Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

 Тема  урока:  Буквы Е, е. Работа  над словом. Уточнение , обогащение и активизация словаря детей.

                                                         

 Цели:

1.) Познакомить детей  с новыми буквами и звуком, сформировать четкое представление о том, что буква Е в начале слова и после  буквы, которая имеет гласный звук , обозначает два звука [й, э]; научить читать слоги, слова, предложения с новыми буквами, учить слышать звуки. Различать звуки и буквы,  навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, продолжить работу над основой предложения.

2.) Работать над словом, расширять словарный запас детей, уточнять,  обогащать и активизировать словарь детей; развивать речь,  творческие способности, любознательность.

3.) Учить быть внимательными, доброжелательными, помогать друг другу.

 

Оборудование: классная слоговая таблица, лента – букв,  схемы слогов, звуков; музыка для речевой зарядки; тетради по чтению; ребусы ; карточка буквы «Е»;

                                                                       Ход   урок.

I.Организационный момент: ( 1 мин)

  -Как  хорошо уметь читать .

    Не надо к маме приставать ,

    Не надо бабушку просить:

    «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    А можно взять и прочитать.

 

- Нужно ли учиться читать? Почему?

- Давайте учиться читать!

 

II. Речевая разминка: ( под музыку) ( 3 мин)

 - Начнём  урок с зарядки…  речевой:

 

1. Учимся правильно дышать :

 - «В сосновом бору» ( Делаем глубокий вдох  чистого воздуха  в сосновом лесу – будем здоровы, выдох , повторить 3 раза)

«Одуванчик». На полянке растёт одуванчик  весь в белых  парашютиках. Давайте дунем на него, чтобы разлетелись все  «парашютисты»  и выросли новые одуванчики. Набрали побольше воздуха носиком и дуем потихонечку , чтобы все разлетелись.3 раза.

 

2.Укреплаем мышцы рта.:

- упражнение «Губы»( плотно сжав губы, вытягиваем их  вперёд, не разжимая губ, растягиваем их в улыбке. Повторяем 5 раз.)

 

3.Учимся чётко проговаривать звуки:

- Скороговорка «Мы   ели, ели, ели

                            Ершей у ели…

                            Их  еле – еле

                            У ели  доели.»

4. Читаем  слоги   змейкой ( нараспев ) ( по таблице  изученных слогов)

 

III. Проверка домашнего  задания: ( 2мин)

- Дома  вы отгадывали ребусы на с 74 в азбуке. Назовите, какие слова  загаданы( тыква,  ворона, корова, ворота, лук)

- А кто придумал свои ребусы? Давайте отгадаем ваши ребусы. Все ребусы мы соберём  и сделаем книжку «Ребусы  1-а класса», а потом дадим отгадать другим классам.

- Молодцы! Ваше желание больше знать и уметь поможет вам в учёбе и жизни

 

                                                                      - 2 -

IV. Повторение пройденного. Актуализация знаний.( 2 мин)

- С какой буквой  мы познакомились на последних уроках? (в)  Что вы про неё знаете?

- Сколько букв мы уже знаем?

- А сколько всего букв в русском алфавите?

- Хотите  узнать ещё новую  хитрую  букву?

 

V. Постановка темы и цели урока: ( 5   мин)

 

1. - Сначала отгадайте загадку:

 

        - Её всегда в лесу найдёшь –

          Пойдём гулять и встретим:

          Стоит колючая,  как ёж,

          Зимою в  платье  летнем.( ель)

 

2. -  Как вы думаете, какое слово подходит к картинке и схеме в азбуке на с 77 ?

 

3.  Слого-звуковой анализ:

      - Сколько слогов в слове «ели»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_e_i_e.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема  урока:  Буквы Е, е. Работа  над словом. Уточнение , обогащение и активизация словаря детей.

                                                         

 Цели:

1.) Познакомить детей  с новыми буквами и звуком, сформировать четкое представление о том, что буква Е в начале слова и после  буквы, которая имеет гласный звук , обозначает два звука [й, э]; научить читать слоги, слова, предложения с новыми буквами, учить слышать звуки. Различать звуки и буквы,  навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, продолжить работу над основой предложения.

2.) Работать над словом, расширять словарный запас детей, уточнять,  обогащать и активизировать словарь детей; развивать речь,  творческие способности, любознательность.

3.) Учить быть внимательными, доброжелательными, помогать друг другу.

Оборудование: классная слоговая таблица, лента – букв,  схемы слогов, звуков; музыка для речевой зарядки; тетради по чтению; ребусы ; карточка буквы «Е»;

                                                                       Ход   урок.

I.Организационный момент: ( 1 мин)

  -Как  хорошо уметь читать .

    Не надо к маме приставать ,

    Не надо бабушку просить:

    «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    А можно взять и прочитать.

- Нужно ли учиться читать? Почему?

- Давайте учиться читать!

II. Речевая разминка: ( под музыку) ( 3 мин)

 - Начнём  урок с зарядки…  речевой:

1. Учимся правильно дышать :

 - «В сосновом бору» ( Делаем глубокий вдох  чистого воздуха  в сосновом лесу – будем здоровы, выдох , повторить 3 раза)

- «Одуванчик». На полянке растёт одуванчик  весь в белых  парашютиках. Давайте дунем на него, чтобы разлетелись все  «парашютисты»  и выросли новые одуванчики. Набрали побольше воздуха носиком и дуем потихонечку , чтобы все разлетелись.3 раза.

2.Укреплаем мышцы рта.:

- упражнение «Губы»( плотно сжав губы, вытягиваем их  вперёд, не разжимая губ, растягиваем их в улыбке. Повторяем 5 раз.)

3.Учимся чётко проговаривать звуки:

- Скороговорка «Мы   ели, ели, ели

                            Ершей у ели…

                            Их  еле – еле

                            У ели  доели.»

4. Читаем  слоги   змейкой ( нараспев ) ( по таблице  изученных слогов)

III. Проверка домашнего  задания: ( 2мин)

- Дома  вы отгадывали ребусы на с 74 в азбуке. Назовите, какие слова  загаданы( тыква,  ворона, корова, ворота, лук)

- А кто придумал свои ребусы? Давайте отгадаем ваши ребусы. Все ребусы мы соберём  и сделаем книжку «Ребусы  1-а класса», а потом дадим отгадать другим классам.

- Молодцы! Ваше желание больше знать и уметь поможет вам в учёбе и жизни

                                                                      - 2 -

IV. Повторение пройденного. Актуализация знаний.( 2 мин)

- С какой буквой  мы познакомились на последних уроках? (в)  Что вы про неё знаете?

- Сколько букв мы уже знаем?

- А сколько всего букв в русском алфавите?

- Хотите  узнать ещё новую  хитрую  букву?

V. Постановка темы и цели урока: ( 5   мин)

1. - Сначала отгадайте загадку:

        - Её всегда в лесу найдёшь –

          Пойдём гулять и встретим:

          Стоит колючая,  как ёж,

          Зимою в  платье  летнем.( ель)

2. -  Как вы думаете, какое слово подходит к картинке и схеме в азбуке на с 77 ?

3.  Слого-звуковой анализ:

      - Сколько слогов в слове «ели»?

      - Какой первый? Какой второй?

      - Какие это слоги? ( что они образуют?)

      - Оба слога в слове «ели» - это слоги слияния. Обратите внимание на схему слова.

      - Произнесите еще раз первый слог.

      - Если мы рядом слышим  звуки [й' э], значит пишем букву Е,е( показ букв Ее) ( запись слова « ели» над схемой.  Это и есть тема нашего  урока. Сегодня  мы научимся анализировать, читать  слова с этой хитрой буквой .

- Напечатайте  буквы «Е е» в тетради, запомните как они пишутся.

VI. Физпауза: ( 2  мин)

«Буратино».( проводит дежурный).

VII. Новая тема урока ( 11  мин)

  1. Слого-звуковой анализ слов:

   а.)-  Внимание, отгадайте , как называется по- другому   пища   или   её приём?  ( еда)

        - Составьте схему слова « еда».

        - Какой первый слог? Сколько звуков слышим? А сколько букв будем писать? Какую?

 б.) – Когда  у  вас грязные руки, что вы делаете?

       - Составьте схему слова « моем».

       - Назовите 1 слог,  ( мо) 2 слог ( ем). Во 2 слоге мы слышим слияние [й, ,  э], мы слышим два звука, а

         будем писать одну букву.

         - После какого звука мы слышим эти звуки? ( после гласного).

        -Значит , когда ещё мы будем слышать два звука, а писать одну букву «е»? (  после гласного звука).

        -Обобщим наши знания: в каких случаях мы слышали два звука [й' э] рядом, а писать будем одну

        букву? (В начале слова и после гласного звука.)  - ( прикрепить цифру 2)

  2. Чтение слов  из азбуки:

            - Откройте с 77.

  а)  - Учимся читать  слова. Читаем    1  столбик из  азбуки с 77.

      -  Чем похожи эти слова?

       - Чем отличаются?

                                                                             

                                                                     - 3 –

  б) - Читаем 2 столбик внизу.

       - Чем похожи слова ?

                                                                           

 3. Чтение слогов :

     - Мы с вами говорили,  что буква «е» - хитрая.

       Если она будет стоять после согласного, то она будет его смягчать, и мы услышим только один звук.

    - Читаем слоги с буквой «е» ( карточки на магнитной доске перевёрнутые, рядом  мягкое слияние ):

                                                      се  ре  ле   ве   не   ке  те

    - Какой мы слышим второй звук?

   4.) -Обобщим наши знания:

- Если буква «е»  стоит  в начале слова и после гласного, сколько звуков мы слышим?

-А если буква «е» стоит после согласного, что она обозначает? Какой звук  мы слышим?

           (-В начале слова и после гласных  «е» обозначает два звука[й, э ], а после согласного  обозначает

    мягкость согласного и звук [ э].)

4)Чтение предложений с 77:

- Посмотрите на иллюстрацию, ответьте на вопросы.

 -Кто около ели?

- Что она делает?

VIII. Развитие речи. ( 6 мин)

        

       1.) Работа с учебником   с. 76 . Беседа по иллюстрации.

            - Как зовут героя сказки?

               Вымолвил словечко -

           Покатилась печка.

           Прямо из деревни

           К царю да царевне.

           И за что, не знаю,

           Повезло лентяю.

        - Какое время года изображено?

       - Чему удивились и люди, и птицы, и звери?

       - Какие еще чудеса происходили с Емелей?

 Анализ  1–го  предложения: - Сколько слов? Какое 1 слово?  2 слово?  3 слово?...)

        2)  - Какие еще времена года бывают?

            - Отгадайте загадки А. Кочергиной о временах года:

           Солнце греет все теплей,

           Начинается капель.

           Снег с полей бежит ручьями.

           Вы то время угодали?

                                            (Весна.)

           С золотым листом приходит,

           Грязью-слякотью уходит.

           Крики птиц, летящих вдаль...

           Ты то время угадай.

                                          (Осень.)                          - 4 -

                                                                            -

                                                                       

           Все бело кругом, красиво,

           В инее сияет ива.

           Холода, мороз; метели

           Закружили-завертели.

           В белых шапках все дома.

           Это к нам пришла ... (зима).

           Над лугами зной стоит,

           Пчелка над цветком жужжит.

           Речка, лес, фруктовый сад

           Нас к себе тогда манят.

           Скажут все, что это

           Наступило …. (лето).

                                                                 

   3)  - Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?

   4) Чтение пословиц на с. 76. Подчеркнуть все буквы Е.

     -Что это?

     - Как вы понимаете 1 пословицу?

     - Сколько букв «е»  в этих предложениях?

     - Какой ключ к проверке?  ( 8)

  5.)  Ребусы (опережение).

              - Где спряталась ель?

ХI .Закрепление.( 2 мин)

 

Игра «Слева направо и справа налево»

                Тонет енот!

              То не енот!

              То кот.

   

VIII. Подведение итогов урока (рефлексия) ( 1 мин)

      - Какую новую букву узнали?

      - А сколько звуков она обозначает?

      - Кто не помнит, когда буква Е обозначает два звука?

      - Чему учились на уроке?

                                                                            - 5 -

                                                                             

                                                                                     

                                                         

                                                           

                                         

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"

Представлена разработка урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Имеется презентация....

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка по теме "БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах"

Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гл...

Урок русского языка по теме "БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах"

Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гл...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"

Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к  организации урока в системно-деятельностном подходе....

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»...

Презентация к уроку русского языка по теме «Использование алфавита при работе со словами», 1 класс, УМК "Школа России"

Презентация к уроку русского языка по теме «Использование алфавита при работе со словами», 1 класс, УМК "Школа России"...