1.Организационный/ Мотивационный этап Словесный: слово учителя | 1 мин
| - Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Рада всех видеть. Присаживайтесь! - А кто мне расскажет, правила поведения на уроке? Вы все правы, но давайте выделим три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока: - Слышать и слушать учителя; - Не перебивать говорящего; - Отвечать только по поднятой руке; ИНСТРУКЦИЯ ПО СИСТЕМЕ САМООЦЕНИВАНИЯ У вас на партах лежат листочки. Сегодня, на протяжении всего урока, мы будем выполнять различные задания, а вы будете оценивать себя по следующим критериям: 1.Знание 2.Понимание 3.Применение 4. Скорость После выполнения задания, в таблице, напротив каждого критерия вы ставите «+» или «-». |
| Л: самоопределение
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других.
|
4. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя.
Практический: грамматический и орфографическийанализ стихотворения
Словесный: беседа
Словесный: учебный диалог
Практический:предупредительный словарный диктант с грамматическим заданием.
Словесный: слово учителя.
Словесный: учебный диалог.
Словесный: монолог учителя
Практический: комментированное списывание.
Практический: повторение алгоритма.
Словесный: учебный диалог
Практический:объяснение названия.
Словесный:учебный диалог
.
Словесный: беседа
Практический: выборочное списывание с грамматическим заданием
Практический: подбор слов с фонетическим критерием | 20 мин
|
Хорошо, молодцы! Сейчас мы научимся писать прилагательные во множественном числе Д.п. и Т.п. Что для этого нужно сделать? (задать вопрос). Давайте составим алгоритм работы. Обсудите его в парах. Давайте проверим ваши алгоритмы и составим общий (на экране). - Найти прилагательное во мн.ч.
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Задать вопрос.
- Определить падеж существительного.
- Выделить окончание прилагательного.
Как мы будем задавать вопрос к прилагательному? (от существительного). А как мы узнаем, какое окончание нам написать? (нужно знать падежные вопросы и падеж существительного). Давайте повторим падежные вопросы. Кто может назвать? И.п. – какие? Р.п. – каких? Д.п. – каким? В.п. – какие? Т.п. – какими? П.п. - о каких? Сейчас мы будем работать в тетрадях.
Орфографический диктант Ребята, сейчас вы будете работать в парах Я буду называть словосочетания в И.п., а вам нужно поставить их в Д.п., следующую группу словосочетаний - в Т.п., указываем падеж, выделяем окончание. Записываем первое словосочетание с красной строки, с заглавной буквы, остальное через запятую. Поставить словосочетания в Д.п. Деревянные дома, желтые цветы, красивые лепешки, спелые яблоки, холодные котлеты, бронзовые цвета, золотые сережки, седые туманы, чистые окна. | Поставить словосочетания в Т.п. Хорошие друзья, могучие скалы, чудесные ромашки, сосновые шишки, тревожные крики, шустрые белки, зимние дни, черные мухи, проворные вороны. |
Ребята, кто может сделать вывод по Д.п.? по Т.п.? (Повторите еще раз алгоритм). |
Строить логические высказывания
Работать в парах. Составлять алгоритм.
Высказывать свои мысли. Строить план работы.
Работать у доски. Изменять падеж у словосочетаний. Выделять окончания.
Формулировать вывод. |
Л: смыслообразование К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: извлечение из текста необходимой информации. К: осознанное построение речевого высказывания.
К: аргументация своего мнения и позиции.
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и краткостью.
Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Р: выполнение пробного действия. К: строят речевое высказывание связей. |
| Ребята, продолжаем работу. Выборочное предупредительное списывание Сейчас вы будете работать у себя в тетрадях. Перед вами текст на экране. Прочитайте его про себя. Прочитай вслух. Работать будем по цепочке, разбирая каждое предложение. Вам нужно найти в тексте имена прилагательные множественного числа. Назвать словосочетание с этими прилагательным, выделить окончание, определить падеж. Прежде чем приступить к работе, повторим алгоритм работы. Кто его назовет? Приступаем к работе! Выходи к доске. Читай первое предложение. Какое словосочетание нужно выписать? Задай вопрос, проговори окончание, назови падеж. Записывай первое словосочетание с большой буквы, остальные через запятую. (Далее работа по этому плану, выполнение задания разными учениками). Клёст Это небольшие птички красного цвета, с цепкими лапками. Клестов называют «северными попугайчиками» за то, что они искусно лазают по деревьям. Клюв у них особой формы. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят маленьких птенцов, даже при 28 градусах мороза.
| Небольшие птички (И.п., -ие), с цепкими лапками (Т.п., -ими), северными попугайчиками (Т.п., -ыми), единственные птицы (И.п., -ые), маленьких птенцов (Р.п., -их). |
Воробей Это маленькие подвижные птички с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные. Постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Воробьи давно живут вместе с человеком и приспособились к разнообразным условиям жизни в крупных городах и маленьких посёлках.
| Маленькие птички (И.п., -ие), подвижные птички (И.п., -ые), короткими крыльями (Т.п., -ими), округлыми крыльями (Т.п., -ыми), чистоплотные воробьи (И.п., -ые), к разнообразным условиям (Д.п., -ым), в крупных городах (П.п., -ых), в маленьких поселках (П.п., -их). |
Ребята, давайте повторим алгоритм работы. Кто назовет его?
Упражнения № 163 Откройте учебник на стр. 143 № 163. Прочитайте задание. Прочитайте вслух. (Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. От чего зависит выбор букв? Напишите ответ в скобках или над словами). Спишите название стихотворения. У кого есть вопросы по заданию, поднимите руку. Выходи к доске, записывай первую строчку. Остальные работают вместе с нами у себя в тетради. Записываем с заглавной буквы. Ребята, кто может объяснить название стихотворения? Кто такой старьёвщик? (это человек, который скупает и продает старые вещи). Старьёвщик Стар(ый) старьёвщик Возит без спешк(и) Стар(ые) вещи В стар(ых) тележк(ах). - Выдели окончания у прилагательных.
- Как проверить, правильно ли мы написали окончание прилагательного? (задать вопрос старьёвщик «какой?» старый, окончание -ый).
- Определите у прилагательных мн.ч. падеж (старые вещи – «какие?» - В.п.; в старых тележках – «каких?» - П.п.).
Далее работа по образцу. Разные ученики записывают по строчке, объясняют орфограммы в словах, остальные работают самостоятельно в тетрадях. Вместе со стар(ыми) Рваными бот(а)ми Можно в придачу Расстаться с забот(а)ми. (со старыми рваными ботами – «с какими?» - Т.п.). Кто может повторить, от чего зависит выбор букв? (от окончания вопроса) Что еще нужно сделать в этом упражнении? (подчеркнуть формы одного и того же слова). Подчеркиваем одной чертой. Какие слова вы подчеркнули? (старый, старые, старой, старыми). Определите число, род и падеж у форм ед.ч. (старый – ед.ч., м.р., И.п.). Объясните устно значение одного слова через значение другого. (вещи, которые давно появились, устарели). Из 1-го четверостишия выпишите 2 существительных, у которых в корне слова произносится один и тот же согласный звук, а буквы пишутся разные. (без спеШки, в телеЖке). Поберите проверочные слова (спеШить, телеЖек). Ребята, кто еще раз сформулирует правило написания прилагательных во мн.ч. Д. и Т.п.? (У прилагательных мн.ч. в Д.п окончания –ым, -им, отвечают на вопрос «каким?». Прилагательные во мн.ч. Т.п. отвечают на вопрос «каких?», и имеют окончания –ых, -их). Ребята, давайте повторим алгоритм работы. Кто назовет его? |
Работать у доски с пояснениями задания.
Находить словосочетания сущ.+прил. мн.ч.
Указывать падеж прилагательного, выделять окончания.
Указывать грамматические признаки.
Извлекать и выписывать из стихотворения словосочетания.
Составлять алгоритм работы
Строить логическую последовательность действий.
Извлекать из текста необходимую информацию.
Строить высказывания.
Выписывать словосочетания.
|
П: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Р: выполнение пробного действия.
К: построение логической цепи рассуждений.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
П: структурирование знаний.
П: выполнение действий по алгоритму.
П: подведение под понятие.
Л: самоопределение.
Р: контроль знаний
К: аргументация своего мнения.
П: извлечение из текста необходимой информации.
П: структурировать знания.
П: определение основной и второстепенной информации.
Р: выполнение пробного действия.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: определение основной и второстепенной информации.
К: построение логической цепи рассуждений, доказательств.
|
5.Рефлексия деятельности
Словесный: беседа
Практический: игра | 7 мин | - Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
- Кто достиг поставленную цель?
Сейчас мы с вами проверим знания по теме «Имя прилагательное». Если выражение правильное – хлопаем в ладоши, если ложное – не хлопаем. Слушаем внимательно! - Имя прилагательное – это член предложения (-).
- Имя прилагательное – это часть речи.
- Имя прилагательное обозначает признак предмета.
- Имя прилагательное изменяется по временам (-).
- Имя прилагательное изменяется по родам.
- Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно согласовано.
Спасибо за работу! (Выставление отметок за урок) Посмотрите оценочный лист. Если вы набрали 9 или 8 баллов, то поставьте в графе оценка – 5, если 7, 6, баллов, то поставьте – 4, если меньше 5, то ставьте тройку. Завтра на уроке я скажу, согласна ли я с вашими оценками. Сегодня я могу поставить оценки….
| Обобщать изученное на уроке Оценивать свои знания | Р: осуществляют итоговый контроль. Р: оценка деятельности. Л: самооценка действий |