Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку в 1 классе
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 кл., авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, О.В.Чиндиловой и др. Содержит пояснительную записку, рабочую программу, тематическое планирование по обучению грамоте, письму, русскому языку в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_po_obuch_gramote_i_russ_yaz_1_kl.doc | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рассмотрено Утверждаю:
На заседании НМС Директор МБОУ «Гимназия №2"
Протокол № _________ Войтко И.С.
От ______2011г. приказ № _____ от________
Рабочая программа
по обучению грамоте и
русскому языку
в 1 классе
на 2011-2012 учебный год
Общее количество часов - 257
Количество часов в неделю - 5(письмо)+4(обуч грамоте)
Составитель: Куклева И.В.
Составлена в соответствии с программой Согласовано:
общеобразовательных учреждений руководитель ГМО
под общей редакцией Бунеева Р.Н.- 2007 ________Салахова Л.М.
ученики «Букварь», «Мои протокол № от
волшебные пальчики», «Русский язык(первые уроки)»
1класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
2011 год.
Рабочая учебная программа
курса «Русский язык» для 1 класса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В.Чиндиловой и др.
1. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Он разработан Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
В первом классе изучается в течение 50 часов после обучения грамоте.
Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь», прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.
2.Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Азбуки идет целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
3.Описание места учебного предмета
в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю, из них 5 часов в неделю – письмо, 4 часа в неделю – обучение грамоте по «Букварю»), курс «Русский язык» в послебукварный период – 50 часов (10 недель по 5 часов).
4. Содержание учебного предмета
«Русский язык»
1 класс
Обучение грамоте и развитие речи (письмо-115ч, обучение чтению-92 часа)
Добуквенный период (письмо-15ч, обучение чтению-15ч)
Задачи побуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (дед, дедушка, старик, старичок), рисовать схему слова, составлять предложения по картинкам, изображать предложения в виде схемы.
В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму( рисование, штриховка, написание элементов букв).
Букварный период (письмо-100ч, обучение чтению-77ч)
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов.
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность заниматься пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковая пропедевтика в период обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е,ё,ю,я,и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения(буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает, в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе, об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова.
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? что делает как?; наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе; знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении; об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточии в конце предложения.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах собственных; буквосочетаниях жи-ши, ча-ща,чу-щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом
На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности. В работе с текстом выделяются три этапа:
- Работа с текстом до чтения.
- Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске.
- Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. Высказывание предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
- Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
2.Выявление первичного восприятия.
3.Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения.
- Работа с текстом после чтения.
1.Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
3. Творческие задания.
Русский язык (50 ч)
- Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.
Слово. (35 ч)
- Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
- Обозначение мягкости согласных на письме.
- Алфавит.
- Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
- Однокоренные слова. Корень слова.
- Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение. Текст.(15 ч)
- Признаки предложения, оформление предложения на письме.
- Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
- Отличие текста от набора предложений.
- Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков.
6. Личностные результаты
изучения «Русского языка»
1 класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст;
- понимать эмоции других людей;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, в группе.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово, не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
7. Тематическое планирование
уроков письма (115 часов)
№ п/п | Дата провед | Тема урока | Региональ ный компонент | Примечание. |
1 | Знакомство с «Прописью». Правила письма. | |||
2 | Урок-сказка. Прямые и наклонные вертикальные линии. | |||
3 | Обведение по контуру. | |||
4 | Урок-игра. Штриховка в различных направлениях | |||
5 | Обведение по контуру. Штриховка. | |||
6 | Упражнения в обведении по контуру и штриховке. | |||
7 | Обведение по контуру и письмо овалов. | Мустай Карим «В школе» | ||
8 | Письмо наклонных линий и овалов. Закрепление изученных элементов. | |||
9 | Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. | |||
10 | Упражнения в письме наклонных линий с петлей внизу и вверху. | |||
11 | Письмо прямой с закруглением внизу. | |||
12 | Письмо е - образных элементов. | Риф Мифтахов «Обращение к птицам» | ||
13 | Закрепление изученных элементов. | |||
14 | Письмо элементов буквы г (прямая с закруглением внизу и верху). | Башкирский орнамен | ||
15 | Повторение основных графических элементов. Письмо прямых и наклонных линий. | |||
16 | Строчные буквы и, г, п, т, р. | |||
17 | Написание изученных элементов. | |||
18 | Письмо строчных букв и, г, п, т, р. | |||
19 | Письмо слогов и слов с буквами и, г, п, т, р. | |||
20 | Строчная буква о. | |||
21 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | |||
22 | Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами. | |||
23 | Строчная буква а. | |||
24 | Буква ы. | |||
25 | Заглавные буквы Г, П, Т, Р. | |||
26 | Упражнения в написании слогов и слов. | |||
27 | Заглавная буква И. | Географич названия Респ Башк-стан | ||
28 | Строчная буква н. | |||
29 | Строчная буква к. | |||
30 | Письмо слогов и слов. | |||
31 | Упражнения в письме. | |||
32 | Строчная буква у. | Мустай Карим «Моему учителю | ||
33 | Заглавная буква У. | |||
34 | Строчная буква с. | |||
35 | Письмо слов, предложений, текста с изученными буквами. | |||
36 | Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами. | |||
37 | Письмо предложений и текста с изученными буквами. | |||
38 | Наблюдение за словами с безударными гласными. | |||
39 | Правописание предлогов со словами. | |||
40 | Строчные буквы л, м. | |||
41 | Письмо слов и слогов. |
№ п/п | Дата провед | Тема урока | Региональ ный компонент | Примечание. |
42 | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в письме. | |||
43 | Обучение списыванию с печатного текста. | |||
44 | Заглавная буква С. | Города Респ Башкорт: Салават, Сибай и др | ||
45 | Письмо однокоренных слов. | |||
46 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | |||
47 | Письмо слов под диктовку с комментированием. | |||
48 | Заглавная буква М, Л. | |||
49 | Упражнение в списывании текста. | |||
50 | Правописание заглавных букв в словах и предложениях. | |||
51 | Упражнения в письме слов под диктовку с комментированием | |||
52 | Строчная буква ш. | |||
53 | Сочетание ши. | |||
54 | Написание слов со слогом ши. | |||
55 | Упражнение в списывании текста. | |||
56 | Заглавная буква Ш. Обучение выборочному списыванию. | |||
57 | Письмо слов с буквами с и ш. | |||
58 | Заглавная буква А. | Великие реки – Агидель и Караидель | ||
59 | Контрольное списывание. | |||
60 | Строчная буква д. | |||
61 | Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами. | |||
62 | Письмо слов с парными согласными д и т. | |||
63 | Строчная буква в. | |||
64 | Заглавная буква Д. | |||
65 | Заглавная буква В. Написание имён собственных. | |||
66 | Упражнения в письме. | |||
67 | Строчная буква е. | |||
68 | Письмо слов и предложений под диктовку. | |||
69 | Строчная гласная буква ё. | |||
70 | Заглавные буквы Е и Ё. | |||
71 | Упражнения в письме слов, делении слов на слоги. Постановка ударения. | |||
72 | Образование и запись слов с приставками. | |||
73 | Строчная буква б. | |||
74 | Написание имён собственных. | |||
75 | Различия в начертании б и д. | |||
76 | Заглавная буква Б. | Учимся писать название родной Республики |
№ п/п | дата | Тема урока | ||
77 | Строчная буква з. | |||
78 | Заглавная буква З. | |||
79 | Строчная буква я. | |||
80 | Заглавная буква Я. | |||
81 | Повторение изученного Упражнения в письме. | Природа Баш-на. Янгантау | ||
82 | Строчная буква х. | |||
83 | Строчная буква ж. | |||
84 | Заглавные буквы Х и Ж. | |||
85 | Письмо текста. | |||
86 | Слова с сочетаниями жи и ши. | |||
87 | Строчная и заглавная буквы Й и й. | |||
88 | Строчная буква ч. Сочетания ча, чу. | |||
89 | Заглавная буква Ч. | |||
90 | Строчные буквы ц и щ. | |||
91 | Заглавные буквы Ц и Щ. | |||
92 | Слова с сочетаниями ща, щу. | |||
93 | Строчная буква ф. | Столица Респ - Уфа | ||
94 | Заглавная буква Ф. | |||
95 | Строчная буква э. | |||
96 | Заглавная буква Э. | |||
97 | Письмо слов с заглавной буквы Э. | |||
98 | Строчная буква ю. | |||
99 | Заглавная буква Ю. | Природа Баш-на. Юрюзань | ||
100 | Буква ь. | |||
101 | Письмо слов с ь – показателем мягкости. | |||
102 | Письмо слов с разделительным ь и выделение орфограмм. | |||
103 | Письмо слов с ъ. | |||
104 | Ъ – закрепление. | |||
105 | Алфавит. | |||
106 | Р/р Составление и письмо предложений по опорным словам. | |||
107 | Контрольное списывание с печатного образца. | |||
108 | Повторение изученного. | |||
109 | Письмо слов и предложений. | |||
110 | Письмо предложений и текста. | |||
111 | Повторение изученного. | |||
Резерв – 4 часа |
Тематическое планирование
уроков обучения чтению по «Букварю» (92 ч)
№ п/п п/ | Дата провед | Тема урока | Региональ ный компонент | Примечание |
Знакомство с «Азбукой». Календарь и календарные праздники. | ||||
Урок-наблюдение. Животные и растения вокруг нас. Слова – названия. | ||||
Урок-игра. Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. | ||||
Летом в деревне. Составление предложений. | ||||
Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом. | Г.Юнусова «Падают листья берёзы» | |||
Урок-игра. Речевые и неречевые звуки. Составление текста с опорой на рисунки. | ||||
Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. | ||||
Урок-сказка. Составление предложений и текста по сюжетным картинкам «На рыбалке». | ||||
Урок-сказка. Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст. | ||||
Театр. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. | ||||
Урок-путешествие. Гласные звуки. | ||||
Урок-игра. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. | ||||
Урок-сказка. Ударение. | ||||
Деление слов на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова. | С.Алибаев «Кто принёс весну?» | |||
Повторение основных изученных понятий. | ||||
Буквы И, Г, П, Т, Р. Знакомство с согласными звуками. | ||||
Разграничение понятий «звук» – «буква». Буквы И, Г, П, Т, Р. | ||||
Чтение слогов и слов с буквами И, Г, П, Т, Р. | День моей республики. Флаг, Герб, Гимн Башк-на | |||
Гласный звук [о]. Буква О. | ||||
Чтение слогов и слов с изученными буквами. | ||||
Заглавная буква О в именах людей. Упражнения в чтении слогов и слов с изученными буквами. | ||||
Гласный звук [а], буква А. | ||||
Звук [ы], буква Ы. Слова в единственном и во множественном числе. | ||||
Заглавная буква в географических названиях. | ||||
Заглавная буква в именах людей и географических названиях. | ||||
Звуки [н], [н'], буква Н. | ||||
Звуки [к], [к'], буква К. | ||||
Знакомство с местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. | Уральская зима | |||
Звук [у], буква У. | ||||
Работа над интонацией. ! и ? знаки в конце предложения. | ||||
Звуки [с], [с'], буква С. | ||||
Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. | ||||
Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. | ||||
Слова, которые отвечают на вопрос КАК? Внеклассное чтение Е. Пермяк «Надёжный человек». | ||||
Знакомство с предлогами. | ||||
Звуки [л], [л'], [м], [м'] буквы Л, М. |
№ п/п п/ | Дата провед | Тема урока | Региональ ный компонент | Примечание |
Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. | ||||
Упражнения в чтении предложений и текста.. | ||||
Наблюдение над однокоренными словами. | ||||
Работа над деформированными предложениями | ||||
Знакомство с новым знаком препинания - многоточием. | ||||
Повторение знаний о гласных звуках и их роли. | ||||
Р/р Упражнения в чтении и анализе текста. | ||||
Проверка техники чтения. | ||||
Звук [ш], буква Ш. | ||||
Упражнения в чтении. Сочетание ШИ. | ||||
Наблюдение над словами – омофонами Шарик – шарик. | ||||
Упражнения в чтении. Внеклассное чтение Г. Цыферов «Про чудака–лягушонка». | ||||
Формирование навыка различения [с] и [ш]. Внеклассное чтение В. Берестов, стихи. | ||||
Упражнения в чтении. Звуко-буквенный анализ слов. | ||||
Проверка техники чтения. | ||||
Звуки [д], [д'], буква Д. | ||||
Парные согласные [д] - [т], [д'] - [т']. Наблюдение за оглушением согласных звуков на конце и в середине слова. | ||||
Звуки [в], [в'], буква В. | ||||
Знакомство с суффиксом - УШК -. | ||||
Корень. Однокоренные слова. Слова с безударной гласной в корне. | ||||
Чтение слов, в которых буква Е обозначает два звука. | ||||
Чтение слов, в которых буква Е обозначает один звук. | ||||
Буква Ё. Повторение изученных понятий. | ||||
Чтение слов с буквами Е и Ё. Суффикс -ЫШК-. | ||||
Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение. Шведская сказка «Мудрый крестьянин». | ||||
Звуки [б], [б'], буква Б. | ||||
Упражнения в чтении. Развитие умения видеть части слова. | ||||
Чтение и анализ текста. |
№ п/п п | Дата провед | Тема урока | Региональ ный компонент | Примечание |
Звуки [з], [з' ], буква З. | ||||
Повторение звонких и глухих согласных. | ||||
Буква Я. | ||||
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Я. | ||||
Звуки [х], [х' ], буква Х. Междометия. | М.Хай «Я славлю жизнь» | |||
Звук [ж], буква Ж. Сочетание ЖИ. | ||||
Наблюдение за парными согласными Ж и Ш. | ||||
Р/р Работа с текстом. | ||||
Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? | ||||
Звук [ч' ], буква Ч. Сочетания ЧА, ЧУ. | ||||
Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? | ||||
Звуки [ц], [щ']. Буквы Ц, Щ. | ||||
Сочетания ЩА, ЩУ. | ||||
Звуки [ф], [ф' ], буква Ф. Внеклассное чтение. К.Ушинский «Четыре желания». | ||||
Наблюдение за парными согласными В и Ф. | ||||
Звук [э], буква Э. | ||||
Чтение слов, которые начинаются буквой Э. Внеклассное чтение. Н.Сладков «Лесные сказки». | ||||
Гласная буква Ю и её звуки. | ||||
Обозначение мягкости согласных. | ||||
Буква Ь. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. | ||||
Разделительный мягкий знак Ь. | ||||
Буква Ъ. | ||||
Буква Ъ (закрепление). | ||||
Алфавит. | ||||
Проверка техники чтения. | ||||
Распределение слов по алфавиту. | ||||
Повторение изученного. | Башкирские сказки о животных. Сказки-загадки | |||
Внеклассное чтение В.Сутеев «Сказки и картинки» |
Тематическое планирование
уроков русского языка (50 часов)
№ п/п | Дата провед | Тема урока | Региональ ный компонент | Примечание |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык» | |||
2 | Повторение. Гласные звуки и буквы. | |||
3 | Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных на письме. | |||
4 | Согласные звуки и их буквы. | |||
5 | Что мы знаем о звуках и буквах? | |||
6 | Повторяем слоги и ударение. | |||
7 | Перенос слов. | |||
8 | Развитие умения переносить слова. | |||
9 | Проверочная работа по теме: «Ударение. Перенос слов.» | |||
10 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||
11 | Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных на письме. | |||
12 | Обозначение мягкости согласных гласными на письме. | |||
13 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. | |||
14 | Повторение написания большой буквы в словах. | Географические названия Респ Башкортостан | ||
15 | Слова с разделительным ь. | |||
16 | Повторение написания слов с разделительным ь. | |||
17 | Повторение написания слов с разделительным ь. | |||
18 | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы. | |||
19 | Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь. | |||
20 | Повторение написания буквосочетаний жи-ши в словах. | |||
21 | Повторение написания буквосочетаний ча-ща в словах. | |||
22 | Повторение написания буквосочетаний чу-щу в словах. | |||
23 | Повторение написания буквосочетаний чк, чн в словах. | |||
24 | Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах. | |||
25 | Повторяем корень слова. | |||
26 | Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. | |||
27 | Правописание безударных гласных в корне слова. | |||
28 | Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне. | |||
29 | Упражнение в написании слов с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. | Башкирские народные пословицы, загадки | ||
30 | Упражнение в написании слов с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. | |||
31 | Диктант по теме: «Безударная гласная в корне слова» | |||
32 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||
33 | Повторение написания словарных слов. | |||
34 | Повторение написания словарных слов. | |||
35 | Словарный диктант. Повторение пройденного. | |||
36 | Что мы знаем о предлогах и предложении. | |||
37 | Повторяем правила оформления предложений на письме. | |||
38 | Повторяем правила оформления предложений на письме. | |||
39 | Обобщение знаний о предложении | |||
40 | Проверочная работа по теме: «Предложение» | |||
41 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||
42 | Повторение. Чему мы научились за год. | |||
43 | Повторение. Чему мы научились за год. | |||
44 | Повторение. Чему мы научились за год. | |||
45 | Административная контрольная работа за год. | |||
46 | Обобщение знаний. Чему мы научились за год. | |||
Резерв – 4 часа |
8. Содержательное и методическое обеспечение курса
(учебники и пособия издательства «Баласс»)
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина) и «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева). Методическое пособие для учителя: «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой).
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.).
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)».
- Р. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.
Список литературы для учителя.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования – «Начальная школа»
- Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. Программа – в кн.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.(1-4).–М., Просвещение, 2007.
- Баранов М.Т. Изучение орфографии – М.,Просвещение, 2008
- Светловская Н Н.Основы науки о читателе. – М., Магистр, 2002
- Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык 1-2 класс, Методические рекомендации для учителя.- М., Изд-во «Баласс», 2008
- Идельбаев М.Х.,.Сулейманов А.М. Живые родники 1-2 класс, Учебное пособие небашкирских школ Башкортостана.- Уфа:Китап, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Климанова УМК Перспектива
программа содержит пояснительные записки по обучению письму и русскому языку, календарно-тематические планирования с УУД, технологические карты....
рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку
В программах отображена вся структура данного курса...
Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Планета Знаний
календарно-тематическое планирование по русскому языку и обучению грамоте 1 класс УМК Планета Знаний...
Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс УМК "Школа 2 100"
Рабочая программа с пояснительной запиской по обучению грамоте и русскому языку для 1 класса УМК "Школа 2 100"...
Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку. 1 класс. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова
Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку. 1 класс. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова...
Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте и русскому языку в 1 классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской пр...