Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в родительном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Изучение нового материала. Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология. Ресурсы урока: учебник В.П.Канакина В.Г.Горецкий "Русский язык. 4 класс. 2 часть",
Рабочая тетрадь В.П.Канакина «Русский язык» 4 класс, 2 часть», презентация, компьютер, проектор, произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка 4 класс
Учебник В.П.Канакина В.Г.Горецкий "Русский язык. 4 класс. 2 часть" УМК "Школа России"
Тема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в родительном падеже | Тип: Изучение нового материала | ||
Задачи: - создавать условия для наблюдения за окончаниями имен прилагательных в родительном падеже мужского и среднего рода единственного числа; - учить выделять падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа; - работать с текстом, находить нужную информацию, анализировать. - воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, формировать уважительное отношение к русскому языку. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| |
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология | |||
Ресурсы урока: учебник В.П.Канакина В.Г.Горецкий "Русский язык. 4 класс. 2 часть", Рабочая тетрадь В.П.Канакина «Русский язык» 4 класс, 2 часть», презентация, компьютер, проектор, произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | |||
Ход урока: | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
I. Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя | |||
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. На уроке не зевай – Сразу всё запоминай. Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! - У вас на столах лежат смайлики. Покажите, с каким настроение Вы пришли на урок? | Показывают смайлики. | ||
II. Целепологание. Актуализация знаний | |||
- А начнём мы наш урок с высказывания Л.Н.Толстого (Слайд 1) «Русский язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый причал русского языка» (Слайд 2) - Почему Толстой так сказал об Александре Сергеевиче? -А Вы любите сказки А.С.Пушкина? -Какие сказки Пушкина Вы знаете?
- Сегодня у нас с вами необычный урок…
Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Открыть его На доске записано заранее словосочетание –ОЛО- - Запишите красиво сочетание «-оло-» , столько раз какой сегодня по счёту день недели. -Сколько раз напишите? Почему? - Постарайтесь красиво и аккуратно написать. -Мы вспомнили сказки А.С.Пушкина, в названии какой сказке есть это сочетание – ОЛО- ? В каком из слов? - Какая это часть речи? -Молодцы, а в названии сказки, это слово в прямом или переносном значении? Докажите. У доски два человека. - Запишите в тетрадь слова золото и золотой. -Что ещё про эти слова скажите? Какие они? Выделите корень. - Подберите и запишите еще два однокоренных слова, выделить корни. - Определите какой частью речи являются записанные Вами слова? Подпишите. - Посмотрите на слова. Ребята, слова какой части речи у вас получилось записать больше? - Поднимите руки, кто записал имена существительные, имена прилагательные, глаголы. - Вы удивились, почему так получилось? Имя прилагательное по частоте употреблению в речи занимает третье место после имени существительного и глагола. | Читает 1 ученик Он самый великий среди всех русских поэтов. Каждая его фраза совершенна, отшлифована, как драгоценный камень, необычайно певуча и поистине прекрасна. Справедливо называют основоположником современного русского литературного языка
Записывают 3 раза, сегодня среда, третий день недели. «Сказка о Золотом петушке» золотой прилагательное переносном, петушок не может быть золотым, он жёлтого цвета однокоренные (корень – золот-) 2 человека работают на закрытых досках, остальные в тетради. Записывают в тетрадь слова золото, золотой. Позолоченный, золотишко, золотистый, позолотить… Поднимают руки. | ||
III. Мотивация познавательной деятельности | |||
- Поиграем в игру? Попробуйте угадать по именам прилагательным, о каком предмете пойдёт речь? Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое, бурливое, штормовое, тихое, ласковое, тёплое, уснувшее, сонное, таинственное, капризное, бушующее… И это всё о чём? -В каких сказках Пушкина встречается упоминание о море? (слайд 3)- - Море - неподвластное человеку стихия, величественная и прекрасная. (Слайд 4)- физминутка Море очень широко. Море очень глубоко. Рыбки там живут, друзья, А вот воду пить нельзя! - Ребята, составьте устно словосочетание при.+ сущ. (море). -Устно определите число, род, падеж у имени прилагательного. -Ребята, а кто был вчера самым внимательным на уроке? Какой падеж изучали? А какой следующий падеж? Сформулируйте тему нашего урока. Чему мы должны сегодня научиться? -Проверим свои предположения на стр. учебника – 19. Как думаете, а в жизни нам эти знания пригодятся? Где? -Раз мы говорим о море, то скажите, есть ли на планете цветные моря? (Слайд 5) -А каких из этих морей нет у России? Вспомним, какое вспомогательное слово есть у Р.п? Запишем предложение: «В России нет ни Жёлтого моря, ни Красного.» На доске (1 человека) работаем и в тетради. Выделите окончание. Определите падеж. Какой вывод сделаем? Прикрепить карточку со словами Р.п., какого, - ого. Проверим себя. -Рассмотрите в учебнике схему на стр. 19. На какой вопрос отвечает прилагательное в Р.п.? Всё у так? Какие окончания имеет имя прилагательное? Первичное закрепление - Откроем р/т на стр.11 упр. 24. Прочитайте (1 ученик читает вслух задание: «Вставьте пропущенные окончания и имена собственные») Физминутка (Слайд 6)- минутка релаксации – шум волн. Повесить на стенки класса фигурки морских обитателей. | О море «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» Большое море, глубокое море, тёплое море… (Что?) море – ед.ч., окончание -е- ср.род, И.п. (ед.ч., ср.р., И.п.), море (какое?) Большое, глубокое…. Окончание -ОЕ-, ед.ч., ср.р., И.п. Вчера – И.падеж, сегодня – Р.п. Учиться записывать окончания имён прилагательных в Р.п., ставить вопросы, находить прилагательные в текстах… Имя прилагательное в родительном падеже. Узнать на какие вопросы отвечает, какие окончания у прил.в Р.п. Научиться писать окончание у прил.в Р.п. Чёрное море, Белое море, Жёлтое море, Красное море. Нет В России нет ни Жёлтого моря, ни Красного. (какого?) Жёлтого моря – Р.п. Нет (какого) Красного моря -Р.п. Имя прилагательное в Р.п отвечает на вопрос какого? и имеет окончание –ого. Выполняют задание с комментированием. Сидят закрыв глаза, можно опустить голову на парту (1 минута) | ||
IV. Организация познавательной деятельности | |||
Открывают глаза. Посмотрите вокруг. Назовите морских обитателей. Кто лишний? Почему? 1. Работа по теме урока -А сейчас, внимание! Срочное задание от золотой рыбки! * Задание № 1 (работа в парах) имеет 3 уровня сложности. Выберите понравившиеся 3 слова 2. Закрепление материала Задание № 2. (с карточкой 1) Работа на доске. В каком падеже получились имена прилагательные? Поставьте словосочетания м.р и ср.р. в родительный падеж, Запишите, выделите окончания. -Сделайте вывод, продолжив фразу: прилагательные мужского и среднего рода в Родительном падеже отвечают на вопрос КАКОГО? и имеют окончание – ЕГО и – ОГО. Они стоят в том же …., …., ….. что имя…. Дополнительное задание Работа в группах (повышенной сложности) -Задание, которое нам предстоит сегодня сделать, задание особо важное, похожие задания встретятся Вам на ВПР. Готовы? Карточка № 2 (обсуждаем в группе) Подумайте и запишите, в какой жизненной ситуации уместно употребить выражение «Остаться у разбитого корыта». Найдите имя прилагательное, определите число, род, падеж. Выделите окончание. |
Определят род. Выделяют окончание В И.п. На доске самостоятельно работают 4 человека. Ставят с/с в Р.п, выделяют окончание. Остальные работают в тетради. …прилагательные мужского и среднего рода в Родительном падеже отвечают на вопрос КАКОГО? и имеют окончание – ЕГО и – ОГО. Коллективное обсуждение | ||
VI. Подведение итогов | |||
1. Рефлексия. - Сегодня Вы поработали на славу. -Вспомним, какие цели мы перед собою ставили? -Справились ли мы? - Продолжите фразу: На уроке... - я узнал… - я научился… - мне понравилось… - Я предлагаю Вам поймать свою золотую рыбку и загадать ей три своих желания. (Изготовление золотых рыбок) (Выставление оценок.) Спасибо за урок! | Анализируют работу на уроке, обсуждают учебную деятельность, оценивают результаты. Учащиеся подводят итог урока Я узнал как пишется окончание имени прилагательного в Р.п. Я научился писать окончания…. Мне понравилось… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»
Планируемые результаты:Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов проверки безударных окончани...
Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
Разработка урока русского языка 4 класс Тема урока: Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе План...
Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"
Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...
Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж" (УМК Школа России, 4 класс)
Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование умения определять окончания имён прилаг...
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода, формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...
Карточки для работы учащихся по теме: "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в родительном падеже" 4 класс
Карточки для самостоятельной или групповой работы на уроке...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"
Презентация поможет повторить род, число, падеж имен прилагательных....