Урок по развитию речи. Учимся писать изложение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Изложение способствует формированию навыков письменной речи - это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их значением. Предлагаю текст повествовательного характера "Птицы говорят спасибо".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по развитию речи
Цели. Развивать речь учащихся, расширять кругозор, прививать любовь к животным.
Оборудование. Отпечатанный текст изложения.
Ход урока
1. Изложение Учитель. Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Учитель читает текст изложения.
Птицы говорят спасибо. Стоял тихий снежный денёк. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости сразу прилетели. Тут были и синички, и воробьи, и тупоносые снегири в красных рубашках. Вот на кормушку опустился свиристель. Он был нарядный, пёрышки на груди и на крыльях красноватые, а на голове – пушистый хохолок. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и что – то щебетали. Наверное, они говорили Тане спасибо.
(Л. Воронкова)
Перед каждым ребёнком лежит отпечатанный текст. – Прочитайте текст изложения про себя, приготовьтесь к чтению вслух. Какие слова не понятны? Ответы детей. – Как можно доказать, что перед нами текст? Дети. В тексте все предложения на одну и ту же тему. К тексту можно придумать заглавие. В тексте есть зачин, основная часть, концовка.
2. Выделение темы текста У. Давайте выделим тему текста. Что такое тема? Д. То, о ком или о чём говорится в тексте. У. Какова тема данного текста? Отражена ли она в заглавии? Д. Заглавие текста – краткое обобщённое обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.
3. Основная мысль текста У. В каком предложении сформулирована основная мысль? Отразилась ли основная мысль в названии текста? Ответы детей.
4. Выделение стиля речи У. Какие стили речи вам известны? Д. Художественный, научный, разговорный, книжный. У. К какому стилю относится данный текст? Докажите. Д. К художественному. У. Какие художественные средства языка употребляет автор? Д. Олицетворение – оживление природы, сравнение с живым образом.
- Сравнение – такое выражение, когда один предмет в художественном произведении сравнивается с другим. Например: «И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной». Сравнение помогает автору точно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему.
- Эпитеты – яркие, красочные, необычные прилагательные.
- Резкое противопоставление картин природы, героев, настроения в произведениях называется контрастом. Контраст помогает лучше представить то, о чём говорится в произведении
- Скрытое сравнение, когда свойства одного предмета, чаще – человека, животного переносятся на другой, неживой предмет, называется метафорой. Например, дремать может живое существо – человек, животное. В рассказе Паустовского «Первый снег» так говорится про день: «День дремал». Метафора подчёркивает черты сходства предметов, делает их изображения более точным и ярким. У. Послушайте, сравните. Учитель читает научный текст – описание.
5. Тип речи. Определение типа речи в изложении. У. Определите тип речи услышанного текста. С какими типами речи мы знакомы? Д. Текст – повествование. Рассказывается о событиях, действиях. К такому тексту можно поставить общий вопрос что произошло? - Текст – описание. Рисуется внешний вид. К нему можно поставить общий вопрос какой? какие? - Текст – рассуждение. В нём объясняются причины явления. К нему можно поставить общий вопрос почему произошло? У. Можно ли по названию определить тип данного текста? Д. В соответствии с типом текста подбирается название. У. Подтверждается ли это при первом знакомстве с текстом? Какой тип речи использует автор? С помощью какой части речи автор описывает птиц, погоду? Присутствует ли в тексте рассуждение? Ответы детей. - К какому типу речи можно отнести данный текст? Д. Повествовательный с элементами описания.
6. Связь предложений в каждой части У. На сколько смысловых частей можно разделить текст? Д. На четыре. У. Читаем первую часть. С чего она начинается? Д. С описания погоды. У. Какие имена прилагательные употреблены? Ответы детей. - Какие части можно назвать основными? В какой части появляются первые действующие лица? В каком времени употреблён глагол? Д. В прошедшем. У. Давайте познакомимся с действующими лицами, встречающимися во второй части. Кто они? Д. Гости. У. Откуда поняли, что птиц назвали гостями? Что сделали гости? В каком времени глагол? Зачитайте описание снегирей. Ответы детей. - С какого слова начинается первое предложение третьей части? Замените его другим словом. Как осуществляется связь между частями? Ответы детей. - О чём говорит слово «наверное» в четвёртой части? За что птицы благодарили Таню? Ответы детей.
7. Составление плана У. Читаем повторно текст и составляем план по частям. Дети диктуют, учитель записывает.
8. Пересказ текста Подробный пересказ делают 1 -2 учащихся.
9. Работа над орфографией
10. Изложение Пишут изложение на втором уроке. Текст изложения убирается.
11. Итог Дети читают написанные изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий урока по развитию речи "Учимся писать письма" , русский язык 4 класс
Урок- презентация в доступной и занимательной форме знакомит уч-ся с историей почты, правилами написания письма и подписыванием конверта....
Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"
В конспекте урока описана работа младших школьников с текстом-повествованием....
Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"
В конспекте урока описана работа младших школьников с текстом-повествованием....
Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"
В данном конспекте показана работа на уроке русского языка с текстом-повествованием...
Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"
В данном конспекте показана работа на уроке русского языка с текстом-повествованием...
Методическая разработка урока по развитию речи Учимся писать изложение
В разработке можно найти технологическую карту урока, алгоритм написания изложения, система оценивания...
Развитие речи Учимся писать изложение
В разработке дана технологическая карта урока. Алгоритм написания изложения и карта оценивания...