Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются в той или иной степени редукции – ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания. Именно графическое обозначение этих звуков буквами и вызывает у младших школьников наибольшие трудности и часто приводят к ошибкам. Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. Известно, что формирование орфографических навыков происходит в процессе механического запоминания формы слов. Орфографическая работа, проводимая с наиболее часто употребляемыми словами, предотвращает появление ошибок в них во время самостоятельного письма учащихся. Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид памяти при усвоении слов с непроверяемым написанием, так как зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания. Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов. Какова система работы над словарным словом? В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка. Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонетического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится. Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий. 1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста,...рех. 2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес,билет,язык. 3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т,м,о и т.д.) 4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот.. 5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова. 6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге. 7. Игра «Угадай слово» Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-». (город, горох, гореть, горизонт) И наоборот можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.
Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг погрызли мышки. От слов начало откусили, Из книжек в норку утащили. ..суда,..реза,..сква. 8.Чайнворд. В клетки квадрата, круга и т.д. по направлении., указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего. 9. Игра «Собери слово» пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак; 10. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д. 11. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь. 12. Игра «Расшифруй слово» Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово. 2, 10 ,13, 6 ,20 (билет) 26,16,22,7,18(Шофер) 33,2,13,16,12,16(яблоко) 13. Игра «Ступеньки» В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше. берег гореть медведь И т.д. 14. Выборочный диктант: Дети записывают только слова с непроверяе-мой безударной гласной. По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе. Также на уроках для работы над словарным словом я использую ребусы, кроссворды. Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем не допускать их появления. Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление нашей классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение, распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. Приведу примеры таких упражнений. 1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались. 2. Подбери слова к данным схемам.
а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание; в) приставка, корень, окончание.
3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-. 4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки. Праздник, праздничный, праздники, праздновать. Заяц, зайчик, зайчишка, зайчиха, зайцы, заячья. 5. Составьте словосочетание вставляя в имена прилагательные нужные окончания. Ребята радостн…………………………………... Береза кудряв……………………………………. Улица многолюдн……………………………… Календарь перекидн…………………………… 6. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным. 7. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания, меняются падеж имени существительного. Подарил .......................................................... Дружил ………………………………………… Говорил …………………………………………. 8. При изучении словарных слов использую загадки: На высоком косогоре Стоит девица в уборе Белоствольная краса, Зеленеет чуть коса. (Береза) Задания. Определите склонение существительного береза. Образуйте от существительного береза новые слова с помощью суффиксов – к -, -ов-. Вставьте пропущенные буквы в слова на высок..м, к..с..горе, ст..ит, кр..са, к..са. 9. Работа над деформированным предложением. Восстановите предложение, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому? Мой папа дал объявление в (газета). Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным. На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы. Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. 1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов. 2. Выпишите из словаря по пять слов первого, второго, третьего склонения. 3. Составьте словосочетание. Определите падеж прилагательных. Воробей(какой) Газета(какая) Молоко (какое) 4. Выпишите в три столбика слова из словаря: В первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода. 5. Спишите предложения вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающий на вопрос кто? ..........на ухо наступил. Слово – не ……, вылетит – не поймаешь. 6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного. Машина остановилась………..(дом). Дети читали книги……………(космонавт). Заяц быстро несся……………(лес). 7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать) ветер (ветерок, ветреный, обветрить) 8. Составьте предложение с данным словосочетанием. Определите склонение существительных. Интересный случай. Аккуратный ученик. Березовая аллея. 9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам. Кто живет в лесу? (З . . ц) В чем хранятся ручки и карандаши?(П . . . л) Какой овощ растет на огороде? (О . . . . ц) Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений, помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов. 1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
Береза в небе Огурец в доме Воробей в школе Комната в лесу Ученик в огороде
2. Составьте предложения с данными словами. Ветер, капуста, осина, тетрадь 3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. 4. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница 5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение. Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе. 6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания. Рисунок в книге - … . (картинка) Килограмм – это тысяча … . (грамм) Мать родимая - … любимая. (Родина) 7. Из слов составьте предложение. Огород, растет, в, картофель. 8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос. Диана вынула из кармана носовой платок. Весной Тимур снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле. 9. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст. В гости иду к моему другу петуху. Встретил её лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка! 10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами. На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань. Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача - активизировать словарь детей. В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. На практике можно использовать следующие виды упражнений: 1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д. 2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова? автомобиль, урожай, трамвай, самолет; капуста, помидор, солома, морковь; пенал, тетрадь, телефон, карандаш. 3. Сгруппируйте слова по темам. Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш. 4. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.д. 5. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения. 6. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова. 7. Назовите одним словом: Сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д. Понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие. (завод) Руководитель школы. (директор) 8. Игра «Кто как голос подает?». Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его. П…тух чирикает. С…рока лает. С…бака мычит. К…рова кукарекает. В…рона стрекочет. В…робей каркает. 9. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите. Из (ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро. Медведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону. 10. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить. Волны тихо … у берега. Молоко …. из ведра. Рабочий продолжает … сталь. 11. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах: Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо. Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай. Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например: чистая, неисписанная тетрадь; чистые, вымытые руки; чистое, безоблачное небо и т.д. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи. На этапе введения нового слова с непроверяемым написанием эффективно использовать загадку как вид упражнений, например: А) Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Б) От него – здоровье, сила И румяность щек всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода. (Молоко) Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например: Вот каникулы настали, До свиданья, школа! Мы теперь уже с тобой, Встретимся не скоро, Но как радостно нам после Лета золотого К твоему порогу, школа, Возвращаться снова! (В.Броневский.) Тетрадки в портфеле шуршали, Что в жизни важнее, решали. Тетрадка в линейку бормочет: - Грамматика! А в клетку тетрадка ворчит: - Математика! На чем примирились тетрадка с тетрадкой, До нас до сих пор остается загадкой. (В.Берестов) Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому изучаемому материалу, а следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов. Вот примеры этимологической характеристики словарного слова: 1. .Аккуратно. Считают, что близким к истоку слова было латинское слово кура, что значит «старание, забота». К нам пришло это слово, вероятно, от немцев, слывших некогда образцом аккуратности. 2. Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина – пассажира». Также эффективно можно использовать в своей работе весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес и желание узнать новое. Ребята с большим удовольствием принимают участие в игре. На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающее опору на все виды памяти. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться. |