Подготовка к сочинению на морально-этическую тему в 7-8 классах
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
В помощь учителю - словеснику для подготьвки к творческой работе по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soch8_lass_na_moral._temu.odt | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема: подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную
тему на основе анализа текста «Осколки доброты».
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению –
рассуждению на морально –нравственную тему на основе анализа
текста.
Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для
написания сочинения.
Задачи.
Личностные УУД:
- развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к
окружающему миру,
- воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,
- создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их
материально-творческих способностей,
- формировать умение строить речевое высказывание,
- формировать умение составить сочинение – рассуждение с указанием
проблемы, позиции автора.
Метапредметные УУД:
- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
- формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей,
принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы,
- учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу,
корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: эпиграф, компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация, видеоролик, раздаточный материал, тексты для анализа.
2
Пока мы боль чужую
чувствуем,
Пока живёт в нас
сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем
Есть нашей жизни
оправдание.
Юрий Гридасов.
Ход урока:
I. Организационный момент. Создание ситуации общения.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Обычно тему
урока я называла сама. А сегодня поступлю иначе: попробуйте определить, о
чём мы сегодня будем говорить.
Сейчас я расскажу вам одну притчу «Осколки доброты», а вы подумайте
над её содержанием. (Приложение № 1).
Вопросы классу:
1. В чем смысл притчи?
2. Почему она так называется?
3. О каких людях идёт речь?
(Одни заботятся о том, чтобы не случилось беды, а другие равнодушны к
ним).
Учитель
- Теперь обратите внимание на эпиграф .
- Как он отражает смысл притчи?
- Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?
- Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?
(о равнодушии и сострадании)
- Переходим к основной работе нашего урока. Перед вами на столах лежит
распечатанные тексты и бланки для ответов.
- Скажите, какую работу нам предстоит сделать? (проанализировать текст,
т.е определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить
проблему и позицию автора).
3
- Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же
явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать
сочинение по проблеме данного текста).
(Учитель открывает записи на доске, где сформулирована тема урока, цели и
задачи).
Учитель: Работать мы будем с отрывком из повести Альберта Лиханова
«Голгофа».
Сейчас Анна расскажет вам немного об этом писателе и его
творчестве.
II. Презентация о писателе А. Лиханове (Приложение № 2)
III. Работа над анализом текста
Учитель
Теперь переходим непосредственно к тексту (учитель читает текст)
Вопросы для анализа текста.
- Определим тему текста. О чём говорится в нём? Определить это нам
помогут ключевые слова и словосочетания
- Как вы думаете, почему тетя Груня по вечерам не уходила домой, а
оставалась в госпитале?
- В чём заключалась её помощь? Почему автор так подробно описывает
её действия?
- Подумайте и скажите, а какие слова могла произносить тетя Груня?
- А что значит бедолага? (бедняга, несчастный. страдалец).
- А какое сравнение приводит автор, характеризуя слова тети Груни?
(слова мягкие, как хорошая повязка).
- Что это значит это сравнение? (слова помогали человеку выздороветь
не меньше, чем лекарства и повязки).
- Почему тетя Груня выделила Алексея и стала за ним ухаживать?
- И вот мы видим, что Пряхин победил свою боль благодаря тете Груни.
Скажите, а вот если бы не её внимание и забота, выжил бы Пряхин?
(Может, и выжил бы, но прошло бы больше времени).
- Итак, что же больше необходимо человеку в госпитале: холодное
суконное одеяльце (суффикс- то какой!)
4
или внимание, сочувствие, помощь?
- Вот и подошли мы к определению проблемы текста. Что такое
проблема?
- Какая же проблема волнует автора? (Нужны ли людям сострадание и
доброта? В чем заключается сострадание? Должны ли люди помогать друг
другу? Что значит быть бескорыстным человеком?)
- Запишите себе эти вопросы.
- Теперь попробуем определить позицию автора. Что такое позиция
автора?
(основная мысль, идея, ответ автора на поставленные вопросы).
- Как же автор отвечает на поставленные вопросы?
(Добро должно быть без корысти. А если люди за всё друг с дружкой
рассчитываться станут, то мир превращается в огромный магазин. Когда
война, люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе).
- Запишите позицию автора в бланке ответов.
- Как тогда озаглавим текст? (О сострадании. Добро без корысти)
- Следующее задание: определяем стиль текста и тип речи.
(Стиль художественный, п.ч. автор рисует правдоподобный, но
вымышленный мир. Автор мог придумать ситуацию, чтобы вызвать наши
чувства.
А какие изобразительные–выразительные средства использует автор?
(Эпитеты – бешенный приступ боли, неживая рука, холодное одеяло –
холодная рука, легкие слёзы.
Олицетворение – добро изничтожится, взбила подушку, победил боль.
Метафоры - жаром пышущие лбы, приступ боли.
Сравнения – слова мягкие, как повязка.
Фразеологический оборот – злато – серебро (деньги, плата).
Лексические повторы – приговаривала, гладила.
Ряды однородных членов (предл. 4,6).
Риторические вопросы (предл. 3,12).
- Осталось определить тип речи (Этот отрывок представляет собой
повествование с элементом рассуждения, потому что есть завязка (Пряхин
оказался в госпитале), развитие действия (тетя Груня ухаживает за ним),
5
кульминация (Пряхин победил свою боль) и развязка (она приютила его у
себя).
Много глаголов, обозначающих последовательность действий героев .
- В чём проявляется элемент рассуждения? (Герои рассуждают о том,
есть ли плата за доброту (предл. 16-25).
IV. Работа с синонимами (работа в парах)
Учитель – Ребята, вы встретились в тексте со словами сострадание,
добро без корысти.
В словаре синонимов представлен большой
синонимический ряд к слову сострадание.
1. Сострадание – проявление чувства жалости к другому человеку,
желание ему помочь. Это чувство проявляется по отношению к чужому
герою. Это слово имеет более сильную эмоциональную окраску, чем
сожаление.
2. Сожаление – чувство печали, огорчения, вызванные утратой,
сознанием невозможности что – либо изменить.
3. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству.
4. Соболезнование – чаще официальная форма при выражении
сочувствия кому-то.
5. Жалость – доброе, хорошее чувство, вызывающее при виде чужого
несчастья.
6. Сопереживание – совместное переживание по поводу какой – либо
неудачи.
Как видим, в большинстве слов можно выделить приставку со, которая
имеет значение «общее участие в чем-нибудь, совместность действий»:
сострадание – вместе страдать, сопереживание – вместе переживать,
сочувствие - чувствовать то же самое.
Таким образом, эти синонимы объединяются общим значением - участие
к чужим страданиям, неудачам.
1. Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь, не
требуя награды. Это слово образовано путём сложения основ.
2. Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим. Слово
образовано суффиксальным способом.
3. Бескорыстие – отзывчивое отношение к человеку, помощь без
всякой выгоды, пользы для себя. Образовано от слова бескорыстный
суффиксальным способом.
4. Альтруизм – (слово заимствовано из французского языка) -
бескорыстная забота о ком-либо, готовность бескорыстно
приносить пользу другим, жертвуя своими интересами. Образовано
суффиксальным способом.
5. Гуманность - человеколюбие, доброе, отзывчивое отношение к
людям. Образовано суффиксальным способом.
6. Человеколюбие – любовь к людям, гуманность. Образовано путём
сложения.
Таким образом, всё перечисленное слова обозначают
общечеловеческие нравственные ценности.
Действительно, в языке есть очень много
хороших слов, которые определяют добрые отношения между
людьми.
Стихотворение « Нужна ли людям доброта?»
V. Работа с пословицами и поговорками. (Приложение № 3)
Учитель: Мы продолжаем наш разговор о доброте и сострадании. Дома
подбирал пословицы и поговорки на эту тему. Прочитай те,
которые ярче всего отражают характер наших героев из текста А. Лиханова.
Объясни их смысл. (Доброму человеку и чужая боль к сердцу. С добрым
жить хорошо. Мир не без добрых людей).
Учитель: Ребята, запишите 1-2 пословицы.
VI. Работа с высказываниями. (Приложение № 4)
Учитель: Проверяем следующее задание: высказывания известных людей
о сострадании, милосердии и доброте.
Сам Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на
этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела, чтобы и в
самой тяжелой ситуации помочь друг другу»
1. Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как
вежливость и доброта.
Сервантес
2. Спешите делать добрые дела.
А. Яшин
3. Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай
ими.
Л. Толстой)
Учитель: Ребята, как вы думаете, в сочинении в качестве чего вам могут
понадобиться эти мудрые мысли? ( в качестве эпиграфа или аргументов).
А теперь вспоминаем произведения художественной литературы, в которых
поднимается проблема сострадания, милосердия и доброты. (Дети называют
произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», В.Г. Распутина « Уроки
французского», В.Г. Короленко « В дурном обществе» и др.)
VII. Беседа о ситуациях в реальной жизни.
Учитель. Ребята мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие.
Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что
замечаете вокруг? (Бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой,
переполненные детские дома; люди, проходящие мимо лежащего на улице
человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)
Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество. 8
А можем ли мы что-то изменить? Если можем, то как это сделать?
Попробуем?
VIII.
Задания группам:
1 группа – Составить синквейн о доброте, сострадании, бескорыстии
2 группа – Что можешь сделать ты, чтобы мир стал добрее? Составь
правила доброты.
3 группа - Дана ситуация. Оцените её. Если бы ты был на месте героя,
как бы ты поступил?
4 группа - Творческий проект «Солнце». Задание: заменить
существительные антонимами и выразить свои мысли (1-2 предложения).
(учащимся предлагают бумагу, фломастеры, клей, ножницы)
Учитель. В жизни по – разному
можно жить –
Можно в беде, а можно –
в радости
Вовремя есть, вовремя жить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною
Солнце достать
И подарить его людям!
IX. Рефлексия
Учитель: Пришло время подвести итоги.
- Что взяли для себя полезного?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- С помощью смайликов оцените своё внутреннее состояние на конец урока:
понравилось –
не понравилось –
остались равнодушны –
9
X. Видеоролик. «Спешите делать добрые дела» (песня В.. Мигули )
Пусть эта добрая песня послужит вам напутствием в каждом вашем деле
и начинании.
XI. Д/З: Напишите сочинение-рассуждение на тему: «О милосердии и
сострадании»
Материалы из категории:
- Конспект урока "Память огненных лет" 8 класс
- Конспект урока "Пишем сжатое изложение"
- Конспект урока "Предложения с обращениями, их роль в речи"
- Конспект урока "Правописание приставок" 8 класс
- Конспект урока "Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского, мужского и среднего рода" 8 класс
- Конспект урока "Правописание наречий. Дефис в наречиях"
Предметы
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- ИЗО
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Начальная школа
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- ОРКСЭ
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Физкультура
- Химия
- Экология
Коллегам:
Похожие материалы
- 1-10-2016, 15:24
Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине на основе
- 22-05-2016, 14:03
Урок развития речи в 5 классе. Описание животного на основе
- 10-03-2016, 13:12
Подготовка к сочинению-рассуждению ОГЭ 2016
- 14-12-2015, 14:27
Подготовка к сочинению-рассуждению "С доброты человек начинается" 6
- 27-11-2015, 11:27
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА
- 18-09-2015, 16:15
Презентация "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"
- 14-08-2015, 12:14
Подготовка учащихся к различным формам трансформации текста через
- 31-07-2015, 10:49
Подготовка к сочинению как заключительному этапу деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»
Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...
Подготовка к сочинению по теме "Беренче кар" в 3 классе по татарскому языку
Подготовка к сочинению по теме "Беренче кар" в 3 классе по татарскому языку....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"
Урок развития речи .Основная цел урока: учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать с...
Тема: «Воспитание морально – этических норм поведения через курс «Полезные привычки».
Курс «Полезные навыки»...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи и школы (морально-этические нормы и качества)
Уважаемые преподаватели! Давайте проведём самоанализ своего педагогического стиля работы....
Технологическая карта урока подготовки к сочинению по картине «Письмо с фронта». 2-й класс
Подготовка к сочинению по картине. "Письмо с фронта"...
Технологическая карта урока подготовки к сочинению по картине «Письмо с фронта». 2-й класс
Презентация к уроку развитие речи обучающее сочинение по картине....