Проект урока «Единообразное написание корня в однокоренных словах», 2 класс, "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный урок составлен и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ориентирован на работу в комплекте с учебником и рабочей тетрадью «Школа России». Урок построен на принципах деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки, в том числе само- и взаимопроверки. Результативность урока предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками) и метапредметных (овладение способами выполнения заданий поискового характера, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как найти корень слова? 1 шаг: подбор родственных слов и сравнение их по смыслу 2 шаг: выделение общей части – корня.
Родственники. - Вы кто такие? -Я – Гусь , это – Гусыня , это наши Гусята . А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница !
КОРЕНЬ СЛОВА - главная значимая часть родственных слов. гусь гусыня гусята ОДНОКОРЕННЫ е – РОДСТВЕННЫ е Слова имеют родственные связи
б*рёза яг *да вет * р б*рёзка яг * дка вет *рок
Проверь себя: Под ногами в л* стопад Листья жёлтые летят. А под листьями шуршат Шурш , Шуршиха и Шуршонок - Папа, мама и ребёнок.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Единообразное написание корня в однокоренных словах»
Тип урока: урок решения учебной задачи
Цель урока: обучающиеся отрабатывают способ определения корня в слове (работа по памятке), учатся различать родственные слова и слова, у которых части основы совпадают по звукам (по моделям), наблюдают единообразное написание корня в однокоренных словах.
Задачи урока:
Регулятивные УУД:
- развивать пошаговый самоконтроль, взаимоконтроль и адекватную самооценку при отработке способа определения корня в слове;
Коммуникативные УУД: развивать способность инициировать учебный диалог и принимать в нём участие, расширять словарный запас;
Познавательные УУД:
- повторить, что родственные слова – слова, которые имеют общее лексическое значение, а корень - общая часть родственных слов;
- отработать способ определения корня в слове; учить различать родственные слова и слова, у которых части основы совпадают по звукам.
- в процессе обучения развивать память, внимание, логическое мышление, воображение обучающихся;
- формировать навыки грамотного письма, орфографической зоркости.
Личностные УУД:
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности за общее дело;
- прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку.
Оборудование:
Компьютер, телевизор.
Наглядно-демонстрационный материал:
Презентация к уроку, карта Открытий, предметные картинки (лось, слон), рисунок Незнайки, образцы написания букв Уу, Чч, модели «Родственные слова», «Как найти корень», «Слова-синонимы», «Изменения слова», карточки для индивидуальной и групповой работы, тренажёры, словари, схемы, маркеры и листы для работы в группе.
Методы и формы обучения:
Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.
Cценарий урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I Мотивационно – ориентировочный этап. Актуализация знаний обучающихся. 1 Оргмомент. Тяжела для всех наука, Если в школе сон и скука, Если будет увлеченье, - Станет радостным ученье. Учитель: - Нам скучать некогда, ещё не все открытия мы отметили на нашей карте! Какая тема увлекла нас в последнее время на уроках русского языка? Слайд 1. - Какое открытие мы сделали на прошлом уроке? А ещё хотели понаблюдать за написанием родственных слов. Отлично, тогда запишем число и за работу! (Повтор правил посадки, выделение орфограмм) -На уроках мы учимся писать красиво. Вспомним, как пишется удобная буква: удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто. С какой буквой нельзя ее путать? Уу Чч - Упражнение для скорописи: чач чуч - Зв.-букв.разбор: час 2 Проверка домашнего задания: А) – Какие «родственные» слова нашли в домашнем тексте? Какие слова мы называем родственными? - Назовите корень. Как найти корень? Слайд 2. Б) - Незнайка тоже выполнил домашнее задание. 1) - К слову молоко он подобрал родственные слова: Молоко, сметана, простокваша, сливки. -Вы согласны? 2) А вот каких «родственников» он выписал из рассказа «Родственники». Слайд 3. -Вы кто такие? -Я - Гусь, это -Гусыня, это- наши Гусята. А ты кто? -А я ваша тётя - Гусеница. Гусь, Гусыня, Гусята, Гусеница. Слайд 4. 3) А нет ли лишних слов у Незнайки в словесном саду? Докажите! шар весёлый шарик радость шары веселье -Молодцы! Не попадайтесь в ловушки, а помогут вам в этом наши модели! Самоопределение к деятельности: - Проверьте мою работу, это родственники? Тогда запишите через запятую только корни однокоренных слов: Зуб, зубной, зубастый. Грибник, гриб, грибной. Цвет, цветок, цветник. - Поменяйтесь тетрадями, оцените умение соседа находить и записывать корень однокоренных слов. 3.Физкультминутка «Часики». 4.Операционно-исполнительский этап: А) Молодцы! Ну, а к слову час запишем однокоренные слова на доске. Час, ч*совщик, ч*сы, часики, ч*совой. -Как вы узнали, какую надо писать букву? Если вы были внимательны, то заметили, что корни везде писались одинаково. Б) – Понаблюдаем: выполним упр. 88 на с. 62 -Докажите, что каждая пара слов – это однокоренные слова. Выделите корень. - Запомним: корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково! В) – Запишите слова, вставив пропущенные буквы: б*рёза яг*да вет*р б*рёзка яг*дка вет*рок Слайд 5. Г) –Попробуйте, работая в группе, найти однокоренные слова и вставить пропущенные буквы. Лось –л*сиха, л*сёнок, л*синый. Слон- сл*ниха, сл*нёнок, сл*новая. Итог работы в группах. Д) –Выполните самостоятельно упр.89 с.63, прочитаем задание. Как будем выполнять? Слайд 6. Г) Тест: найдите родственные слова и выделите корень: Под ногами в л*стопад Листья жёлтые летят, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок – папа, мама и ребёнок. -Какую букву вставили в корне слова листопад? Почему? 3.Итоговая рефлексия. 1. – Чему учились? - Кого бы вы сегодня похвалили на уроке? 2. - Поставьте на полях: +, если на уроке было интересно и всё понятно; +/- , если было понятно, но не совсем; - , если было скучно и ничего не понятно. 3. Дома расскажите об открытии родителям и выполните упр.91 с.63 - Отметки: - Подумайте, как бы нам отметить это открытие на нашей карте? | -Тема «Родственные слова». -Узнали, что такое корень и алгоритм его нахождения. Минутка чистописания. Индивидуальная работа ученика у доски по памятке «Звуко - буквенный разбор слова» Лиска, лисонька, лиса, лисий, лисичка. Повтор правил по моделям: Дети доказывают, что Незнайка выполнил задание неправильно, рассказывая по модели о словах-синонимах. Дети объясняют ошибки Незнайки, опираясь на модель слов-омонимов. С опорой на модель «Изменения формы слова» дети обоснуют исключение лишнего слова. Зуб, гриб, цвет. Проверка в парах Тик-так, тик-так. Все часы идут вот так. Смотри скорей который час! Налево раз, направо раз! Мы тоже можем так: Тик-так, тик-так. Индивидуальная работа у доски. Час, часовщик, часы, часики, часовой. Работа с учебником. Чтение правила в учебнике на с. 63. Игра «Кто быстрее?» Работа в группе. Подведение итогов работы в группах. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа на листочках. Обучающиеся доказывают написание буквы «и» одинаковым написанием гласной буквы в корне однокоренных слов. Работа с картой Открытий |
Литература:
- Программа: «Школа России» М : Просвещение, 2012;
- Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык в 2 частях, 2 класс – М : Просвещение, 2012 г.;
- Рабочая тетрадь: В.П.Канакина Русский язык в 2 частях, 2 класс – М : Просвещение, 2015 г.;
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс/Сост. В.А.Синякова М: ВАКО, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России"
Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать провер...
конспект урока единообразное написание корня в однокоренных словах
урок для 2 класса по любому УМК...
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...
Урок русского языка. Тема:"Однокоренные слова". УМК " Школа России" - 2 класс.
Материал имеет форму технологической карты. Урок разработан с использованием интернет - технологий. Буду рада комментариям к данному уроку....
Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1) развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...
Урок русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК "Школа России"3 класс
Конспект открытого урока по русскому языку по теме: « Корень слова. Однокоренные слова» 3 класс...