Конспект урока русского языка по теме «Что такое окончание?».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме «Что такое окончание?». УМК «Школа России». 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Бобнева Татьяна Федоровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №55 им.А.Невского» г.Курска
Тема урока: Что такое окончание
Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
- введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;
- формирование способов действий по выделению в слове ( имени существительном ) окончания;
- познакомить с ролью окончания в предложении;
- развивать умение выделять в словах окончания;
- повторять и закреплять изученные орфограммы;
- воспитывать интерес к родному языку.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
- различать и выделять основные части слова,
- формулировать словообразующую роль каждой части слова,
- объяснять причины изменения формы слова,
- конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: формирование чувства гордости за свою малую Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку:
Демонстрационный материал: учебник «Русский язык »В.П.Канакина,В.Г.Горецкого, мультимедийный проектор, презентация к уроку, записи мелодий «Белая береза под моим окном».
Раздаточный материал: карточки для парной работы.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Определение содержательных рамок урока.
- Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организация учебной деятельности на этапе 1.
Учитель: А вы готовы начать урок русского языка? А для чего нужно знать язык? Кто из вас желает сегодня узнать что-то новое по предмету?
Прочитайте девиз урока:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Как вы понимаете девиз нашего урока.
-О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)
-Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)
Показ слайда 1.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о составе слова;
2) актуализировать способность различать части слова;
3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
5) организовать анализ полученных ответов.
1) Организация учебной деятельности на этапе 2.
Учитель:- С чего начнем наш урок? (С повторения)
- Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).
а)Чистописание.
Учитель: А сейчас, я предлагаю повторить написание букв. Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги –слияния так, чтобы буква обозначала твёрдый звук. Расскажите всё про звук.
Мотивация к учебной деятельности
"Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его) «С малой удачи начинается большой успех».
-Как вы понимаете это выражение?
- Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке 1 уч-ся читает вслух
"
2 Минутка чистописания
"-Откройте тетради, правильно расположите её на столе, проверьте свою посадку и запишите число, классная работа.
-Сегодня мы повторим соединения букв. У каждого из вас прописано в тетрадях разные соединения. Поднимите руку у кого показ соединения букв ос, осн, осв. Старайтесь писать красиво, выводя каждую букву. Подчеркните лучшее соединение букв
Работа в тетрадях: дети смотрят показ и пишут в тетрадях
"
3 Актуализация знаний, пробное действие
Цель: активизировать имеющиеся знания мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; У вас на столах даны карточки. Прочитайте текст. Что необычного заметили?
-Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
-Поработайте в парах и вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, что у вас получилось.
Кто заметил, что в этом слове менялось?
-Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце?
-Пропущены буквы
- Изменить слова
Проверка: читают по цепочке по 1 предложению
-Часть слова в конце
-Чтобы был понятен смысл предложения
"4 Постановка учебной задачи
"Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий - Кто из вас знает, как эта часть слова называется?
Сформулируйте тему урока
- Что мы должны сегодня узнать на уроке? Давайте составим план.
А также научиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов - Окончание.
План
1. Что такое окончание?
2. Как находить в словах окончание?
3. Какие бывают окончания?
5 Открытие нового знания
"Цель: организовать построение новой схемы
- Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть так. Какая орфограмма встретилась в слове осина.
- Назовите, какие окончания встретились в этих словах?
-Оцените свою работу.
-Скажите, выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?
-Что обозначает это слово?
- Что в нём менялось?
-В одном и том же слове у нас менялась одна часть -окончание. -Давайте прочитаем вывод на с. 79 учебника
-Прочитайте последнее предложение. Вы, наверное, слышали такую поговорку «Дрожит как осиновый лист».
-Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?
У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.
-Что вы можете сказать про окончание?
(на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова)
Окончание
- это…..
- служит….
- Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (с. 80)
- Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
В русском языке встречаются такие слова,
когда окончание может стоять в середине слова (смеркалось, надвигалась)
С такими словами вы будете знакомиться позже
Непроверяемая безударная гласная
-Осина, осины, к осине, осину
а, ы, е,у
Самопроверка по слайду и оценивание
Одно
-Лиственное дерево
-Окончание
-Когда кто-то боится
-Окончание- это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
-Потому что оно стоит в конце слова
"6 Физминутка
Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление
"7 Первичное закрепление знаний
"Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий Работа с учебником с. 80 упр.144 (устно разобрать)
Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?
Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.
- Что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? Для чего служат окончания?
- Нет. Слова не связаны по смыслу
-Изменить форму слова лиса
-Окончания
- Для связи слов в словосочетании
"8 Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
"Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий, организовать самопроверку работ -Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно
На доске даны слова: вода, воде, водичка, водный, воду, водой.
"Задание:
"1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания
2. Выписать однокоренные слова и выделить корень.
3.Для тех, кто справится с этой работой быстро
3. Придумать 2 предложения с этими словами.
Это однокоренные слова или формы слова? Докажи Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Проверка с комментированием (светофоры) Если согласны - зелёный, нет- красный
"9 Рефлексия учебной деятельности
"Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока (Если дети затрудняются, можно обратиться к учебнику)
- Где можно применить новое знание?
- Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы?
- Над чем ещё надо поработать?
- У кого не было затруднений по новой теме?
- Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов?
- Правильно строить предложения при написании изложений, сочинений и в устной речи
- У формы слова изменяется только окончание
"10 Оценивание
"-Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё - таки учиться!
"11 Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"
План-конспект урока русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...
Презентация к плану-конспекту урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"
Презентация к конспекту урока русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...
Конспект урока русского языка на тему: "Что такое приставка?"
Цели: - познакомить с приставкой как значимой частью слова; - формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью п...
конспект по русскому языку на тему "Что такое основа слова?"
русский язык...
План - конспект урока русского языка на тему "Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс
quot;Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс...
Конспект урока русского языка на тему "Что такое родственные слова"
Научить оучающихся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи....
Конспект урока Русский язык по теме: "Что такое предложение" (УМК "Школа России" , 2 класс, 1 часть)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о предложении; формирование умений находить предложение; употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения, составлять пре...