Различные типы речевых ошибок младших школьников и способы их коррекции
тренажёр по русскому языку (3, 4 класс)
Сборник примерных заданий по исправлению и предупреждению речевых ошибок:
Задание №1. Прочитай предложения.
1. Я коснулся языком неба.
2. Все, к чему бы он ни прикасался, ломалось.
3. Любопытство взяло над ним верх, и он решил подсмотреть за своей собакой в щелочку.
Объясни значение выделенных слов.
Что нужно сделать для того, чтобы упростить чтения данных слов?
Задание №2. Устно замени заимствованное слово на русское.
Эволюция, тайм-аут, глоссарий, бойкот, интрига, оппонент, фортуна.
Задание №3. Объясни образование выделенных слов.
Вылезает из окна в сад: - Какие мы вылезатели!
Дождь мучитель и некуданепускатель.
Ты у меня лучшевсехняя!
А потом волшебник как колданул – и вырос дремучий лес.
Переделай предложения так, чтобы они звучали красиво.
Задание №4. Отгадай профессии.
1. Киноснимальщик.
2. Лекарствопродавальщик.
3. Блюдаподавальщик.
4. Книгаписальщик
5. Странауправляльщик.
6. Фотоснимальщик.
Измени профессии так, чтобы они звучали верно.
Задание №5. Прочитай предложение.
Мама больше время проводит со мной, чем папа.
Хорошо ли оно звучит? Измени предложение так, чтобы оно звучало правильно.
Задание №6. Прочитай высказывание.
Игра одноразная: поиграл и всё! А эта – многоразная.
От каких слов образованы выделенные слова? Замени их правильными.
Задание №7. Прочитай предложения.
1. Маленькие котёнки к кошке пришли, а кот Василий их не пустил.
2. Маленькие жеребёнки бегали по полю за своей мамой.
3. Маленькие слонёнки хотели дотянуться хоботом до плода на дереве.
4. Машоночков у нас дома нет. Есть одна большая мыша.
Найди в предложениях слова, которые тебе кажутся неверными, и замени слова на правильные. Обоснуй свой выбор.
Задание №8. Прочитай диалог.
– Катя, что случилось? Почему ты плачешь?
– Цветок у нас совсем зачах.
– Не переживай. Может расчахнет ещё?
Почему здесь употреблено слово «расчахнет»? Каким словом его следует заменить?
Перед началом работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок, многие учителя задаются вопросом: «А стоит ли исправлять такие ошибки? Разве с возрастом они не пропадут сами?». Ответом на этот вопрос нужно считать – нет. Как показывает опыт множества известных педагогов и ученых, занимающихся вопросом речевых ошибок – не всегда ошибки (здесь имеются ввиду системные ошибки) с возрастом уходят из детской речи. Конечно, морфологические и словообразовательные нормы у школьников с годами улучшаются, а вот синтаксические и морфологические ошибки, как говорит Цейтлин С.Н. «можно встретить и в сочинениях учеников 11 классов». [Цейтлин, 2013, 165]
Работу по предупреждению речевых ошибок вести нужно обязательно. Конечно, здесь не имеется ввиду, что учителя должны только этим и заниматься, ведь рабочие программы и учебный план никто не отменял, но уделять этому немного времени на уроке все же стоит. Да и на помощь всегда может придти внеурочная деятельность или классный кружок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya._k_zashchite.ppt | 595 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель, объект и предмет исследования Цель: выявление речевых ошибок в речи детей младшего школьного возраста и разработка комплекса упражнений, направленных на исправление речевых ошибок детей. Объект: речевые ошибки детей. Предмет: речевые ошибки детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования Изучить методическую и педагогическую литературу по теме исследования. Рассмотреть понятие «речевые ошибки» и классификацию речевых ошибок детей младшего школьного возраста. 3. Провести эксперимент, направленный на выявление речевых ошибок в речи детей младшего школьного возраста. 4. Проанализировать результаты эксперимента и выявить наиболее трудные слова, а также учеников с низким уровнем культуры речи. 5. Создать мероприятие и комплекс упражнений, направленных на устранение речевых ошибок детей.
Понятие «речевые ошибки» Речевые ошибки исследовали многие ученые: М.Р. Львов писал, что «речевая ошибка – это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». [Львов, 1985, с.152] С.Н. Цейтлин обозначила их как «нарушение языковых норм». [Цейтлин, 2013, с.8]
Классификация речевых ошибок
Речевые ошибки Относятся непосредственно к устной речи: 1. орфоэпические; 2. акцентологические. Не зависящие от формы речи: 1. словообразовательные; 2. морфологические; 3. синтаксические; 4. лексические; 5. фразеологические; 6. стилистические. Относятся непосредственно к письменной речи: 1. орфографические; 2. пунктуационные.
Исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии № 67, Петроградского района, города Санкт-Петербурга, где было выбрано 20 учеников 4 «А» класса (11 девочек и 9 мальчиков). Цель: выявление типичных речевых ошибок младших школьников для построения маршрута работы с детьми.
Задачи констатирующего эксперимента Провести эксперимент с учащимися в форме устного опроса на основе презентации; Выявить частотные речевые ошибки в детской речи для дальнейшей работы по повышению культуры речи; Выявить учащихся с низким уровнем культуры речи (большим количеством ошибок) для проведения индивидуальной работы.
Слова для эксперимента: 1. Акцентологические: сливовый, жалюзи, свёкла, торт, рефлексия. 2. Орфоэпические: что, пирожное, Кунсткамера. 3. Грамматическая: сколько время? 4 . Словообразовательная: двуглавый.
Пример слайдов презентации
Выявление группы риска
Частотные ошибки четвероклассников
Проект формирующего эксперимента Цель: повышение уровня культуры речи детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Разработка мероприятия для повышения культуры речи учеников начальной школы; 2. Разработка комплекса заданий, направленных на устранение речевых ошибок в речи младших школьников группы риска.
Фрагмент занятия ( Учитель нарочно произносит слово «что» как (чт)о, а не (шт)о). – А правильно ли я произношу это слово? (ответы детей) – Что? Почему нет? (ответы детей) (Учитель нарочно произносит слово «что» как (чт)о, а не (шт)о). – Как же мне быть тогда? Что следует сделать? (ответы детей) (Учитель нарочно произносит слово «что» как (чт)о, а не (шт)о). – Верно, мы с вами должны это запомнить. Значит, получается так «Говорю я (шт)о, а пишу (чт)о» . Давайте зафиксируем это в нашем справочнике по спасению речи. – Кто может устно составить мне предложение со словом «что»? (ответы детей)
Пример страницы справочника
Примеры упражнений для работы с группой риска Устно замени заимствованное слово на русское. Эволюция, тайм-аут, глоссарий, бойкот, интрига, оппонент, фортуна. Объясни образование выделенных слов. Вылезает из окна в сад: - Какие мы вылезатели ! Дождь мучитель и некуданепускатель . Ты у меня лучшевсехняя ! А потом волшебник как колданул – и вырос дремучий лес. Измени слова так, чтобы они звучали красиво и правильно.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
был разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. При этом под комплексом понимается «совокупность, соч...
Классификации речевых ошибок младших школьников
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его р...
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.
В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью 1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....
Нейропсихологический подход в коррекции зрительно-пространственных ошибок младших школьников.
В статье приведены примеры письменных зрительно-пространственных ошибок у младших школьников....