Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Класс: 4 класс
Тема "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным"
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Цель: совершенствовать умение проверять написание парных по глухости-звонкости согласных, непроизносимых согласных в корне слова; обобщить знания по применению изученных правил в корневых орфограммах.
Задачи:
- совершенствовать навык распознавать типы орфограмм;
- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Метапредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы урока:
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык в 2-х частях. 4 класс. М: Просвещение, 2018.
2.Канакина В.П. Русский язык; рабочая тетрадь. 4 класс. М: Просвещение, 2018.
3.Раздаточный материал для индивидуальной работы, работы в паре, группе.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, самоконтроль.
Техническое оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Наталья Николаевна Гречко,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска
Урок русского языка в 4 классе
по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным»
- Паспорт урока
Тема «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным» Цель: совершенствовать умение проверять написание парных по глухости-звонкости согласных, непроизносимых согласных в корне слова; обобщить знания по применению изученных правил в корневых орфограммах. | Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | |||
Задачи:
| ||||
Планируемые результаты: | ||||
Предметные: | Метапредметные | Личностные: | ||
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
| ||
Метапредметные связи: литературное чтение | УМК: «Школа России» | |||
Ресурсы урока: 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык в 2-х частях. 4 класс. М.: Просвещение, 2018. 2. Канакина В.П. Русский язык; рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Просвещение, 2018. 3. Раздаточный материал для индивидуальной работы, работы в паре, группе. | ||||
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, самоконтроль. | ||||
Техническое оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран. |
- Технологическая карта урока
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение. (3 мин.) | Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга уважает, чувствует и слышит. - Ребята, поприветствуйте наших гостей. - Прочитайте слова, записанные на доске. Сч...с...ливый, б...ро...ка, к...ро...кий, пл...ща...ка, тр...ды, про...з...ной. - Проанализируйте слова. Почему в них пропущены буквы? - Найдите слово, в котором пропущенная буква не является орфограммой. (Убирает слово "труды".) - Измените форму этого слова, чтобы в нём появилась орфограмма? - Вспомните пословицы о труде. Запишите одну из них. Землю красит солнце, а человека - труд. - Я надеюсь, что ваш труд на уроке принесёт плоды. | Ребята настраиваются на работу, приветствуют гостей. - В словах есть ошибкоопасные места. Необходима проверка. - Труды. - Труд. Приводят примеры пословиц о труде. Записывают пословицу в тетради. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - умение перерабатывать информацию. Регулятивные: - нацеливание на успешную учебную деятельность. |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений (8-9 мин.) | - На какие группы можно разделить оставшиеся слова? - Какие войдут в первую? Вторую? Третью группу? - Что заметили? - В какой части слова эти орфограммы? - Какие правила надо вспомнить, чтобы записать слова без ошибок? -Запишите эти слова, выделяя корень, подчеркивая орфограммы. -Проверьте. - Результат занесите в лист самооценки (Приложение 5), пользуйтесь алгоритмом самооценки. (Задание 1). -Кому удалось выполнить задание без ошибок? -Кто испытывал затруднения при выполнении заданий? -В чём причина затруднений? - Какой орфограмме в корне слова мы уделили особое внимание на прошлом уроке русского языка? - Возьмите карточку оранжевого цвета. (Приложение 1) Прочитайте задания. Вспомните правило и выполните задания в карточке. (2 мин.) Проверка. Результат внесите в лист самооценки (Приложение 5), (Задания 2, 3). Музыкальная физминутка | Варианты, предложенные детьми. Например, имена существительные и имена прилагательные, по типу орфограммы (три группы). Ответы детей. - В одном слове несколько орфограмм. Слова в группах будут повторяться. -Надо помнить, что к некоторым словам надо подбирать сразу несколько проверочных слов. - В корне слова. - Проверить безударный гласный, парный по глухости-звонкости, непроизносимый согласный. Записывают слова, обозначая орфограммы и выделяя корень слова. Сравнивают свою запись с записью на слайде. Осуществляют самооценку. Ответы детей. - Безударный проверяемый гласный. Учащийся озвучивает ответы. Дети проверяют. Осуществляют самооценку. | Познавательные: - умение перерабатывать информацию, делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные: - формирование умения самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, корректировать результаты; - умение оценивать учебные действия. Коммуникативные УУД: - построение речевого высказывания в соответствии с задачами учебной коммуникации. |
3. Постановка учебной задачи, целей урока. (3 мин.) | - Обведите карандашом слова с непроизносимым согласным. Слова с парным по глухости-звонкости подчеркните одной чертой. Счастливый, бородка, проездной, короткий, площадка. - Сформулируйте задачи урока. | - Тренироваться в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. | Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: - формирование умения самостоятельно формулировать учебные задачи после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: - умение сознательно строить речевое высказывание. |
4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. (4 мин.) | - Откройте тетради на печатной основе на с. 42. Найдите упражнение № 92. Прочитайте задание. - Как избежать затруднений во время выполнения задания? - Выполните задания. | Выполняют с комментированием. - Правильно определить тип орфограммы. Вспомнить алгоритм проверки каждого типа орфограммы. Выполняют задания в тетради на печатной основе. | Познавательные: - готовность самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные: - принимать учебную задачу, планировать действия. |
5. Реализация построенной стратегии (10 мин.) | - Есть ли что-то общее в алгоритме проверки парных по глухости-звонкости и непроизносимых согласных? Какие действия надо выполнить, чтобы правильно обозначить звук буквой? - Какое ранее изученное правило имеет похожий алгоритм? - Опираясь на свои знания, постарайтесь составить модель, дополнив её своими примерами. Если затруднитесь подобрать примеры, обратитесь к карточке-помощнику. (Приложение 3) Проверка. - Результат внесите в лист самооценки(Приложение 5), (Задание 4). Оценивает работу детей, выполнявших задание у доски. Физминутка (упражнения для расслабления мышц глаз) | - Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово. - Правило проверки безударных гласных в корне слова. Моделирование. Работают в группах. Три человека работают у доски. После завершения работы в группах переворачивают карточки с готовой моделью (Приложение 2), осуществляют самоконтроль. Осуществляют самооценку. | Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - создавать модель с целью выявления общих признаков. Регулятивные: - умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; - умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, оценивать учебные действия. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других, вступать в диалог; - умение распределять обязанности, планировать свою часть работы, учитывая общий план действий и конечную цель, уметь договариваться и приходить к общему решению при работе в группе. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (12 мин.) | -Возьмите карточки жёлтого цвета (Приложение 4). Прочитайте задания. Постарайтесь выполнить задания, работая в паре. | Работают с текстом в парах. Проверка по эталону. | Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные: - умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других, вступать в диалог; - умение договариваться и приходить к общему решению при работе в паре. |
7. Рефлексия (2 мин.) | - Оцените свой труд в листе самооценки (Приложение 5), поставьте метку в соответствующем окошке. - Закрасьте цветным карандашом ту часть пирамиды достижений, которая соответствует вашему результату. | Пирамида достижений. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: - умение оценивать учебные действия. |
8. Домашнее задание (2 мин.) | Предлагает варианты домашнего задания. Упр. в учебнике № 95 1. Выпиши подходящие слова в три группы, опираясь на модель. Подчеркни орфограммы. Составь предложение с одним из слов. 2.Составь текст (5-6 предложений), используя слова из упражнения. Подчеркни орфограммы. |
Приложение 1
Выполни задания. Результат внеси в лист самооценки.
1. Восстанови правило, заполнив пропуски.
Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне слова,
надо изменить ____________________________ или подобрать ____________________ ____________ так, чтобы ____________________ гласный звук _____________________.
2. Прочитай слова в таблице. Найди правильный ответ. Обведи его номер.
Слова | Ответы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
взгл...нуть | и | я | я | я |
в...рить | а | а | а | о |
ч...стота | и | и | и | и |
тр...щать | е | е | и | е |
пч...ла | е | е | е | и |
з...рно | е | е | е | е |
Приложение 3
Карточка-помощник
Трубка, стена, вестник, капустный, костный, участник, берег, кружка, местный, устный, тропинка, лесная.
Приложение 4
Прочитайте части текста. Пронумеруйте части текста, расположив их в правильной последовательности. Озаглавьте текст.
_____________________________________________
Позже люди научились в...рить из свёклы сах...р. Прод...вали его в аптеках как л...карство. Он был очень д...р...гой.
В давние вр...мена людям не было извес...но, что такое сах...р. Они ели мё..., пили сла...кий со... клёна, липы, ч...й с дольками свёклы.
В Индии, на Кубе получ...ют эту сладос...ь из сахарного трос...ника. У него сла...кий стеб...ль. Тростинки ср...зают, бр...сают в котёл и вываривают на ...гне. Получаются чудес...ные кристаллики сах...ра.
Вставьте пропущенные буквы.
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....
Тема: « Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным».
Закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными. Развивать речь, внимание, мышление, память. Воспитывать любовь к русскому языку....
Проверочная работа № 4 по теме «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными»
Целью проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса. Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из...
Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...
Открытый урок на тему: «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.»
Открытый урок по русскому языку 3 класс...
Проверочная работа по теме "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным"
Теоретическая проверочная работа по русскому языку для обучающихся 2 класса. Программа "Школа России"....