Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Прил. близкие и противоположные по значению
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Корнева Дарья Андреевна

 

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • знать правила правописания;
  • уметь подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательным и существительным; уметь подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П, Горецкий В.Г. 2 класс (2 часть), тетради,

презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_pril._blizkie_i_proivoolozhnye_po_znacheniyu.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.04

Школа: 1

Класс: 2

Урок: 1

                              Учитель: Иванова О.Н

                             Студент: Корнева Д.А.

                             Методист: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Прилагательные близкие и противоположные по значению»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • знать правила правописания;
  • уметь подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательным и существительным; уметь подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П, Горецкий В.Г. 2 класс (2 часть), тетради,

презентация.

        

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

Фронтальная форма работы

Если вы веселы-улыбнитесь. Если вы дружны - возьмите за руку своего соседа, подержи его руку несколько секунд в своей руке и поделитесь с ним своим теплом. Я желаю всем хорошего настроения и успеха

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: словарный диктант

3 мин

- Открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 8 апреля, классная работа.

- Кто готов, руку на локоток.

- На  экране прилагательные. Запишем в тетрадях красиво.

- Какие это слова?

Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.

- Что называется именем прилагательным?

 I вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека, подчеркнуть волнистой линией.

II вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие плохие качества человека, подчеркнуть.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверяем друг друга по слайду. У кого все верно поставьте плюс карандашом.

- Что мы можем сказать о каждой группе?

- Прилагательные.

- Это ЧР, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какие?

- Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

- Трусливый, робкий, застенчивый, нерешительный.

- Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом.

П: структурирование знаний

Р: контроль

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

- Посмотрите на слайд. Перед вами веселый клоун. Как называется эта пара слов?

- Из каких частей речи состоит наше словосочетание?

- А это какой клоун?

- Это какая ягода?

- А эта?

- О каких прилагательных идет речь?

- Как называются слова, близкие по значению?

- Как называются слова, противоположные по значению?

- Предположите тему урока.

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

- Словосочетание

- Имя прилагательное, имя существительное.

- грустный

- сладкая

- горькая

- о близких и противоположных по значению

- синонимы

- антонимы

- «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»

- научиться подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

10 мин

- Откройте учебники на стр. 90, найдите упр. 155. Кто прочитает задание?

- Итак, давайте прочитаем первое предложение, все остальные выполняем самостоятельно в тетрадях.

- Запишите номер упр. в тетрадь. Ваша задача: списать, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу имена прилагательные.

- Проверяем, по цепочке.

- Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь.

- Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова?

- Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова?

- Отлично! А теперь сыграем в игру. Я называю слово и бросаю игрушку кому-нибудь из вас. Вы должны поймать игрушку и назвать слово в зависимости от задания.

- Назовите слова, противоположные по смыслу слову: близкий, добрый, огромный, медленный, грустный.

- Назовите слова, близкие по смыслу слову: мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.

Физминутка

1. Муравей маленЬкий, а слон большой.

2. Уголь черный, а снег белый.

3. ДОрога широкая, а трОпинка узкая.

4. Перец горЬкий, а сахАр сладкий.

- Маленький, большой, горький.

- Тропинка – тропка.

- Сладкий – сладок

- далекий, злой, крошечный, быстрый, веселый.

- умный, мужественный, быстрый, отважный, огромный.

 

П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

\

7 мин

- Итак, с игрой вы отлично справились! Посмотрим, справитесь ли вы с упр. 156.

- Вам необходимо прочитать и придумать первую часть сравнений. Для этого необходимо подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные.

- Найдите внизу образец. Прочитайте его.

- Давайте попробуем выполнить первую строчку. Кто прочитает?

- Какой может быть лиса?

- Так и записываем: в скобках вопрос КАКАЯ?, далее – имя прилагательное ХИТРАЯ, как лиса. Записываем так, как написано в образце.

- Запишите номер упр. Выполняем самостоятельно.

- Проверяем.

- (…)__________, как лиса.

- Рыжая, хитрая.

(Какое?) яркое, как солнышко.

(Какой?) колючий, как ёжик.

(Какой?) быстрый, как заяц.

(Какой?) оранжевый, как апельсин.

П: синтез

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: упражнение

8 мин

- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Ваша задача: найти среди них прилагательные-синонимы.

1 вариант. Молчаливый, простой, легкомысленный, несложный, несерьёзный, неразговорчивый.

2 вариант. Рассеянный, неправильный, безуспешный, ошибочный, неудачный, невнимательный.

- Итак, проверяем. 1 вариант, кто прочитает свои прил-синонимы? 2 вариант? У кого все верно, поставьте плюс.

- Молчаливый-неразговорчивый, простой-несложный, несерьезный-легкомысленный.

- Рассеянный-невнимательный, неправильный-ошибочный, безуспешный-неудачный.

П: структурирование знаний

П: построение логической цепочки рассуждений

VII. Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

7 мин

- Обратите внимание на слайд. Прочитайте задание.

- Что такое антонимы?

- Верно, читаем по словосочетания по цепочке и заменяем прилагательные антонимами.

- А теперь ваша задача к данным словам подобрать синонимы из тех, что даны в словах для справок. Что такое синонимы?

- Верно, начинаем.

- слова, противоположные по смыслу.

- Легкая задача-сложная задача, мелкий пруд-большой/глубокий пруд, старый дом-новый дом, слабый голос-сильный голос.

- Синонимы-близкие по значению слова.

- хлопок-белое золото, нефть и уголь-черное золото, вагон метро-голубой экспресс, телевизор-голубой экран.

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

2 мин

- О каких словах мы говорили сегодня на уроке?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?

- Что понравилось на уроке?

- Что хотели изменить?

- Вы все сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок!

- О словах, близких и противоположных по смыслу.

- Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?      

П: рефлексия способов и условий действия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема:"Запятая в предложениях с однородными членами.Закрепление."

Урок-закрепление по теме "Однородные члены предложения". На примере предложений из литературных произведений отрабатывается умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Цель:а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;в) воспитывать интерес к русскому языку....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Повторение по теме «Правила правописания»

Данный урок по русскому языку составлен по УМК "Школа Росии" по учебнику В. Канакина....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: « Прилагательные близкие и противоположные по значению».

Урок русского языка во 2 классе. Тема: « Прилагательные близкие и противоположные по значению»....

Конспект урока русского языка в 1 классе. Тема "Слова, близкие и противоположные по смыслу.

Урок проведен в 1 классе по программе "Школа России".В конспекте много игровых моментов.  Конспект может пригодиться учителям начальных классов, работающих по любой программе....

Урок русского языка во 2 классе "Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению".

На уроке формируется умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, а также умение подбирать к именам существительным имена прилагательные, близкие и противоположные по значению....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах....