Учимся писать изложение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект по русскому языку. Учимся писать изложение. 21 век. Бирюза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока русского языка в 3 классе
Тема: «Учимся писать изложение»
Цель урока: активизация интереса к русскому языку и развитие речевого творчества детей через создание условий для умения анализировать и корректировать текст, составлять план и записывать часть текста по плану.
Задачи:
- познакомить с народными легендами;
- учить различать текст-повествование по его признакам;
- формировать умение составлять план текста;
- совершенствовать умение пересказывать текст и писать изложение.
-
Тип урока: применение знаний на практике.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование положительного отношения к учению; воспитание культуры речи; развитие учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: овладение основами смыслового чтения текста; формирование умения находить ответы на вопросы, структурировать знания, умения применять приобретённые навыки в практической деятельности.
Регулятивные: формирование умения планировать учебные действия согласно поставленной задаче; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; анализировать и оценивать результаты своей работы; обнаруживать и вносить необходимые коррективы в свои действия.
Коммуникативные: формирование умения высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других; овладевать монологической и диалогической формами речи; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др.; мультимедиа система, презентация «Учимся писать изложение»; изображение камня - бирюзы, карточки-опоры, оценочные листы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте! Этот урок позволю себе начать с неожиданного вопроса: «Кто из вас радостно воспримет мысль о том, что на уроке вы будете работать над изложением?» Выскажите своё мнение.
– А теперь скажите, кого это сообщение не порадовало. Объясните, почему?
– Действительно, мы должны уметь писать изложение, но не только для того, чтобы получать хорошие отметки. Где в дальнейшем вам могут пригодиться полученные знания и умения? (При написании писем, докладов, отзывов).
Итак, сегодня на уроке мы продолжим работать над формированием умений писать изложение. Эпиграфом к уроку я взяла слова Жан-Луи Бюффона, французского биолога, математика и писателя XVIII века: «Хорошо писать – это не только хорошо передавать, но и в то же время хорошо мыслить и хорошо чувствовать …». Мыслить и чувствовать …всё это пригодится нам в сегодняшней работе. Слайд 1.
– А является ли данная работа для вас новой?
На оценочном листе отметьте уровень ваших знаний.
Знаком + - что вы знаете о работе с текстом;
Знаком о – чему хотите научиться.
Умею определять тип текста | Умею озаглавливать текст | Умею отвечать на вопросы | Умею составлять план текста | Умею пересказывать | Умею писать изложение | |
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
2 |
2. Работа с информацией. Вхождение в тему.
Работа в группах
Решив кроссворд, мы получим ключевое слово и узнаем, о чем пойдет речь на уроке. Слайд 2. (Приложение 1)
Бирюза - "любимый камень Востока", "священный камень Тибета", "королевский камень египетских фараонов", "небесный камень американских индейцев". Все эти названия говорят о необычайной популярности и особой почитаемости самоцвета. Мифы и легенды о драгоценных камнях меняются со временем и расстоянием, но бирюза всегда считалась и считается камнем здоровья, счастья, удачи.
Бирюза обладает одним из мистических свойств. Иногда медленно, иногда внезапно она необъяснимо меняет цвет, становясь бледной, пятнистой или переходя из голубой в белую. Это «волшебное» свойство глубоко поражало наших предков, что послужило причиной сложения множества красивых историй о камне.
«…Говорят, что камень-бирюза
Навсегда сердца соединяет.
Даже сквозь разлуки и года
Теплота Востока их венчает…»
Бирюза испокон веков считалась камнем влюблённых. Согласно одной легенде, бирюза – это превратившиеся в камни кости людей, которые умерли от любви.
Слайд 3. (видеофрагмент)
3. Постановка учебной задачи.
Ребята, сегодня мы с вами поднимемся на ступеньку выше, пополним свои знания в выполнении работ по развитию речи. С помощью легенды о красивом камне-бирюзе, мы будем учиться работать с текстом, составлять его план и пересказывать, писать изложение.
– Что значит написать изложение? (у детей памятки на партах).
Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но так передать, как это написал автор.
Помните: когда вы что-либо пишете, ваш текст предназначен для чтения, вы должны заинтересовать читателя. (Приложение1.)
Какую цель поставим перед собой?
- составить план текста и записать часть текста по плану. Слайд 4.
4. Ознакомление с текстом.
- Откройте учебники на странице 4, выполним упражнение 2.
-Прочитайте, пожалуйста, текст. К какому типу текста он относится? Почему его можно назвать повествованием? Воспользуйтесь карточкой- помощницей. Слайд 5.
Текст - повествование | Текст - описание | Текст - рассуждение |
В тексте рассказывается, сообщается о чём – либо. Что? Где? Как? Когда произошло? | Описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие. Какой? Какая? Какое? Какие? | Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий. Почему? |
Бирюза - драгоценный камень, многие его считают самым красивым изо всех ювелирных камней. Самая красивая бирюза голубого цвета. Бывает она и зелёной, и тёмно - зелёной, даже коричневой или белой как мел.
Ещё в древние времена заметили, что бирюза меняет цвет: Белая становится голубой, голубая может окраситься в зелёный цвет. В легендах и преданиях по-разному рассказано об изменениях цвета бирюзы. Вот как об этом повествуется в армянской легенде.
Долго бились мужчины-воины одного из сёл, преграждая путь врагу. Но силы были неравны. Когда защитников осталось совсем мало, они отправили женщин и детей в горы, а сами продолжали сражаться. Все пали в том бою. Тогда чужеземцы бросились в горы. Завидев врагов, женщины с детьми спрятались среди камней, вжались в расщелины и стали молить богов о помощи. Боги сжалились над ними и превратили всех в бирюзу: молодых женщин в небесно-голубую, старух - в зелёную, а детей - в белую. Наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу.
( По В.Сейраняну.)
4.1.Структурно-смысловой анализ текста.
Беседа по содержанию:
- о чем этот текст (какова его тема);
- какую мысль хотел донести до нас автор;
- что показалось наиболее интересным;
- что было непонятным (лексическая работа);
- мотивы поведения героев, как вы относитесь к поступкам.
4.2. Составление плана текста.
- Как можно озаглавить текст?
- Запишем заголовок.
- Составим план и запишем его.
1. Бирюза - драгоценный камень.
2. Бирюза меняет цвет.
3. Легенда о бирюзе.
5. Релаксация - шум воды и звук раскатывающихся камешков. Слайд 6.
6. Пересказ текста.
- Прочитайте последнюю часть.
- Хочется ли рассказать легенду о бирюзе?
- Как можно начать пересказ? на доске запись (По одной легенде..., вот как об этом повествует армянская легенда..., однажды...) (Приложение 1.)
В тексте – повествовании события последовательно сменяют друг друга, как "кадры киноплёнки».
-Что изобразите на каждом кадре? (фронтальный опрос) Давайте с помощью вопросов перескажем часть текста. Слайд 7.
Как бились мужчины-воины? | Почему они отправили женщин и детей в горы? | Как женщины с детьми прятались среди камней? | Что сделали боги? |
6.1. Орфографическая подготовка, написание текста.
- Чтобы написать текст правильно, без ошибок, давайте подготовимся.
- Составим орфографическую таблицу. Выпишите из текста слова (работа в парах).
Словарные слова | Проверяемые безударные гласные | Парные звонкие - глухие согласные | Правописание приставок |
Дети зачитывают слова, сверяют их с общей таблицей. Слайд 8 (Приложение1)
6.2. Физминутка для глаз.
А теперь, опираясь на таблицу, запишите последний абзац.
Дифференциация.
1 уровень – написать текст по памяти.
2 уровень – выполнить задание в карточках с лакунами. Дано начало текста и концовка, дописать основную часть. (Приложение1)
3 уровень – исправить деформированный текст. (Приложение1)
6.3. Проверка написанного.
Дети 1-й группы зачитывают получившиеся изложения, выбирают лучшую работу, зачитывают всему классу.
2 и 3 группы – взаимопроверка в парах.
7. Итог урока. Рефлексия.
Оценочный лист.
Внутри значка О поставьте + если вы поднялись на тот уровень знаний, который планировали в начале урока.
Умею определять тип текста | Умею озаглавливать текст | Умею отвечать на вопросы | Умею составлять план текста | Умею пересказывать | Умею писать изложение | |
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
2 |
Камень - бирюза способствует самореализации, он добавляет творчества, помогает достичь цели. Бирюза стала символом мудрости, опыта, благородства, успеха.
И если вы на уроке достигли своей цели, поднялись на уровень выше, прикрепите изображение бирюзы на оценочный лист на доске. (Приложение 1).
8. Домашнее задание. Слайд 9.
Дифференцированное домашнее задание:
1 группа - придумать свою легенду по прочитанному тексту или найти другие народные легенды о драгоценных камнях.
2 группа - прочитать легенду в упр.1на стр. 4 и составить краткий рассказ
3 группа – выполнить упр.1. на стр. 4
Приложение
Орфографическая таблица
Словарные слова | Проверяемые безударные гласные | Парные звонкие - глухие согласные | Правописание приставок |
мужчины | детей | путь | отправили |
совсем | врагов | враг | спрятались |
женщины | молодых | навек | сжалились |
небесно - голубую | охранять |
Карточка с лакунами
Долго бились мужчины-воины одного из сёл, преграждая путь врагу. Но силы были неравны. Когда защитников осталось совсем мало, они _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу.
Деформированный текст
Долго бились мужчины-воины одного из сёл, преграждая путь врагу. Все пали в том бою. Но силы были неравны. Тогда чужеземцы бросились в горы. Когда защитников осталось совсем мало, они отправили женщин и детей в горы, а сами продолжали сражаться. Боги сжалились над ними и превратили всех в бирюзу: молодых женщин в небесно-голубую, старух - в зелёную, а детей - в белую. Завидев врагов, женщины с детьми спрятались среди камней, вжались в расщелины и стали молить богов о помощи. Наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу.
Оценочный лист
Умею определять тип текста | Умею озаглавливать текст | Умею отвечать на вопросы | Умею составлять план текста | Умею пересказывать | Умею писать изложение | |
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение
Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...
Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение
Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-214903-1362308386.jpg)
Урок по развитию речи. Учимся писать изложение.
Изложение способствует формированию навыков письменной речи - это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-335149-1456689086.jpg)
Презентация на тему "Учимся писать изложения. Оляпка - водяной воробей"
Эта презентация поможет подготовить обучающихся к написанию изложения с элементами сочинения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-185485-1364678152.jpg)
Учимся писать изложение
данная презентация содержит учебный материал по обучению написания изложения...