Рабочая программа "Наша речь" 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа "Наша речь" по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyat._nasha_rech_1_klass.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«НАША РЕЧЬ»
Направленность: общеинтеллектуальная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 7 – 8 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Автор - составитель: Быкова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
Москва, 2020
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Наша» составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- учебным планом ГБОУ Школы №1222.
Цель программы внеурочной деятельности «Наша речь»:
способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей; совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Общая характеристика программы:
Программа обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации для учителя). Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н. Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для обучающихся 1 класса. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Планируемые результаты:
К окончанию курса « Наша речь» обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
- различать стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова (использовать словарь);
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
Изучение программного курса формирует следующие универсальные учебные действия:
· Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
· Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
· Личностные УУД.
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту - интерес.
· Регулятивные УУД
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Содержание учебного предмета
Материал внеурочной деятельности «Наша речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного года.
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по Развитию речи и авторской программой учебного курса.
Программа курса «Наша речь»
Речь
- Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
- Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
- Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово
- Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
- Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
- Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
- Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
- Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Знакомство со словарем.Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
- Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
- Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание
- Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст
- Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения
- Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
- Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник научится:
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• находить объект, описанный в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• работать с двумя источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Учебно-тематический план Программы внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание программы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Речь | 2 |
3 | Слово | 15 |
4 | Культура общения | 5 |
5 | Текст | 11 |
Итого | 34 |
Содержание курса
1 раздел (1 ч)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (2 ч)
Речь: знакомство с ролью речи в жизни людей; обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни.
3 раздел (15 ч)
Слово: формирование представлений о слове как комплексе звуков; обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове; развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову; сведения о лексическом значении слова; сведения о прямом и переносном значении слова.
4 раздел (5 ч)
Культура общения: обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости; формирование навыков употребления в речи образных выражений; сведения о причинно – следственных связях между предметами, явлениями, событиями; подбор слов , наиболее точно передающих мысль.
5 раздел (11 ч)
Текст: формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом); обсуждение целостного единства предложений в тексте; выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту; определение темы текста и составление текста на определенную тему; Составление плана текста, обсуждение его особенностей.
Тематическое планирование Программы внеурочной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения (факт) |
1 | Вводное занятие | 02.09 |
2 | Речь | 09.09 |
3 | Тише, громче | 16.09 |
4 | Слова, слова, слова | 23.09 |
5 | Озорные буквы | 30.09 |
6 | Слова играют в прятки | 07.10 |
7 | Слово и его значение | 14.10 |
8 | Прямое и переносное значение слова | 21.10 |
9 | Многозначные слова | 28.10 |
10 | Омонимы | 11.11 |
11 | Синонимы | 25.11 |
12 | Антонимы | 02.12 |
13 | Тематические группы слов | 09.12 |
14 | Наш цветной мир | 16.12 |
15 | Что на что похоже | 23.12 |
16 | Голоса природы | 30.12 |
17 | Проверочная работа | 13.01 |
18 | Загадки | 20.01 |
19 | Культура речи. Вежливые слова | 27.01, 03.02 |
20 | Пословицы | 10.02 |
21 | Учимся рассуждать | 17.02, 03.03 |
22 | Текст | 10.03, 17.03 |
23 | Заглавие текста | 24.03 |
24 | Тема текста | 31.03 |
25 | Повторение пройденного | 14.04 |
26 | Опорные слова | 21.04 |
27 | Мы строим текст | 28.04, 05.05 |
28 | План текста | 12.05, 19.05 |
29 | Проверочная работа | 26.05 |
Формы занятий.
Основной формой образовательного процесса являются практико-ориентированные учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- парная (работа в паре).
Основные виды деятельности учащихся:
- работа с иллюстрациями, таблицами;
- составление плана;
- самопроверка;
- взаимопроверка;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...