Работа над словарными словами в начальной школе.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Изучение словарных слов - одна из проблем в начальной школе. Если проблема не решена, то она превращается в тяжёлый груз. Опытом моей работы делюсь с коллегами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Работа над словарными словами в начальной школе" | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над словарными словами в начальной школе.
Из опыта работы учителя начальных классов
Грачевой Елены Алексеевны
МОУ Лицей г.Истры
Изучение словарных слов - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего и старшего звеньев.
Данную работу по изучению словарных слов веду все 4 года обучения детей в начальной школе.
При знакомстве со словарными словами даю не одно слово, а группу слов по темам.
Например:
«овощи»: морковь, огурец, капуста, картофель, помидор;
«транспорт»: машина, трамвай, троллейбус, корабль;
«птицы»: ворона, сорока, воробей, петух;
«животные»: заяц, медведь, собака, корова и т. д.
При знакомстве детей с группой слов, можно использовать загадки к каждому слову. А потом спросить: «Что заметили?»
- «Все эти слова-отгадки можно объединить одной темой».
Вводя новую группу слов, каждое слово дети хором читают по слогам, потом с ударением, находят орфограммы.
Те орфограммы, которые знают – объясняют. Например, в слове морковь есть знакомая орфограмма. Дети говорят «В слове морковь на конце слова ушки слышат звук [ф']. Он вызывает на работу две буквы – «эф» и «вэ». Я выбираю букву «вэ», проверочное слово – морковочка.
Также дети объясняют лексическое значение каждого слова (иногда обращаются к толковому словарю) и придумывают со словами предложения.
Затем идёт работа над словами:
- раздели данные слова на группы;
например:
- в группе «животные» –
2 слова отнесём к одной группе – домашние животные (корова, собака),
2 слова – к другой группе – дикие животные (заяц, медведь);
- найди лишнее слово;
например:
- в группе «птицы» -
- лишнее слово – воробей, т. к. ударение в этом слове падает на 3-ий слог, а в остальных словах – на 2-ой;
- а ещё лишнее слово – петух, т. к. в этом слове 2 слога, а в остальных – три;
- слово петух – лишнее слово ещё и по другому признаку: петух – домашняя птица, а все остальные – нет;
- кто-то из детей может отметить сочетание -ОРО- , по этому признаку слово петух опять получается лишним.
в группе «транспорт» -
- лишнее слово – машина, т. к. это имя существительное женского рода, а все остальные – мужского;
- слово машина – лишнее слово ещё и по другому признаку: это имя существительное 1-го склонения, а остальные – второго;
- а ещё лишнее слово – корабль, т. к. корабль – это водный транспорт, а все остальные слова относятся к наземному транспорту.
Затем дети записывают новую группу слов в словарь и сдают учителю на проверку.
Дома дети учат эти слова, и каждое домашнее задание начинают с записи этой группы слов и одного предложения, придуманного - сегодня с первым словом, завтра – со вторым и т. д.
Дети пишут дома число, «домашняя работа», потом данную группу слов,
и только потом – слово «упражнение», которое они будут выполнять.
Эти слова и предложение дети пишут до введения новой группы слов
(1, 2 недели).
Затем, в течение одной или двух недель (до введения новой группы слов) в классе работаем над каждым словом.
Но не забываем при этом слова, которые изучили ранее – их повторяем на каждом уроке.
В классе работа над каждым новым словом проходит
по 5 признакам:
- лексическое значение слова (вспоминаем), придумываем однокоренные слова и предложения с этими однокоренными словами, а также - антонимы, синонимы (если это возможно):
Морковь - огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем (С. Ожегов).
Морковь – морковный (сок), морковка, морковина.
- проводим фонетический разбор слова:
Морковь - [м а р к о ф'].
[м] – согл., тв. парн. – [м/м’], зв. непарн. - [м/-], обозначим буквой – м;
[а] – гл., безуд., обозначим буквой – о;
[р] - согл., тв. парн. – [р/р’], зв. непарн. - [р/-], обозначим буквой – р;
[к] - согл., тв. парн. – [к/к’], глух. парн. - [к/г], обозначим буквой – к;
[о] - гл., уд., обозначим буквой – о;
[ф'] - согл., мягк. парн. – [ф’/ф], глух. парн. - [ф’/в’], обозначим буквой – в;
[ - ] - обозначим буквой – ь.
7 букв, 6 зв., 2 слога.
- разбираем слово по составу;
- выполняем морфологический разбор слова:
Морковь – сущ., н. ф. - морковь, неодуш., нариц., ж. р., 3 скл.,
в ед. ч., (падеж и член предложения указываем, если записали предложение с этим словом).
- определяем, каким членом предложения может быть это слово, здесь же можно определить в каком падеже оно стоит;
доказываем, придумав предложение:
а) подлежащее – Морковь растёт в огороде.
б) дополнение – Мама добавила в салат морковь.
в) обстоятельство – На морковь уселась гусеница.
Над ранее пройденными словами можно работать по-разному:
Например:
- проходим тему «Имя прилагательное».
Я диктую словарное слово, а дети образуют от этого слова
- однокоренное имя прилагательное
- . . . рода и записывают его.
- проходим тему «Изменение имён существительных множественного числа по падежам».
Я диктую словарное слово, а дети записывают это слово
- в форме множественного числа,
- в . . . падеже с предлогом.
- после прохождения темы «Изменение имён существительных по падежам» можно давать задание – «просклоняй слово»;
- постоянно включаю пройденные слова в тексты, над которыми работаем по определённой теме.
И т. д. и т. п.
Это маленькая часть моей работы, которая, я считаю, может принести пользу в дальнейшем обучении детей в среднем и старшем звеньях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со словарными словами в начальной школе.
Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме....
моя работа над словарными словами в начальной школе.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в с...
Работа со словарными словами в начальной школе
Актуальность данной темы.Виды знакомств со словарными словами.Методы и приёмы работы со словарными словами.Техники для закрепления знаний....
Работа со словарными словами в начальной школе
Данный способ организации работы над словарными словами развивает у детей внимание и память, делает процесс запоминания слов увлекательным, позволяет расширять словарный запас учащихся, повышает их гр...
Работа над словарными словами в начальной школе.
Материал предлагает разнообразные виды работы для запоминания словарных слов...
Работа над словарными словами в начальной школе
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов...
система работы над словарными словами в начальной школе
предалгаем вашему вниманию методическую разработку по работе над словарными словами...