Работа над словарными словами в начальной школе.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Грачева Елена Алексеевна

Изучение словарных слов - одна из проблем в начальной школе. Если проблема не решена, то она превращается в тяжёлый груз. Опытом моей работы делюсь с коллегами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над словарными словами в начальной школе.

Из опыта работы учителя начальных классов

Грачевой Елены Алексеевны

МОУ Лицей г.Истры

     Изучение словарных слов - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего и старшего звеньев.

     Данную работу по изучению словарных слов веду все 4 года обучения детей в начальной школе.

     При знакомстве со словарными словами даю не одно слово, а группу слов по темам.

     Например:

 «овощи»: морковь, огурец, капуста, картофель, помидор;

«транспорт»: машина, трамвай, троллейбус, корабль;  

«птицы»: ворона, сорока, воробей, петух;

«животные»: заяц, медведь, собака, корова и т. д.

     При знакомстве детей с группой слов, можно использовать загадки к каждому слову. А потом спросить: «Что заметили?»  

 - «Все эти слова-отгадки можно объединить одной темой».

     Вводя новую группу слов, каждое слово дети хором читают по слогам, потом с ударением, находят орфограммы.

     Те орфограммы, которые знают – объясняют. Например, в слове морковь есть знакомая орфограмма. Дети говорят «В слове морковь на конце слова ушки слышат звук  [ф']. Он вызывает на работу две буквы – «эф» и «вэ». Я выбираю букву «вэ», проверочное слово – морковочка.

   

     Также дети объясняют лексическое значение каждого слова (иногда обращаются к толковому словарю) и придумывают со словами предложения.

     

Затем идёт работа над словами:

  1. раздели данные слова на группы;

например:

 - в группе «животные» –

2 слова отнесём к одной группе – домашние животные (корова, собака),

2 слова – к другой группе – дикие животные (заяц, медведь);

  1. найди лишнее слово;

например:

 - в группе «птицы» -

 - лишнее слово – воробей, т. к. ударение в этом слове падает на 3-ий слог, а в остальных словах – на 2-ой;

 - а ещё лишнее слово – петух, т. к. в этом слове 2 слога, а в остальных – три;

 - слово петух – лишнее слово ещё и по другому признаку: петух – домашняя птица, а все остальные – нет;

 - кто-то из детей может отметить сочетание  -ОРО- , по этому признаку слово петух опять получается лишним.

 

в группе «транспорт» -

 - лишнее слово – машина, т. к. это имя существительное женского рода, а все остальные – мужского;

 - слово машина –  лишнее слово ещё и по другому признаку: это имя существительное 1-го склонения, а остальные – второго;

- а ещё лишнее слово – корабль, т. к. корабль – это водный транспорт, а все остальные слова относятся к наземному транспорту.

     Затем дети записывают новую группу слов в словарь и сдают учителю на проверку.

     Дома дети учат эти слова, и каждое домашнее задание начинают с записи этой группы слов и одного предложения, придуманного - сегодня с первым словом, завтра – со вторым и т. д.

     

     Дети пишут дома число, «домашняя работа», потом данную группу слов,

и только потом – слово «упражнение», которое они будут выполнять.  

Эти слова и предложение  дети пишут до введения новой группы слов

(1, 2 недели).

     Затем, в течение одной или двух недель (до введения новой группы слов) в классе работаем над каждым словом.

     

     Но не забываем при этом слова, которые изучили ранее – их повторяем на каждом уроке.

В классе работа над каждым новым словом проходит

по 5 признакам:

  1. лексическое значение слова (вспоминаем), придумываем однокоренные слова и предложения с этими однокоренными словами, а также - антонимы, синонимы (если это возможно):

Морковь - огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем (С. Ожегов).

Морковь – морковный (сок), морковка, морковина.

  1. проводим фонетический разбор слова:

                         

     Морковь - [м а р к о ф'].

[м] – согл., тв. парн. – [м/м’], зв. непарн. - [м/-], обозначим буквой – м;

[а] – гл., безуд., обозначим буквой – о;

[р] - согл., тв. парн. – [р/р’], зв. непарн. - [р/-], обозначим буквой – р;

[к] - согл., тв. парн. – [к/к’], глух. парн. - [к/г], обозначим буквой – к;

[о] - гл., уд., обозначим буквой – о;

[ф'] - согл., мягк. парн. – [ф’/ф], глух. парн. - [ф’/в’], обозначим буквой – в;

[ - ] - обозначим буквой – ь.

7 букв, 6 зв., 2 слога.

  1. разбираем слово по составу;

  1. выполняем морфологический разбор слова:

      Морковь – сущ., н. ф. - морковь, неодуш., нариц., ж. р., 3 скл.,

в ед. ч., (падеж и член предложения указываем, если записали предложение с этим словом).

  1. определяем, каким членом предложения может быть это слово,  здесь же можно определить в каком падеже оно стоит; 

доказываем, придумав предложение:

а) подлежащее – Морковь растёт в огороде.

б) дополнение – Мама добавила в салат морковь.

в) обстоятельство – На морковь уселась гусеница.

   

Над ранее пройденными словами можно работать по-разному:

Например:

 - проходим тему «Имя прилагательное».

Я диктую словарное слово, а дети образуют от этого слова

 - однокоренное имя  прилагательное  

 - . . . рода и записывают его.

 - проходим тему «Изменение имён существительных множественного числа по падежам».

Я диктую словарное слово, а дети записывают это слово

 - в форме множественного числа,

 - в  . . . падеже с предлогом.

 

 - после прохождения темы «Изменение имён существительных по падежам» можно давать задание – «просклоняй слово»;

 - постоянно включаю пройденные слова в тексты, над которыми работаем по определённой теме.                                

     И   т. д.   и   т. п.

    Это маленькая часть моей работы, которая, я считаю, может принести пользу в дальнейшем обучении детей в среднем и старшем звеньях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами в начальной школе.

Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме....

моя работа над словарными словами в начальной школе.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в с...

Работа со словарными словами в начальной школе

Актуальность данной темы.Виды знакомств со словарными словами.Методы и приёмы работы со словарными словами.Техники для закрепления знаний....

Работа со словарными словами в начальной школе

Данный способ организации работы над словарными словами развивает у детей внимание и память, делает процесс запоминания слов увлекательным, позволяет расширять словарный запас учащихся, повышает их гр...

Работа над словарными словами в начальной школе.

Материал предлагает разнообразные виды работы для запоминания словарных слов...

Работа над словарными словами в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов...

система работы над словарными словами в начальной школе

предалгаем вашему вниманию методическую разработку по работе над словарными словами...