Конспект урока русского языка на тему: "Что такое приставка?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цели: - познакомить с приставкой как  значимой частью слова;

           - формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок

              новые слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 кл.

Тема: Что такое приставка?

Учитель:Гуатыж Н.К.

Цели: - познакомить с приставкой как  значимой частью слова;

           - формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок

              новые слова.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте первую группу слов.

- Прочитайте вторую группу слов.

- По какому признаку вы их разделили? (формы слова и однокоренные слова)

(проверить по эталону)                                                                                               слайд 1

III. Актуализация знаний.

  1. Индивидуальная работа. (карточки)

* Прочитайте предложения, выпишите из них однокоренные слова, выделите корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.

 *К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?.

Запишите пары слов, выделите корень.

Игра, письмо, свет, сад.  

  1. Фронтальная работа.

-  Составьте слова, состоящие только из корня и окончания.

-  Какая часть в слове главная? Обоснуйте свой ответ.

-  Как образуются однокоренные слова?

IV.Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова. Выделите в словах корень.

Полет, перелет, вылет, отлет.                                                                                слайд 2

- Что можно сказать об этих словах? Докажите. (однокоренные)

- Чем отличаются эти слова?

- Объясните лексическое значение этих слов. (Одинаковое или разное?)

- Сформулируйте тему урока. (Приставка)                                                                слайд 3

- Как вы думаете, для чего служит эта часть? (проблема)

- Сформулируйте цели урока. (Узнать, что такое приставка, для чего она служит, какое место в слове занимает, как обозначается).                                                            

V. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение за ролью приставок в словах. (групповая)

- У вас на партах – карточки, в которых дан корень и разнообразные приставки. Попробуйте составить из этих частей как можно больше слов. (карточки)

Корни: -ход-, -бег- (-беж-)

Приставки: в-, о –, об -, от –, не –, по –, под -, вы –, пред –, про –, с-,         

                      у -, нис -, раз –, вз –, из –, до –, за –,  на –, над –, при-.

- Прочитайте слова, которые у вас получились.

- Что в них общего? (корень)

- Чем отличаются? (приставками, значением)

- Какая часть придает им разное значение? (приставка)

- Какое место в слове она занимает? (перед корнем)

- Сделаем вывод, что такое приставка. (значимая часть слова, служит для образования новых слов, стоит перед корнем, обозначается…)

- Как нам проверить, правильно ли мы сформулировали понятие? Что нам поможет? (учебник)

Физминутка.

Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать.

В-(станьте).

По-(прыгайте).

При-(седайте).

Под-(нимите) руки.    

О-(пустите) руки.

На-(клонитесь) вперед.

А теперь на-(клонитесь)назад.

И тоже в стороны.      

VI. Первичное закрепление.

  1. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с. 84, найдите понятие, прочитайте. Правильно мы сформулировали понятие?

2. Работа в парах.                                                                                                  

Задание. Спишите текст, употребляя слова, данные в скобках, с нужными приставками. Выделите в них приставки.

           Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

-Прочитайте текст, который у вас получился.

3. Индивидуальная работа.                                                                                   слайд 4, 5

- К данным словам подберите однокоренные слова-антонимы. Приставки выделите.

разложить - …

развернуть - …

разлепить - …

вбежать - …

внести - …

вползти - …

V. Рефлексия.

1. Фронтальная работа.

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.      (подберезовик)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.       (подорожник)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я -…        (подосиновик)

2. Фронтальная (частично).                                                                                      слайд 6

К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие или предмет, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Запишите, вставляя пропущенные буквы, выделите приставки.

3. Подведение итогов.                                                                                              слайд 7

- Что нового узнали на уроке? Достигли поставленных целей?

- Что такое приставка?

- Для чего она служит?

- Какое место в слове занимает?

- Оцените себя.

4. Домашнее задание.

I уровень. Стр.85 упр.154                                          

II уровень (карточка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"

План-конспект урока  русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы:   Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...

Презентация к плану-конспекту урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"

Презентация к конспекту урока  русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы:   Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...

Конспект урока русского языка на тему "Что такое родственные слова"

Научить оучающихся  находить в тек­сте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи....

Конспект урока русского языка по теме «Что такое окончание?».

Конспект урока русского языка по теме «Что такое окончание?». УМК «Школа России». 2 класс...

Конспект урока Русский язык по теме: "Что такое предложение" (УМК "Школа России" , 2 класс, 1 часть)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о предложении; формирование умений находить предложение; употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения, составлять пре...

Конспект урока русского языка на тему "Что такое основа слова?"

Формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов....