Проект урока «Единообразное написание корня в однокоренных словах», 2 класс, "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Никольская Наталья Викторовна

Данный урок составлен и проведён  в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ориентирован на работу в комплекте с учебником и рабочей тетрадью «Школа России». Урок построен на принципах деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки, в том числе само- и взаимопроверки.  Результативность урока предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками) и метапредметных (овладение способами выполнения заданий поискового характера, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс

Слайд 2

Как найти корень слова? 1 шаг: подбор родственных слов и сравнение их по смыслу 2 шаг: выделение общей части – корня.

Слайд 3

Родственники. - Вы кто такие? -Я – Гусь , это – Гусыня , это наши Гусята . А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница !

Слайд 4

КОРЕНЬ СЛОВА - главная значимая часть родственных слов. гусь гусыня гусята ОДНОКОРЕННЫ е – РОДСТВЕННЫ е Слова имеют родственные связи

Слайд 5

б*рёза яг *да вет * р б*рёзка яг * дка вет *рок

Слайд 6

Проверь себя: Под ногами в л* стопад Листья жёлтые летят. А под листьями шуршат Шурш , Шуршиха и Шуршонок - Папа, мама и ребёнок.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Единообразное написание корня  в однокоренных словах»

Тип урока: урок решения учебной задачи

Цель урока: обучающиеся отрабатывают способ определения корня в слове (работа по памятке), учатся различать родственные слова и слова, у которых части основы совпадают по звукам (по моделям), наблюдают единообразное написание корня в однокоренных словах.

Задачи урока:

Регулятивные УУД:

- развивать пошаговый самоконтроль, взаимоконтроль и адекватную самооценку при отработке  способа определения корня в слове;

Коммуникативные УУД:  развивать способность инициировать учебный диалог и принимать в нём участие, расширять словарный запас;

Познавательные УУД:

- повторить, что родственные слова – слова, которые имеют общее лексическое значение, а корень - общая часть родственных слов;

- отработать способ определения корня в слове; учить различать родственные слова и слова, у которых части основы совпадают по звукам.

- в процессе обучения развивать память, внимание, логическое мышление, воображение обучающихся;

- формировать навыки грамотного письма, орфографической зоркости.

Личностные УУД:

- воспитывать чувство коллективизма, ответственности за общее дело;

- прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку.

Оборудование:

Компьютер, телевизор.

Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация к уроку, карта Открытий, предметные картинки (лось, слон), рисунок Незнайки, образцы написания букв Уу, Чч, модели «Родственные слова», «Как найти корень», «Слова-синонимы», «Изменения слова»,  карточки для индивидуальной и групповой работы, тренажёры, словари, схемы, маркеры и листы для работы в группе.

Методы и формы обучения:

Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

Cценарий урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Мотивационно – ориентировочный этап. Актуализация знаний обучающихся.

1 Оргмомент.

Тяжела для всех наука,

Если в школе сон и скука,

Если будет увлеченье, -

Станет радостным ученье.

Учитель:

-  Нам скучать некогда, ещё не все открытия мы отметили  на нашей  карте!   Какая тема увлекла нас в последнее время на уроках русского языка?

                                                                         Слайд 1.

-  Какое  открытие  мы  сделали на прошлом уроке? А ещё хотели понаблюдать за написанием родственных слов. Отлично, тогда запишем число и за работу!

(Повтор правил посадки, выделение орфограмм)

-На уроках мы учимся писать красиво. Вспомним,  как пишется удобная буква: удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто.  С какой буквой нельзя ее путать?    Уу    Чч 

- Упражнение для скорописи:    чач   чуч    

- Зв.-букв.разбор: час

2 Проверка домашнего задания:

А) – Какие «родственные» слова нашли в домашнем тексте? Какие слова мы называем родственными?

- Назовите корень. Как найти корень?

                                                                    Слайд 2.

Б) - Незнайка  тоже выполнил  домашнее задание.

1) - К слову молоко он подобрал родственные слова:

Молоко, сметана, простокваша, сливки.

-Вы согласны?

2)  А вот каких «родственников» он выписал из рассказа «Родственники».

                                                                     Слайд 3.

-Вы кто такие?

-Я - Гусь, это -Гусыня, это- наши Гусята. А ты кто?

-А я ваша тётя - Гусеница.

Гусь, Гусыня, Гусята, Гусеница.                Слайд 4.

 3) А нет ли лишних слов у Незнайки в словесном саду? Докажите!

шар                                       весёлый

шарик                                  радость

шары                                   веселье

-Молодцы! Не попадайтесь в ловушки, а помогут вам в этом наши модели!

Самоопределение к деятельности: 

- Проверьте мою работу, это родственники? Тогда  запишите через запятую  только корни  однокоренных слов:

Зуб, зубной, зубастый.

Грибник, гриб, грибной.

Цвет, цветок, цветник.

- Поменяйтесь тетрадями, оцените умение соседа находить и записывать корень однокоренных слов.

3.Физкультминутка «Часики».

4.Операционно-исполнительский этап:

А) Молодцы! Ну, а к слову час запишем  однокоренные  слова на доске.  

Час, ч*совщик, ч*сы, часики, ч*совой.

 -Как  вы узнали,   какую  надо писать букву? Если вы были внимательны, то заметили, что корни везде писались одинаково.

Б) – Понаблюдаем:  выполним упр. 88 на с. 62

-Докажите, что каждая пара слов – это однокоренные слова. Выделите корень.

- Запомним: корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково!

В) – Запишите слова, вставив пропущенные буквы:

 б*рёза            яг*да              вет*р

б*рёзка          яг*дка            вет*рок            Слайд 5.

Г) –Попробуйте, работая в группе,  найти  однокоренные слова  и вставить пропущенные буквы.

Лось –л*сиха,  л*сёнок,  л*синый.

 Слон-  сл*ниха,  сл*нёнок, сл*новая.

Итог работы в группах.

Д) –Выполните самостоятельно упр.89 с.63,  прочитаем задание. Как будем выполнять?

                                                                       Слайд 6.

Г) Тест: найдите родственные слова и выделите корень:

 Под ногами  в   л*стопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

папа, мама и ребёнок.

-Какую букву вставили в корне слова листопад?  Почему?

3.Итоговая рефлексия.

1. – Чему учились?

- Кого бы вы  сегодня похвалили на уроке?

2. - Поставьте на полях:

 +, если на уроке было интересно и всё понятно;

+/- , если было понятно, но не совсем;

-   , если было скучно и ничего не понятно.

3. Дома расскажите об открытии родителям и выполните упр.91 с.63

- Отметки:

- Подумайте, как бы нам отметить это открытие на нашей карте?

-Тема «Родственные слова».

-Узнали,  что такое корень и алгоритм его нахождения.

Минутка чистописания.

Индивидуальная работа ученика  у доски по памятке «Звуко - буквенный разбор слова»

Лиска,  лисонька,  лиса,  лисий,  лисичка.

Повтор  правил по моделям:

Дети доказывают, что Незнайка выполнил задание неправильно, рассказывая по модели о словах-синонимах.

Дети объясняют ошибки Незнайки, опираясь на модель слов-омонимов.

С опорой на модель «Изменения формы слова» дети обоснуют исключение лишнего слова.

Зуб, гриб,  цвет.

Проверка в парах

Тик-так, тик-так.

Все часы идут вот так.

Смотри скорей который час!

Налево раз, направо раз!

Мы тоже можем так:

Тик-так, тик-так.

Индивидуальная работа у доски.

Час, часовщик, часы, часики, часовой.

Работа с учебником.

Чтение правила в учебнике на с. 63.

Игра «Кто быстрее?»

Работа в группе.

Подведение итогов работы в группах.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа на листочках.

Обучающиеся доказывают написание буквы «и» одинаковым написанием гласной буквы  в  корне однокоренных слов.

Работа с картой Открытий

Литература:

  1. Программа: «Школа России» М : Просвещение, 2012;
  2. Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык в 2 частях, 2 класс – М : Просвещение, 2012 г.;
  3. Рабочая тетрадь: В.П.Канакина  Русский язык в 2 частях, 2 класс – М : Просвещение, 2015 г.;
  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс/Сост. В.А.Синякова М: ВАКО, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России"

Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать провер...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка. Тема:"Однокоренные слова". УМК " Школа России" - 2 класс.

Материал имеет форму технологической карты.  Урок разработан с использованием интернет - технологий. Буду рада комментариям к данному уроку....

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1)      развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...

Урок русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК "Школа России"3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: « Корень слова. Однокоренные слова» 3 класс...