Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Побрус Инна Николаевна

Программа Родной русский язык является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном русском языке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12. 2010. (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1643);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол от 08.04.15. № 1/5). Программа разработана на основе программы «Русский язык». Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко. УМК «Школа России».

Программа Родной русский язык является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном русском языке».

Цели изучения курса родного русского языка в 1классе:

  • совершенствование коммуникативных умений;
  • развитие языковой интуиции;
  • включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
  • первое знакомство с фактами истории родного языка;
  • расширение представлений о различных методах познания языка.

Основные задачи реализации содержания предметной области Родной русский язык»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Родной русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности родной (русский) язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

«Язык и культура» –дает представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой(коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень ее успешной реализации в общении.

«Речь. Речевая деятельность. Текст» –дает сведения о тексте как продукте речевой(коммуникативной)деятельности, его признаках и особенностях; о типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); о речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определенной коммуникативной направленности. В текстах изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты освоения учебного предмета Родной русский язык:

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметные результаты освоения курса

  1. воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  3. формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

К концу обучения обучающийся научится:

  • распознавать и вести этикетный диалог;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
  • определять тему, основную мысль несложного текста;
  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);
  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.

К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;
  • давать оценку невежливому речевому поведению.
  • знать особенности диалога и монолога;
  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
  • пользоваться основными способами правки текста.
  • анализировать типичную структуру рассказа;
  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
  • продуцировать простые информационные жанры (типа что? где? когда? и как произошло?) в соответствии с задачами коммуникации;
  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;
  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Секреты речи и текста – 11 ч.

Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Речевая (коммуникативная) ситуация.

Кто (адресант)говорит(пишет) – кому (адресат) – что с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).Разнообразие речевых ситуаций. Важность учета речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Язык в действии -11 ч.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить –

слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации

Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой

задаче. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Неподготовленная и подготовленная устная

речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приемы подготовки.

Русский язык: прошлое и настоящее – 7 ч.

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чем нам говорят шрифт, иллюстрации.) Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Редактирование и взаиморедактирование.

Секреты речи и текста – 4 ч.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова.

Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Вывеска как информационный текст. Этикетные жанры. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления.

ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть – 9 ч

II четверть- 7 ч

III четверть – 9 ч

IV четверть – 8 ч

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

1.

Секреты речи и текста.

9 ч.

1.

Секреты речи и текста.

2 ч.

1.

Язык в действии.

6 ч.

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

4 ч.

2.

Язык в действии.

5

2.

Русский язык: прошлое и настоящее

3 ч.

2.

Секреты речи и текста

4 ч.

Итого:

9 ч.

7 ч.

9 ч.

8 ч.

Итого за год:

33 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Колич

ество часов

Основные виды деятельности учащихся

Дата проведения

План

Факт

Секреты речи и текста - 11 ч.

1.

Как люди общаются друг с другом.

1

Учатся распознавать слова с национально-культурным компонентом значения. Понимать и сохранять учебную задачу. Регулировать громкость речи, темп речи,

пользоваться дыханием в процессе речи.

2.

Мудрость в

пословицах.

1

Учится понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую

культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта.

3.

Вежливые слова.

1

Учатся приветствовать взрослого и сверстника, вежливо просить, давать совет.

4.

Вежливые слова.

1

Учатся        определять        лексическое        значение        слова        (в        том        числе        на        основе

словообразовательного анализа).Определять лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, тексту.

5.

Как люди

приветствуют друг друга.

1

Знакомятся с секретами диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми

6.

Из истории языка.

1

Учатся выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знать

нескольких скороговорок.

7.

Зачем людям имена.

1

Рассуждают, зачем людям имена, какие бывают имена.

8.

Имя собственное.

1

Рассуждают, зачем людям имена, какие бывают имена. Узнают имена используемые

в малых жанрах фольклора.

9-11.

Спрашиваем и

отвечаем.

3

Учатся соотносить части прочитанного или прослушанного текста.

Язык в действии – 11 ч.

12.

Выделяем голосом

важные слова.

1

Учится        выбирать        слова

коммуникативной задачи.

из

ряда

предложенных

для

успешного

решения

13.

Выделяем голосом важные слова.

1

Учатся        задавать        учителю        и        одноклассникам        познавательные        вопросы. Обосновывать собственное мнение. Знакомятся с ролью логического ударения.

Выделяют голосом важные (ударные) места в слове.

14.

Как можно играть

звуками?

1

Прослушивают о звукозаписях в стихотворном, художественном тексте.

15.

Как можно играть

1

Прослушивание звукозаписей.

звуками?

16-17.

Где поставить ударение?

2

Знакомятся со смыслоразличительной ролью ударения. Учатся произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную

роль ударения.

18-19.

Как сочетаются

слова?

2

Наблюдают за сочетаемостью слов (Пропедевтическая работа по предупреждению

ошибок в сочетаемости слов).

20.

Пословицы и

поговорки.

1

Учатся понимать значений пословиц и поговорок.

21-22.

Игры в буквы и

слова.

2

Сравнивают русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других

народов.

Русский язык: прошлое и настоящее – 7 ч.

23.

Как писали в

старину.

1

Узнают особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки

и заставок.

24-25.

Из истории языка.

2

Слушают сведения об истории русской письменности: как появились буквы

современного русского алфавита

26-27.

Дом в старину: что как называлось.

2

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: дом в старину: что как называлось ( изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,

лучина).

28-29.

Во что одевались в

старину.

2

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как

называлось то, что одевали в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти).

Секреты речи и текста – 4 ч.

30-31.

Сравниваем тексты.

2

Учатся разговаривать друг с другом и со взрослыми, осваивают диалоговую форму

устной речи.

32.

Любимые сказки

русского народа.

1

Учатся составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5

предложения)

33.

Путешествие в волшебную страну

русского языка.

1

Закрепляют полученные знания, соблюдают правила речевого поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному русскому языку 1 класс

Материал содержит примерное календарно-тематическое планирование по предмету "Родной (русский) язык" для 1 класса. ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа Родной ( русский язык) УМК ПНШ , 4 класс

Рабочая программа по родному( русскому языку) УМК ПНШ , 4 класс в количестве 17 часов. (пояснительная записка, КТП)...

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)...

Рабочая программа «Родной (русский) язык» 2 класс

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...