Методы и приёмы работы со словарными словами
методическая разработка по русскому языку

Домасевич Татьяна Анатольевна

Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованиюморфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metody_i_priyomy_raboty_so_slovarnymi_slovami.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы и формы работы над словарными словами

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованиюморфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание.

  1.  Фонетические упражнения

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффектными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Упражнения для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:бер…г, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

3. Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.

4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур..жай, р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»

        Д..р..вня                        п..ртр..т

        М..л..т..к                        с..л..м..

        К..ньк..                        т..л..ф..н

8. Игра «Догадайся, что за слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова

о

о

ворона

о

о

сорока

о

о

молоко

о

о

корова

о

о

солома

о

овёс

овощи

огород

9. Игра   «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

ГО (город, горох, гореть, горизонт).

И наоборот, можно дать конец слова, учащиеся придумывают начало:

        Слова спокойно жили в книжке.

        Но книжку вдруг погрызли мышки,

        От слов начало откусили,

        Из книжки в норку утащили.

…суда, …реза, …сква.

        10. Чайнворд.

        В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом

следующего.

        11. Игра «Волшебные домики».

Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами.

                Лае..рь                        т..традь

                К..стер                        с..рень

                Р..бята                        св..бода

                Ул..ца                        р..стение

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает та команда, которвя быстрее откроет все окошки.

        12. Игра «Собери слово».

        Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.

        13. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.

        14. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.

        15. Игра «Кто больше придумает слов».

Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

                                        

        

а

е

л

г

о

р

в

и

д

у

п

ю

с

т

к

н

я

ж

                        

        16. Игра «Расшифруй слово».

2        10        13        6        20                                        26        16        22        7        18

        (БИЛЕТ)                                                                      (ШОФЕР)

                                        33        2        13        16        12        16

                                                        (ЯБЛОКО)

        17. Игра «Ступеньки»

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

        Берег

        Гореть

        Агроном и т.д.

        18. Выборочный диктант.

Дети записывают слова с непроверяемой безударной гласной.

        По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.

  1. Орфографические упражнения.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо «с дырками» т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.

        Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

  1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
  2. Подбери слова к данным схемам.

∩;   ∩^;  ¬∩.

3. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.

        4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

        Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька.

        Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

        5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

                Ребята радост…                        Берёза кудряв…

                Улица многолюдн…                Календарь перекидн…

        6. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

        7. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс – как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

        8. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением  

окончания меняется падеж имени существительного.

Подарил

Девочка

люблю

Дружил

думаю

собака

Говорил

горжусь

9. Работа над деформированным предложением.

Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

        Мой папа дал объявление в (газета).

        Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.

        На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

10. Найдите в тексте однокоренные слова.

Вокзал – это городские ворота. Если город небольшой, в нем один-два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты. На вокзале есть медицинский пункт.

        Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо, тишина, вареньем малиновым пахнет.

           Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

Первый день

1.      Самостоятельное чтение слов учащимися.

2.      Прочтение слов учителем "орфографически".

3.      Повторение детьми 2-3 раза.

4.      Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5.     Проверка слов.

Второй день

1.      Карточка на мгновение показывается классу.

2.      Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.

3.      Дети три раза произносят «орфографически».

4.      Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5.      Проверка слов.

Третий день

1.    Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографический»

Четвертый день

1.      Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.

2.      Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.

3.      Проверка всего блока слов.

Пятый день

1.      Диктант.

  1. Морфологические упражнения

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

        При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных воробей (какой?).., газета (какая?)…, молоко (какое?)…

4. Выпишите в три столбика слова из словаря, в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос Кто?на ухо наступил.

                                Слово не … вылетит – не поймаешь.

6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

                        Машина остановилась … (дом).

                        Дети читали книги … (космонавт).

                        Заяц быстро несся …(лес).

7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить).

8. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных: Интересный случай

                        Аккуратный ученик

                        Березовая аллея

9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

                        Кто живет в лесу?

                        В чем хранятся ручки и карандаши?

                        Какой овощ растет в огороде?

                                

з

ц

п

л

о

ц

4 Синтаксические упражнения

            Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли форме предложений, с синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения.

                Береза …….                в небе

                Огурец …..                        в доме

                Воробей….                        в школе

                Комната…                        в лесу

                Ученик…..                        в огороде

2. Составьте предложение с данными словами. Ветер, капуста, осина, товарищ.

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

        Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение.

        Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.

6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

        Рисунок в книге … (картинка).

        Килограмм – это тысяча … (грамм)

        Мать родимая - …..  любимая(Родина)

7. Из слов составьте предложение.

        Огород, растет, в, картофель.

8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

        Андрюша вынул  из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своём маленьком поле.

9. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.

        В гости иду к своему другу петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил меня.

        Куда путь держишь? Здравствуй лисичка – сестричка!

10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотека музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.

11. Смоделируйте предложение по схеме.

        Что?.......что делают?........ в какие?.........как? во что?......

        (Воробьи собираются в крупные стайки).

5 Лексические упражнения

        Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения.  Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

        В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

1.Выпишите из словаря слова на заданную тему. «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.

        Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь.

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

3.Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

Квартира была закрыта на                        стоит

Билет в театр … десять рублей.                замок

Телефон…. на тумбочке.                        стоит

4. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

5.По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы» и т.д.

6.К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

7.К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

8.Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д. Понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие (завод). Руководитель школы (директор).

9.Игра «Кто как голос подаёт?»

Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

        П…тух                чирикает

        С…рока                лает

        С…бака                мычит

        К…рова                кукарекает

        В…рона                стрекочет

        В…робей                каркает

10. Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.

        Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

        М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

11. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.

        Волны тихо … у берега.

        Молоко … из ведра.

        Рабочий продолжает … стать.

12.Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:

        Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.

        Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.

        Чистая неисписанная тетрадь:

        Чистые, вымытые руки;

        Чистое, безоблачное, ясное небо и т.д.

13. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слов и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

        У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.

        Ребята идут в парк. – Часы правильно идут.

        Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.

14. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, предлагаются такие упражнения. Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.

        Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.

        Осенью дует … ветер… ветер гуляет на просторе…ветер гонит стаи туч на край земли.

15. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся.

        Трактор шумел, как с треском повалилась осина, будто…

        На солнце засверкали ягоды земляники, словно…

2.2. Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце, болотный , болотистый….

Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алмаз – бриллиант, 
алфавит - азбука,
вдруг – внезапно,
весело – радостно,
ветер – ураган – вихрь и др.
Антонимы:

богатство – бедность, 
быстро – медленно,
весело – грустно, и др.
Этимологические сведения:

аквариум (от лат.слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”) и др.

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний 

(поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей)и др.

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь .и др.
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,
В
 барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали 
обезьяны. (К. Чуковский)

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Это кто бежит такой

Заключение.

Итак, мы рассмотрели возможные методики изучения словарных слов. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

- Работа со словом эффективна с точки зрения расширения словарного запаса, использования словарных слов в речи. Но она быстро детям надоедает, она не объясняет значение слов.

- Орфографическое чтение развивает вместе с орфографической зоркостью артикуляционный аппарат, особенно хорош для первоклассников. Но при своем изолированном использовании этот метод не объясняет слова, а так же не предусматривает работу со словами.

- Этимология слов объясняет слова, дает орфографическую опору, она очень интересна для детей, но она не включает работу со словом.

- Ассоциативная методика – интересна и увлекательна, она развивает ассоциативное мышление детей, она эффективна, но она не предусматривает работы со словом и не объясняет значение слов.

Учитывая, что в больших дозах механическое запоминание может привести к притуплению способностей и снижению творческого потенциала ребенка, необходимо совместно с логическим мышлением постоянно задействовать и развивать на уроке эмоционально-образное мышление. Тогда уроки станут интереснее и эффективнее.

В каждой взятой в отдельности методике как бы чего-то не хватает, но если соединить хотя бы две, то вот они уже дополнили друг друга, как будто всегда должны были быть вместе. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что гармонично скомбинированные приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных методик повысят эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.

Гармоничное соединение описанных методов мы представляем таким образом:

1. знакомство со словом (проговаривание, этимология)

2. создание ассоциативного образа

3. работа со словом        

4. словарный диктант

          При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того работая по этой методике учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы. Известно, что словарных слов большое количество и ученики запоминают их как могут, как умеют. Главный вопрос: умеют ли?

           Не каждый учащийся знает, как правильно овладеть приемами запоминания. Думаем, учитель в силах помочь учащимся в рамках одного – двух уроков. Достаточно на примерах словарной работы объяснить, как «работает» память, какие виды памяти выделяют психологи и как определить свой ведущий вид памяти.

           У каждого человека виды памяти развиты не одинаково: у кого-то больше развита зрительная, у кого-то слуховая память. И поэтому использовать на уроках нужно как можно больше видов памяти, а значит, необходимы и комбинированные методы запоминания.

         Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В заключение сделаем общие выводы.

• Методика изучения правописанию словарных слов необходима, так как этих слов в нашей речи 10% и они трудны для запоминания.

• Необходим дифференцированный подход к изучению этих слов, так как некоторые слова трудны в произношении, другие в написании, третьи в понимании, четвертые включают в себя несколько трудностей.

• Необходимо задействовать на уроках и логическое и ассоциативно-образное мышления.

• Важным принципом работы со словарными словами является ее систематичность, то есть работа должна проводиться каждый урок, необходимо использовать каждую возможность и включать словарные слова в каждое упражнение.

• Необходимо отводить также специальное время для работы со словами с непроверяемыми орфограммами.

• Важно проводить этимологический анализ некоторых слов, но он должен быть доступен для детей.

• Нужно познакомить детей с методом ассоциаций, что поможет детям запомнить написание слов, будет тренировать память т ассоциативное мышление, которое поможет ребенку в дальнейшем.

• Самое главное, гармонично соединив различные методы, необходимо использовать их в работе над словами с непроверяемыми орфограммами практически каждый урок. Так как работа должна быть интересной для детей, так как слова имеют различную трудность, так как учащиеся разные и надо опираться на то, что поможет им лучше запомнить слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы со словарными словами.

Приёмы работы со словарными словами...

Приёмы работы со словарными словами

Словарная работа может и должна быть интересной и разнообразной. Предлагаемы в работе приёмы помогут детям в запоминании словарных слов и развитии орфографической зоркости....

Приёмы работы над словарными словами

Приёмы работы над словарными словами...

Приёмы работы со словарными словами

laquo;Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русск...

Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»

В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....

Методы и приёмы работы со словарными словами с обучающимися с ОВЗ (ТНР)

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарног...

Методы,формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития ре...