Урок русского языка для учащихся с ИН "Правописание слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
план-конспект урока по русскому языку

Важенина Анастасия Сергеевна

Урок русского языка в классе  для детей с ИН. Урок направлен на закрепление умений выделять в речи слова со слогами ЖИ -ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7-8 «а» классе

 в соответствии с требованиями ФГОС

в классе с детьми с ИН

ФИО (полностью): Важенина Анастасия Сергеевна.

Должность: учитель.

Место работы: КГБОУ «Шарыповская школа»

Предмет: русский язык.

Класс: 7-8

Тема урока: «Правописание слов со слогами жи-ши, чаща, чу-щу».

Номер урока по  теме: 5 урок (40 минут)

УМК: рабочая программа, карточки.

Базовый учебник: учебник по предмету «Русский язык (графика и письмо)» для учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости не издан.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний умений и навыков.

Технология: игровая, здоровьезберегающая, наглядные (презентация).

Основные цели:

Развивать  умения выделять в речи слова, с орфограммами –жи-ши -, ча-ща, чу-щу.

Развивать умения использовать ранее изученные правила при выполнении письменных работ.

Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывать культуру учебного труда.

Личностны результат: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметный результат: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в коллективе класса.

Предметный результат: научить использовать ранее изученные правила при выполнении письменных работ., формировать навык устной и письменной речи.

Оборудование:  компьютер, доска,  предметные картинки, слова.

Предметные знания

Метапредметные (БУД)

Личностные  БУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Закреплять умения выделять в речи слова с орфограммами жи-ши. ча-ща, чу-щу.

Развивать умения использовать ранее изученные правила при выполнении письменных работ.

*** формировать навык устной и письменной речи;  

- тренировка организации и осуществления самостоятельной учебной деятельности, оценивания, самооценивания учебной деятельности

- формирование умения организовать ***самоконтроль, взаимоконтроль, провести коррекцию

закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

отработка фонетического анализа слова;

***формирование умения комментировать написанное

умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, уважительно отношение к точке зрения товарища;

***развитие монологической,

- диалогической  речи;

-построение предложений-рассуждений;

-построение фразы

-формирование умения создать благоприятную атмосферу заинтересованности, доброжелательности по отношению друг к другу;

-формирование межличностных отношений

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

 БУД

1 этап: «Организация деятельности учащихся».

Учебная задача: организация и настрой учащихся на продуктивную деятельность

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

 БУД

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

Доброе  зимнее утро ребята и все гости.

Сегодня наш урок русского языка посвящен прекрасному времени года – зиме.

- Ребята, готовы к уроку? 

На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

- А для этого надо быть очень ... (внимательными, старательными, умными, сообразительными, добрыми ... .) 

Ученики слушают учителя

взаимное приветствие.

Личностные: формирование положительного отношения к предмету;

Регулятивные: формирование умения организовывать  рабочее место;

Коммуникативные: слушать, отвечать на вопросы

 

2 этап: «Актуализация опорных знаний»

Учебная задача: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся 

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

БУД

Разминка.

1. Как называется густой лес, заросли? (Слайд )

а) Чаща.
б) Опушка.
с) Аллея.
д) Проталинка.

2. В кого не превращался князь Гвидон? (Слайд )

а) В комара
б) В
щуку.
с) В шмеля.
д) В муху.

4. Какие животные не водятся в наших лесах? (Слайд )

а) Зайцы.
б) Лисы.
с) Белки.
д)
Жирафы.                                                                                                                     Назовите слова.  Назовите орфограммы, встречающиеся в этих словах

Учащиеся в устной форме выполняют тестовое задание, аргументируют почему выбрали именно это слово.

***совместно выполняют задание

Коммуникативные: слушать, отвечать на вопросы

Этап 3 «Объявление темы и цели урока»

Учебная задача: результатом этого этапа будет организация познавательной деятельности учащихся, привлечь  внимания и вызвать интерес к изучению темы.

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

 БУД

Ребята, отгадайте, чему мы будем на уроке  учиться?

 (Будем тренироваться в написании слов)  

Я тоже ставлю для себя задачу: научить вас видеть орфограмму в слове и писать по правилу.

- Тема нашего урока: Правописание жи – ши, чу –щу, ча- ща .

Определяют тему урока

Коммуникативные: слушать, отвечать на вопросы.

Познавательные: выделение необходимой информации

Познавательные: построение устного высказывания.

Личностные: применять правила делового сотрудничества;

4 этап: «»

Учебная задача: 

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

УУД / БУД

Словарная работа

- Ребята, какой сейчас месяц? (январь)

- Что означает это слово? (зимний месяц)

-Что вы можете сказать об этом месяце? (ответ Алены)

-Какие зимние месяцы вы еще можете назвать?

-Январь – словарное слово, написание его нужно запомнить. (подчеркнуть)

-Давайте произнесем это слово по буквам

- Ребята, давайте поставим ударение в слове

- Произнесите слово по слогам. Сколько в слове слогов?

- Кто назовет, сколько в слове букв? Сколько в слове звуков?

Давайте составим с этим словом предложения используя следующие слова  (Слайд)

Давайте запишем слово красиво, верно соединяя каждую букву, но для начала сделаем пальчиковую гимнастику 

Упражнение на моторику рук

  • Потереть ладошки, чтобы они стали теплыми.
  • Теплыми ладошками погрели щечки.
  • Еще раз потерли ладошками, погладили шейку.
  • Пощипали и слегка подергали себя за мочку ушей.
  • Растерли и помассировали каждый пальчик левой и правой руки.
  • Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка.
  • С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле.
  • Погладили себя по голове: “ Какие мы молодцы!”.

- открываем тетради, записывает дату, и с новой строки красиво записываем словарное слово до конца строки (Прохожу , проверяю)

Отвечают  на вопросы учителя

Выполняют движения, вслед за педагогом

Записывают словарное слово

*** Записывают словарное слово со всем классом

Личностные: применять правила делового сотрудничества;

Регулятивные: оценивать результаты деятельности;

Коммуникативные: слушать, отвечать на вопросы, сопровождать написание проговариванием

Познавательные:

отработка фонетического анализа слова;

5 этап «Проверка понимания учащимися ранее изученного материала» 

Учебная задача: результатом этого этапа будет установка правильности и осознанности выполнения задания, выявить уровень знаний учащихся.

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

БУД

Работа с текстом

Показ картинки «Зимний лес»

- ребята, что изображено на картинке?

-как  называют густой лес?

- послушайте, как звучит лес зимой (слушают)

- ребята из 5 класса писали сочинение про зимний лес. Я попрошу вас сочинения ребят, и найти ошибки.  

Думаю пришло время отдохнуть, размяться и потанцевать. Объявляю танцевальную паузу!

Физминутка

«У леса на опушке…»

Работа с карточками

 - У нас в классе тоже выросла ель. Она вся покрыта снегом.

На ней сверкающие снежинки. На каждой из них написаны имена, и каждая снежинка приготовила для вас задание. Подойдите и найдите свою снежинку, прочитайте и выполните задание самостоятельно.

Под вашим именем есть карточка с ключом для проверки вашего задания. Проверьте свои задания, используя ключ.

- какую оценку себе вы поставили?

Ига «Снежки»

На доске картинки и слова. Нужно выбрать слова с изученными орфограммами, и выбить их снежком. В процессе игры учащиеся комментируют почему выбрали это слово.

Учащихся читают текст находят ошибки.

Отвечают устно, какие ошибки нашли, почему отметили эти орфограммы.

 ***Лена вклеивает жи-ши, ча-ща, чу-щу

Выполняют движения вслед за учителем

Учащиеся выполняют индивидуальные задания на карточке

 *** записывают задание в тетрадь по прописанному

Выполняют задания, комментируя свои действия

*** выполняют задание, повторяют за учителем

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Регулятивные: формирование умения  работать самостоятельно;

Познавательные: формирование умений применять ранее изученные правила при выполнении письменных и устных работ

6 этап: «Рефлексия»

 Учебная задача: результатом этого этапа будет сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся»»

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

УУД / БУД

1. Назови верное высказывание

                      А) чю-щю пишется с буквой ю

                       Б)чу-щу пишется с буквой у

 2. Назови лишнее слово

                   А)   чудо

                      Б) щавель

                      В) лисица

                     Г) чайник

 3. Назови слово с ошибкой

                          А)  туча

                           Б) машына

                            В) лыжи

 4. Назови пропущенные буквы (дополнительное задание)

                       щ_вель, ч_лан, малыш__, лыж_

 Чему научились?                                                                                                                      

Как вы оцените свою работу на уроке?                                                                                                      Кружочки-смайлики: зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно                                                                                          красный   цвет – « Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»

Прозвенит сейчас звонок

И закончится урок.

Только интересно мне,

Что осталось в вашей голове.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной
и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с
а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой
у.

– Урок окончен. Спасибо всем.

Учащиеся с помощью учителя подводят итог.

Личностные: умение адекватно воспринимать оценку учителя,  проводить самооценку знаний;

Регулятивные: формирование умения  работать в паре, (самооценка)

Коммуникативные: слушать, отвечать на вопросы, умение объяснить свой выбор.

Познавательные: умение проанализировать ситуацию и определиться с выбором;

Для Лены и Артема

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, кувш…н.

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, кувш…н.

Для остальных

Вставь слоги жи-ши, чу-щу, ча-ща

Малы… ходили в  ро …. Там озеро. У берега ка…лись камы… .

Вставь слоги жи-ши, чу-щу, ча-ща

Малыш… ходили в  рощ…. Там озеро. У берега кач…лись камыш… .

Вставь пропущенные буквы

Малыш… ходили в  рощ…. Там озеро. У берега кач…лись камыш… .

Вставь пропущенные буквы

Малыш… ходили в  рощ…. Там озеро. У берега кач…лись камыш… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 1 кл "Деление слов на слоги"

урок русского языка по прорамме "Школа России"...

Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Слог. Перенос слов"

В технологической карте представлена подробная методическая разработка урока  по теме "Слог.Перенос слов" с использованием презентационного материала по теме. Урок разработан в системно...

урок русского языка в з классе "Деление слов на слоги"

Урок для обучающихся 3 класса коррекционной школы  по теме   "Деление слов на слоги". Тип: урок совершенствований знаний, умений и навыков с использованием ИКТ....

Презентация урока русского языка. 3 класс. Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Презентация урока (закрепление) русского языка в  3 классе с детьми с ОВЗ( с интеллектуальными нарушениями) .Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов....

Конспект урока русского языка (обучение письму) «Письмо строчной буквы «з», слогов и слов с ней» (1 класс, УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся умений писать строчную букву «з» и соединять её с другими буквами в словах.Планируемые  результаты:Предметные:знать графический о...