Рабочая программа "Наша речь" 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Белкина Анна Сергеевна

Рабочая программа "Наша речь" по внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyat._nasha_rech_1_klass.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«НАША РЕЧЬ»

Направленность: общеинтеллектуальная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 7 – 8 лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)

                                                    Автор - составитель: Быкова Анна Сергеевна,

                  учитель начальных классов

Москва, 2020

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Наша» составлена в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Примерной основной образовательной программой начального общего образования;

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- учебным планом ГБОУ Школы №1222.

Цель программы внеурочной деятельности «Наша речь»:

способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей; совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Общая характеристика программы:

Программа обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации для учителя). Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н. Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для обучающихся 1 класса. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Планируемые результаты:

К окончанию курса « Наша речь» обучающиеся должны знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка:  сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • различать стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты,  интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова  (использовать словарь);
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

Изучение программного курса формирует следующие универсальные учебные действия:

· Коммуникативные УУД:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
  • оформлять свои мысли в устной  форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

· Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

· Личностные УУД.

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту - интерес.

· Регулятивные УУД

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Содержание учебного предмета

Материал внеурочной деятельности «Наша речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного года.

Занятия построены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по Развитию речи и авторской программой учебного курса.

Программа курса «Наша речь»

Речь

  • Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
  • Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
  • Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово

  • Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
  • Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
  • Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
  • Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
  • Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Знакомство со словарем.Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
  • Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
  • Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание

  • Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст

  • Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения

  • Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
  • Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Выпускник научится:

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• находить объект, описанный в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

• работать с двумя источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Учебно-тематический план Программы внеурочной деятельности

№ п/п

Содержание программы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Речь

2

3

Слово

15

4

Культура общения

5

5

Текст

11

Итого

34

Содержание курса

1 раздел (1 ч)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (2 ч)

Речь: знакомство с ролью речи в жизни людей; обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни.

3 раздел (15 ч)

Слово: формирование представлений о слове как комплексе звуков; обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове; развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову; сведения о лексическом значении слова; сведения о прямом и переносном значении слова.

4 раздел (5 ч)

Культура общения: обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости; формирование навыков употребления в речи образных выражений; сведения о причинно – следственных связях  между предметами, явлениями, событиями; подбор слов , наиболее точно  передающих мысль.

5 раздел (11 ч)

Текст: формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом); обсуждение целостного единства предложений в тексте; выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту; определение темы текста и составление текста на  определенную тему; Составление плана текста, обсуждение его особенностей.

Тематическое планирование Программы внеурочной деятельности

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

(факт)

1

Вводное занятие

02.09

2

Речь

09.09

3

Тише, громче

16.09

4

Слова, слова, слова

23.09

5

Озорные буквы

30.09

6

Слова играют в прятки

07.10

7

Слово и его значение

14.10

8

Прямое и переносное значение слова

21.10

9

Многозначные слова

28.10

10

Омонимы

11.11

11

Синонимы

25.11

12

Антонимы

02.12

13

Тематические группы слов

09.12

14

Наш цветной мир

16.12

15

Что на что похоже

23.12

16

Голоса природы

30.12

17

Проверочная работа

13.01

18

Загадки

20.01

19

Культура речи. Вежливые слова

27.01, 03.02

20

Пословицы

10.02

21

Учимся рассуждать

17.02, 03.03

22

Текст

10.03, 17.03

23

Заглавие текста

24.03

24

Тема текста

31.03

25

Повторение пройденного

14.04

26

Опорные слова

21.04

27

Мы строим текст

28.04, 05.05

28

План текста

12.05, 19.05

29

Проверочная работа

26.05

Формы занятий.  

Основной формой образовательного процесса являются практико-ориентированные учебные занятия.  На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание);  

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- парная (работа в паре).

Основные виды деятельности учащихся:  

  • работа с иллюстрациями, таблицами;
  • составление плана;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...