Открытый урок Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок Местоимение 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_mestoimenie_4_klass.docx | 36.6 КБ |
2_rozovaya_kartochka.docx | 15.23 КБ |
3_zelenaya_konets.docx | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа »
Цель: -познакомить учащихся с личными местоимениями 1,2 и 3 лица единственного и множественного чисел;
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Планируемые результаты:
Предметные:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; - упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
Личностные:
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
- воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.
Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник 4 класс «Школа России», компьютер, проектор, доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поприветствуем их, улыбнемся. Повернемся и улыбнемся Хорошего урока. Настрой ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, активность, старательность.
Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, откройте ваши рабочие тетради и запишите число, классная работа. И как всегда , мы свой урок начинаем с минутки чистописания. Посадка тетрадь под наклоном
Минутка чистописания
определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. АОЯЭ….
- Какая буква лишняя? Почему? (буква «я» лишняя,обозначает два звука в начале слова, после гласной буквы, после разделительных ь и ъ знаков).
- Запишите продолжив последовательность:
Я я ЯЯяя
Записали, хорошо.
-Вспомните, пожалуйста, какой большой раздел русского языка мы изучаем?
+ Части речи.
-Верно. Ребята я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие в город, который называется «Части речи» местоимений (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ - «Части речи».)
-Как вы думаете, какие жители будут жить в этом городе?
(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ)
+Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, имена числительные
+ Предлоги, союзы, частицы.
-Давайте заполним жильцов дома Имя существительное.
Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном и расскажите по плану:
1)Название
2)Что обозначает
3)На какие вопросы отвечает
4)Признаки
(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ
+ 1) Имя существительное – самостоятельная часть речи.
2) Имя существительное обозначает предмет
3) Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
4) Имя существительное имеет постоянные (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, род, склонение) и непостоянные признаки (число и падеж) (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ на домик)
- Молодцы, спасибо!
III. Словарная работа.
- А теперь давайте повторим словарные слова по теме «Имя существительное». Возьмите, пожалуйста, конверт, который лежит перед вами, и достаньте желтую карточку и не показывайте друг другу.
Сейчас вы будете работать в парах. Давайте мы с вами вспомним правила работы в парах.
+
1.Говорим шепотом.
2.Работаем вместе.
3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
6.Оцениваем работу, благодарим друг друга.
IV. Постановка целей, определение темы урока.
1. - Сейчас будем работать по карточке.
1 задание: прочитайте слова про себя.
Продиктуйте их по очереди друг другу. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Вспоминаем правила работы при письме.
Правильная посадка при письме.
Девочка, животное, завод, молоток.
- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг-друга по эталону, нарисуйте смайлик на полях.
Молодцы, обратно поменяйтесь тетрадями.
2. Переходим ко 2 заданию: договоритесь между собой и выберете одно слово из тех, которые вы записали. Составьте и запишите с этим словом одно предложение, каждый в свою тетрадочку.
3. Переходим к 3 заданию: составьте и запишите второе предложение про тот же предмет, называя его другим словом, но не именем существительным.
-Поднимите руку те, у кого не получилось составить второе предложение. Почему у вас не получилось? Каких знаний не хватило, чтобы составить второе предложение?
+ Не хватило знаний о словах, которые могут заменить имена существительные , и мы их знаем, но не очень хорошо.
- Поднимите руку те, у кого получилось составить предложение.
Прочитайте первое и второе предложения.
+…
-Ребята, каким словом мы заменили существительное… .
+…
- Скажите, значит, существуют слова, которые могут заменить имена существительные? А какие это слова?
+ Это местоимения.
-Верно. Уберите карточки в конверт
На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одной самостоятельной частью речи -это…местоимение. Давайте с вами вспомним и повторим.
В этом нам поможет паспорт, который мы начали заполнять.Достанем паспорт и при помощи паспорта повторим
+ Местоимения – часть речи-Верно.
- Если они встают вместо имени существительного, то, что будут обозначать местоимения?
1) Что обозначают местоимения?
+ Предмет. но не называют его,а указывают на него.(предмет)
2) На какие вопросы они отвечают?
+Кто? Что?
- Верно. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам не кажется, что жители домика «Местоимение» очень похожи на жителей домика «Имена существительные»: обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? Ведь у нас же уже есть такая часть речи – имена существительные. Зачем еще понадобились какие-то слова?
Послушайте пожалуйста.
. Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца и ласточка просила отдать его обратно. Я не понимал, что ласточке нужно, и рассказал о ласточке деду.
Ребята, все ли вам понравилось в моем тексте?
Ответ : -Нет, не очень , так как много раз повторяется слово кошка.
И так, мы увидели, что если много раз употреблять одно и то же слово имени существительного, то наша речь становится не очень красивой. Поэтому нам понадобились слова другой части речи. Они встают на место имени существительного и такого повтора не происходит.
Какие это слова? (Местоимения)
Хорошо,
-Посмотрите, пожалуйста, на доску и в паспорт .Всё ли мы с вами выяснили о жителях нового домика?
НЕТ
+ Признаки местоимения.
- Как вы думаете, какие признаки могут быть у местоимений?
+Постоянные и непостоянные
ХОРОШО. Внимательно послушайте и скажите, о каком признаке местоимений вы услышите?
ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ+ Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
- - Кто может сказать о себе я? Ответ детей (Тот, кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я - первого лица)
- - Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? Ответ детей
- (Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты - второго лица)
- -А тот человек который не участвует в разговоре, он - третье лицо. Это местоимение ……Ответы детей. Он, она, оно.
- Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? Ответ детей. мы!
- -При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы!
- -Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они!
ПРОБЛЕМА
ИТАК о каКОМ ПРИЗНАКЕ МЕСТОИМЕНИЯ ВЫ УЗНАЛИ, КОТОРОГО НЕТ У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ?
ЭТО _____ЛИЦО
Ребята, как вы думаете, какие же цели нашего урока, которых нам необходимо достигнуть ? (Ответы детей)
Цели урока:
- Правильно, мы сегодня продолжим знакомиться с частью речи –узнаем какие же еще признаки есть у жителей домика «Местоимение»; Научиться заменять имена существительные личными местоимениями.
Научиться различать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа
-Скажите, а как же будет звучать тема сегодняшнего урока?
Тема: «Личные местоимения «
Открываем конвертики, найдите карточку розового цвета. Прочитайте задание, что нужно сделать.
+ …
-Ребята, будем работать в парах, при этом вспоминаем правила работы в парах.
Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова.
1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе.
2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку.
3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу.
4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов.
5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба.
6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру.
7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее.
8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад.
- Какие слова вы вставили вместо пропусков?
(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКи картинку)
+ Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
V.Первичное закрепление.
- Верно. Давайте продолжим узнавать о местоимении.
Возьмите конверт, достаньте большую карточку белого цвета с тремя уровнями. Вам нужно будет выбрать то задание, с которым вы справитесь: задание А – самое сложное, задание Б - среднее, задание С - тем, кто сомневается в своих знаниях.
Прочитайте задание.
+…
-Вспоминаем о правилах посадки при письме.
Задание для уровня А
Найдите границы предложений. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения.
В воскресенье _________ пришли в лес в этот день солнце было яркое и весёлое _________ даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе _________были украшены серебристым инеем неожиданно _________ увидел дятла своим крепким клювом _________ долбил дерево а вот и белка. _________ловко прыгала по веткам ели.
Задание для уровня Б
Применяя новые знания, отредактируйте текст.Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями и спиши текст в тетрадь.
Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку
Задание для учащихся уровня С
Опираясь на новый материал, попробуйте составить определение новой части речи (устно)
Местоимение, часть, речи, которая, не называет, предметы, а только, на них, указывает
Подчеркни местоимения
И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
-Проверяем вашу работу.
+++++++
V. Физминутка
Теперь я вам предлагаю немножко отдохнуть.
Я, ты, он, она
Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове "мы" - сто тысяч "я"
- Этот отрывок из стихотворения Р. Рождественского поможет нам сделать разминку.
Учим движения.
1-я строка - шагаем на месте, показываем руками на себя и друзей
2-я строка - шагаем на месте, круг вверх руками, хлопок перед собой
3–я строка - прыжки на месте, хлопки над головой.
4–я строка - руки на поясе, приседаем в повороте направо, налево.
Вывесить ТАблицу потом перевернуть или закрыть
- О каком признаке местоимений вы узнали, которого нет у имен существительных?
+ Лицо.
-Местоимения какого лица бывают? назовите их.
+ 1л - я, мы
2л – ты , вы
3л – он, она, оно, они
-Хорошо. Достаньте из конверта карточку с рисунками. Попробуйте самостоятельно вписать местоимения в таблицу.
Проверьте правильность заполнения таблицы по эталону. Исправьте ошибки, если они у вас были.
Поднимите руку те, у кого не было ошибок.
А теперь те, у кого были ошибки. Скажите, что нужно сделать , чтобы исправить эти ошибки.
+Нужно запомнить таблицу.
-Верно. Нужно запомнить таблицу. Но вы не расстраивайтесь, когда вы запомните эту таблицу, у вас ошибок не будет. Уберите все карточки, кроме паспорта
- Итак, о каком признаке местоимений узнали из таблицы?
По какому признаку мы можем разделить местоимения на 3 группы?
(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ на домик)
Зажигаем первое окошко.
+ 1 лицо
2 лицо
3 лицо
- А еще какой признак увидели?
+Число
- Значит местоимения бывают какого числа?
+ Единственного и множественного числа.
-Какой признак можно выделить у местоимения 3 лица единственного числа?
+ Он- заменяем предметы мужского рода, она-женского, оно-среднего
-Значит какой признак есть у местоимений 3 го лица единственного числа?
(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ)
+род.
- Только нужно обратить внимание на то, что этот признак есть только у местоимений 3 лица ед. ч.
Давайте сверим наш вывод с авторским, открываем страницы 50 и 51 и читаем правило.
-Кто сможет назвать все признаки местоимений, о которых мы говорили?
+.. А теперь возьмите Паспорт и запишите признаки местоимений
СМОТРИМ НА ДОСКУ ,
ОТЛОЖИЛИ ПАСПОРТА,
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы…
Скажите о чем автор хотел нам сказать?
_____
- Давайте потренируемся определять местоимения в речи и определять их признаки.
- Давайте теперь достанем карточку зеленого цвета.
Прочитайте задание.
+ Прочитать предложения. Вставить вместо пропусков нужные местоимения и в скобочках указать род и число.
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения.
В скобках укажи их лицо и число.
…….. (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно ……. (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Саша молодец! Столько ……. (____________) подберёзовиков нашёл!
А ……… (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. ……… (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. ………… (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. ……… (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. ……… (___________) помогают нам узнавать много интересного.
-Проверяем правильность выполнения работы по эталону.(ЗАПИСАТЬ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ доски)
Поднимите руку, кто справился с заданием без единой ошибки
У кого были ошибки, давайте подумаем, что нужно сделать , чтобы избежать их.
+…
-запомнить признаки местоимений. Потренироваться использовать в речи местоимения. Поэтому дома повторите всё, что вы узнали о местоимении. Потренируйтесь находить их в речи.
VI. Домашняя работа.
Откройте свой дневник и запишем д/з, которое поможет вам избежать ошибок в будущем.
Прочитать правило на странице 50,51
Выполнить тренировочное упражнение упр.375 с. 50
Задание творческого характера: выбрать одно местоимение и составить рассказ от лица этого местоимения..
VII. Подведение итогов урока.
-А теперь передвиньте к себе свой паспорт. Давайте подведем итоги. С какой частью речи мы познакомились? Расскажите о местоимении, используя составленный нами паспорт.
+..
- Сегодняшнее путешествие вам понравилось?
+..
-Тогда оцените свою работу на уроке, используя начало предложений.
Выберите для себя предложение и продолжите его.
Я научился…
Я теперь знаю…
Мне было интересно…
Мне было легко…
Мне было трудно…
VIII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке,смайликом в тетради.
За что вы можете себя похвалить
- Вспомните девиз нашего урока. О чём то кроме местоимения заставил вас задуматься этот урок?
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ.
Предварительный просмотр:
Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова. 1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе. 2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку. 3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу. 4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов. 5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба. 6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру. 7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее. 8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад. | Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова. 1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе. 2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку. 3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу. 4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов. 5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба. 6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру. 7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее. 8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад. |
Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова. 1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе. 2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку. 3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу. 4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов. 5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба. 6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру. 7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее. 8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад. | Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова. 1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе. 2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку. 3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу. 4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов. 5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба. 6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру. 7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее. 8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад. |
Предварительный просмотр:
+ Прочитать предложения. Вставить вместо пропусков нужные местоимения и в скобочках указать род и число. Фамилия, имя ______________________________________________________________ Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения. В скобках укажи их лицо и число. …….. (_______________) люблю русскую берёзу. |
+ Прочитать предложения. Вставить вместо пропусков нужные местоимения и в скобочках указать род и число. Фамилия, имя ______________________________________________________________ Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения. В скобках укажи их лицо и число. …….. (_______________) люблю русскую берёзу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:"Местоимение"
Данный урок завершает изучение "Местоимения", обобщает и приводит в систему знания, полученные при изучении этой темы....
"Правописание местоимений с предлогами" Открытый урок
ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 3-м классе "Правописание местоимений с предлогами"...
Разработка открытого урока по теме: "Личные местоимения", 2 класс
Работа представляет собой знакомство с понятием "Личные местоимения", их использование в английском языке. На данном уроке происходит отработка и закрепление лексического и грамматического материала. ...
Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»
Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС....
Открытый урок по русскому языку "Понятие о местоимении. Личные местоимения"
На уроке использовала рациональные методы, приемы и средства обучения, стимулирования и контроля, которые обеспечивают познавательную активность учащихся....
Открытый урок по русскому языку Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Цель: познакомить детей новой частью речи-местоимением....
Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."
Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."...