Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.2021г.

Школа: №22

Класс: 3 «А»

Кабинет: 312

Студент: ДьячковаЕк, 41 гр

Учитель: Кузнецова В.С.

Методист: Солопова Т.В.

Подпись_____________________

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА

        Тема:  «Окончание прилагательных во множественном числе Д.п. и Т.п.»        

Цели деятельности учителя: - Расширение представлений и закрепление знаний учащихся об окончаниях  имен прилагательных во множественном числе Д.п. и Т.п..

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:  значение правописания окончаний имен прилагательных во множественном числе Д.п. и Т.п..

уметь: самостоятельно анализировать и исправлять ошибки в окончаниях прилагательных;

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения;

Тип урока: рефлексии

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа »учебник  Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., 3 класс, 3 часть, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация .

Название этапа. Метод, прием

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный/ Мотивационный этап

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте ребята!

 Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Рада всех видеть.

Присаживайтесь!

- А кто мне расскажет, правила поведения на уроке?

Вы все правы, но давайте выделим три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока:

- Слышать и слушать учителя;

- Не перебивать говорящего;

- Отвечать только по поднятой руке;

ИНСТРУКЦИЯ ПО СИСТЕМЕ САМООЦЕНИВАНИЯ

У вас на партах лежат листочки. Сегодня, на протяжении  всего урока, мы будем выполнять различные задания, а вы будете оценивать себя по следующим критериям:

1.Знание

2.Понимание

3.Применение

4. Скорость

После выполнения задания, в таблице, напротив каждого критерия вы ставите «+» или «-».

Л: самоопределение

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других.

2.Актуализация знаний и мотивация.

5 мин

Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?)

Запишите сегодняшнее число, классная работа.

     Прежде чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы:

  1. Как определить падеж прилагательного? (задали вопрос; по окончанию; по падежу существительного).
  2. Какие окончания у прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже вам знакомы? (-ые, -ие).
  3. В В.п., какие будут окончания? (Как в И.п. –ые, -ие).
  4. Словосочетания в И.п. употребляются с предлогом? (нет)
  5. На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа в Р.п.?
  6. На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа в П.п.?

Чистописание ИМИЫМИИМЫМ

 Отвечают на вопросы учителя

Вспоминают пройденное

3.Постановка учебной задачи и её решение

Словесный: учебный диалог

Практический: постановка темы, цели и задач урока.

3 мин

Давайте посмотримтему нашего урока на стр. 143. Кто прочитает?

     Какая цель урока?

     Какие задачи мы поставим на урок? (научиться правильно писать окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительных падежах).

Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п. и Т.п

изучитьнаписание окончаний прилагательных во множественном числе в Дательном и Творительном падежах

Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

П:извлекают необходимую информацию из текста.

4. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя.

Практический: грамматический и орфографическийанализ стихотворения

Словесный: беседа

Словесный: учебный диалог

Практический:предупредительный словарный диктант с грамматическим заданием.

Словесный: слово учителя.

Словесный: учебный диалог.

Словесный: монолог учителя

Практический: комментированное списывание.

Практический: повторение алгоритма.

Словесный: учебный диалог

Практический:объяснение названия.

Словесный:учебный диалог

.

Словесный: беседа

Практический: выборочное списывание с грамматическим заданием

Практический: подбор слов с фонетическим критерием

20 мин

Хорошо, молодцы! Сейчас мы научимся писать прилагательные во множественном числе Д.п. и Т.п.

     Что для этого нужно сделать? (задать вопрос). Давайте составим алгоритм работы. Обсудите его в парах.

Давайте проверим ваши алгоритмы и составим общий (на экране).

  1. Найти прилагательное во мн.ч.
  2. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  3. Задать вопрос.
  4. Определить падеж существительного.
  5. Выделить окончание прилагательного.

      Как мы будем задавать вопрос к прилагательному? (от существительного). А как мы узнаем, какое окончание нам написать? (нужно знать падежные вопросы и падеж существительного).

      Давайте повторим падежные вопросы. Кто может назвать?

И.п. – какие?

Р.п. – каких?

Д.п. – каким?

В.п. – какие?

Т.п. – какими?

П.п. -  о каких?

Сейчас мы будем работать в тетрадях.

Орфографический диктант

       Ребята, сейчас вы будете работать в парах Я буду называть словосочетания в И.п., а вам нужно поставить их в Д.п., следующую группу словосочетаний - в Т.п., указываем падеж, выделяем окончание. Записываем первое словосочетание с красной строки, с заглавной буквы, остальное через запятую.

Поставить словосочетания в Д.п.

Деревянные дома, желтые цветы, красивые лепешки, спелые яблоки, холодные котлеты, бронзовые цвета, золотые сережки, седые туманы, чистые окна.

Поставить словосочетания в Т.п.

Хорошие друзья, могучие скалы, чудесные ромашки, сосновые шишки, тревожные крики, шустрые белки, зимние дни, черные мухи, проворные вороны.

Ребята, кто может сделать вывод по Д.п.? по Т.п.? (Повторите еще раз алгоритм).

Строить логические высказывания

Работать в парах. Составлять алгоритм.

Высказывать свои мысли. Строить план работы.

Работать у доски. Изменять падеж у словосочетаний. Выделять окончания.

Формулировать вывод.

Л: смыслообразование

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: извлечение из текста необходимой информации.

К: осознанное построение речевого высказывания.

К: аргументация своего мнения и позиции.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и краткостью.

Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р: выполнение пробного действия.

К: строят речевое высказывание

связей.

1 мин

Дин.пауза

Мы берёзку посадили, (Выпрямиться, стоя за столом).

Мы водой её полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд).

И берёзка подросла,

К солнцу руки подняла, (Потянуть руки вверх).

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая).

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть).

Выполнять упражнения совместно с учителем.

Ребята, продолжаем работу.

Выборочное предупредительное списывание

      Сейчас вы будете работать у себя в тетрадях. Перед вами текст на экране. Прочитайте его про себя. Прочитай вслух.

      Работать будем по цепочке, разбирая каждое предложение.      

Вам нужно найти в тексте имена прилагательные множественного числа. Назвать словосочетание с этими прилагательным, выделить окончание, определить падеж.

      Прежде чем приступить к работе, повторим алгоритм работы. Кто его назовет?

     Приступаем к работе! Выходи к доске. Читай первое предложение. Какое словосочетание нужно выписать? Задай вопрос, проговори окончание, назови падеж. Записывай первое словосочетание с большой буквы, остальные через запятую.

(Далее работа по этому плану, выполнение задания разными учениками).

Клёст

Это небольшие птички красного цвета, с цепкими лапками. Клестов называют «северными попугайчиками» за то, что они искусно лазают по деревьям. Клюв у них особой формы. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят маленьких птенцов, даже при 28 градусах мороза.

Небольшие птички (И.п., -ие), с цепкими лапками (Т.п., -ими), северными попугайчиками (Т.п., -ыми), единственные птицы (И.п., -ые), маленьких птенцов (Р.п., -их).

Воробей

Это маленькие подвижные птички с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные. Постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Воробьи давно живут вместе с человеком и приспособились к разнообразным условиям жизни в крупных городах и маленьких посёлках.

Маленькие птички (И.п., -ие), подвижные птички (И.п., -ые), короткими крыльями (Т.п., -ими), округлыми крыльями (Т.п., -ыми), чистоплотные воробьи (И.п., -ые), к разнообразным условиям (Д.п., -ым), в крупных городах (П.п., -ых), в маленьких поселках (П.п., -их).

       Ребята, давайте повторим алгоритм работы. Кто назовет его?

Упражнения № 163

    Откройте учебник на стр. 143 № 163. Прочитайте задание. Прочитайте вслух. (Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. От чего зависит выбор букв? Напишите ответ в скобках или над словами).

     Спишите название стихотворения.

     У кого есть вопросы по заданию, поднимите руку.

     Выходи к доске, записывай первую строчку. Остальные работают вместе с нами у себя в тетради. Записываем с заглавной буквы.

          Ребята, кто может объяснить название стихотворения? Кто такой старьёвщик? (это человек, который скупает и продает старые вещи).

Старьёвщик

Стар(ый) старьёвщик

Возит без спешк(и)

Стар(ые) вещи

В стар(ых) тележк(ах).

  1. Выдели окончания у прилагательных.
  2. Как проверить, правильно ли мы написали окончание прилагательного? (задать вопрос старьёвщик «какой?» старый, окончание -ый).
  3. Определите у прилагательных мн.ч. падеж (старые вещи – «какие?» - В.п.; в старых тележках – «каких?» - П.п.).

      Далее работа по образцу. Разные ученики записывают по строчке, объясняют орфограммы в словах, остальные работают самостоятельно в тетрадях.

Вместе со стар(ыми)

Рваными бот(а)ми

Можно в придачу

Расстаться с забот(а)ми.

(со старыми рваными ботами – «с какими?» - Т.п.).

    Кто может повторить, от чего зависит выбор букв? (от окончания вопроса)

    Что еще нужно сделать в этом упражнении? (подчеркнуть формы одного и того же слова). Подчеркиваем одной чертой. Какие слова вы подчеркнули? (старый, старые, старой, старыми).

      Определите число, род и падеж у форм ед.ч. (старый – ед.ч., м.р., И.п.).

      Объясните устно значение одного слова через значение другого. (вещи, которые давно появились, устарели).

       Из 1-го четверостишия выпишите 2 существительных, у которых в корне слова произносится один и тот же согласный звук, а буквы пишутся разные. (без спеШки, в телеЖке). Поберите проверочные слова (спеШить, телеЖек).

      Ребята, кто еще раз сформулирует правило написания прилагательных во мн.ч. Д. и Т.п.? (У прилагательных мн.ч. в Д.п окончания –ым, -им, отвечают на вопрос «каким?». Прилагательные во мн.ч. Т.п. отвечают на вопрос «каких?», и имеют окончания –ых, -их).

       Ребята, давайте повторим алгоритм работы. Кто назовет его?

Работать у доски с пояснениями задания.

Находить словосочетания сущ.+прил. мн.ч.

Указывать падеж прилагательного, выделять окончания.

Указывать грамматические признаки.

Извлекать и выписывать из стихотворения словосочетания.

Составлять алгоритм работы

Строить логическую последовательность действий.

Извлекать из текста необходимую информацию.

Строить высказывания.

Выписывать словосочетания.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Р: выполнение пробного действия.

К: построение логической цепи рассуждений.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: структурирование знаний.

П: выполнение действий по алгоритму.

П: подведение под понятие.

Л: самоопределение.

Р: контроль знаний

К: аргументация своего мнения.

П: извлечение из текста необходимой информации.

П: структурировать знания.

П: определение основной и второстепенной информации.

Р: выполнение пробного действия.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: определение основной и второстепенной информации.

К: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

5.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Практический: игра

7 мин

  1. Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
  2. Кто достиг поставленную цель?

Сейчас мы с вами проверим знания по теме «Имя прилагательное». Если выражение правильное – хлопаем в ладоши, если ложное – не хлопаем. Слушаем внимательно!

  1. Имя прилагательное – это член предложения (-).
  2. Имя прилагательное – это часть речи.
  3. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
  4. Имя прилагательное изменяется по временам (-).
  5. Имя прилагательное изменяется по родам.
  6. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно согласовано.

Спасибо за работу! (Выставление отметок за урок)

Посмотрите оценочный лист. Если вы набрали 9 или 8 баллов, то поставьте в графе оценка – 5, если 7, 6, баллов, то поставьте – 4, если меньше 5, то ставьте тройку. Завтра на уроке я скажу, согласна ли я с вашими оценками.

Сегодня я могу поставить оценки….

Обобщать изученное на уроке

Оценивать свои знания

Р: осуществляют итоговый контроль.

Р: оценка деятельности.

Л: самооценка действий

(Слайд 14)

А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное - знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое - знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце - знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"...

Презентация к уроку русского языка «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка  «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Конспект урока русского языка. «Род имен прилагательных в единственном числе» (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Решение задач» Цели деятельности учителя: создание условий для повторения и систематизации знаний об умножении и делении на число 6; повторение «массы» и единиц её ...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...

Конспект урока русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.План...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...