4. | Вежливые слова. | 1 | Учатся определять лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа).Определять лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, тексту. | ||||||||
5. | Как люди приветствуют друг друга. | 1 | Знакомятся с секретами диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми | ||||||||
6. | Из истории языка. | 1 | Учатся выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знать нескольких скороговорок. | ||||||||
7. | Зачем людям имена. | 1 | Рассуждают, зачем людям имена, какие бывают имена. | ||||||||
8. | Имя собственное. | 1 | Рассуждают, зачем людям имена, какие бывают имена. Узнают имена используемые в малых жанрах фольклора. | ||||||||
9-11. | Спрашиваем и отвечаем. | 3 | Учатся соотносить части прочитанного или прослушанного текста. | ||||||||
Язык в действии – 11 ч. | |||||||||||
12. | Выделяем голосом важные слова. | 1 | Учится выбирать слова коммуникативной задачи. | из | ряда | предложенных | для | успешного | решения | ||
13. | Выделяем голосом важные слова. | 1 | Учатся задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. Знакомятся с ролью логического ударения. Выделяют голосом важные (ударные) места в слове. | ||||||||
14. | Как можно играть звуками? | 1 | Прослушивают о звукозаписях в стихотворном, художественном тексте. | ||||||||
15. | Как можно играть | 1 | Прослушивание звукозаписей. |
звуками? | |||||
16-17. | Где поставить ударение? | 2 | Знакомятся со смыслоразличительной ролью ударения. Учатся произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения. | ||
18-19. | Как сочетаются слова? | 2 | Наблюдают за сочетаемостью слов (Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). | ||
20. | Пословицы и поговорки. | 1 | Учатся понимать значений пословиц и поговорок. | ||
21-22. | Игры в буквы и слова. | 2 | Сравнивают русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов. | ||
Русский язык: прошлое и настоящее – 7 ч. | |||||
23. | Как писали в старину. | 1 | Узнают особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | ||
24-25. | Из истории языка. | 2 | Слушают сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита | ||
26-27. | Дом в старину: что как называлось. | 2 | Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: дом в старину: что как называлось ( изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина). | ||
28-29. | Во что одевались в старину. | 2 | Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, что одевали в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти). | ||
Секреты речи и текста – 4 ч. | |||||
30-31. | Сравниваем тексты. | 2 | Учатся разговаривать друг с другом и со взрослыми, осваивают диалоговую форму устной речи. | ||
32. | Любимые сказки русского народа. | 1 | Учатся составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложения) | ||
33. | Путешествие в волшебную страну русского языка. | 1 | Закрепляют полученные знания, соблюдают правила речевого поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному русскому языку 1 класс
Материал содержит примерное календарно-тематическое планирование по предмету "Родной (русский) язык" для 1 класса. ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
Рабочая программа Родной ( русский язык) УМК ПНШ , 4 класс
Рабочая программа по родному( русскому языку) УМК ПНШ , 4 класс в количестве 17 часов. (пояснительная записка, КТП)...
Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива
Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)...
Рабочая программа «Родной (русский) язык» 2 класс
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...