Конспект урока русского языка на тему: "Что такое приставка?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цели: - познакомить с приставкой как значимой частью слова;
- формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок
новые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavka.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 кл.
Тема: Что такое приставка?
Учитель:Гуатыж Н.К.
Цели: - познакомить с приставкой как значимой частью слова;
- формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок
новые слова.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Прочитайте первую группу слов.
- Прочитайте вторую группу слов.
- По какому признаку вы их разделили? (формы слова и однокоренные слова)
(проверить по эталону) слайд 1
III. Актуализация знаний.
- Индивидуальная работа. (карточки)
* Прочитайте предложения, выпишите из них однокоренные слова, выделите корень.
Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.
*К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?.
Запишите пары слов, выделите корень.
Игра, письмо, свет, сад.
- Фронтальная работа.
- Составьте слова, состоящие только из корня и окончания.
- Какая часть в слове главная? Обоснуйте свой ответ.
- Как образуются однокоренные слова?
IV.Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте слова. Выделите в словах корень.
Полет, перелет, вылет, отлет. слайд 2
- Что можно сказать об этих словах? Докажите. (однокоренные)
- Чем отличаются эти слова?
- Объясните лексическое значение этих слов. (Одинаковое или разное?)
- Сформулируйте тему урока. (Приставка) слайд 3
- Как вы думаете, для чего служит эта часть? (проблема)
- Сформулируйте цели урока. (Узнать, что такое приставка, для чего она служит, какое место в слове занимает, как обозначается).
V. Открытие новых знаний.
1. Наблюдение за ролью приставок в словах. (групповая)
- У вас на партах – карточки, в которых дан корень и разнообразные приставки. Попробуйте составить из этих частей как можно больше слов. (карточки)
Корни: -ход-, -бег- (-беж-)
Приставки: в-, о –, об -, от –, не –, по –, под -, вы –, пред –, про –, с-,
у -, нис -, раз –, вз –, из –, до –, за –, на –, над –, при-.
- Прочитайте слова, которые у вас получились.
- Что в них общего? (корень)
- Чем отличаются? (приставками, значением)
- Какая часть придает им разное значение? (приставка)
- Какое место в слове она занимает? (перед корнем)
- Сделаем вывод, что такое приставка. (значимая часть слова, служит для образования новых слов, стоит перед корнем, обозначается…)
- Как нам проверить, правильно ли мы сформулировали понятие? Что нам поможет? (учебник)
Физминутка.
Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать.
В-(станьте).
По-(прыгайте).
При-(седайте).
Под-(нимите) руки.
О-(пустите) руки.
На-(клонитесь) вперед.
А теперь на-(клонитесь)назад.
И тоже в стороны.
VI. Первичное закрепление.
- Работа по учебнику.
- Откройте учебники на с. 84, найдите понятие, прочитайте. Правильно мы сформулировали понятие?
2. Работа в парах.
Задание. Спишите текст, употребляя слова, данные в скобках, с нужными приставками. Выделите в них приставки.
Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.
-Прочитайте текст, который у вас получился.
3. Индивидуальная работа. слайд 4, 5
- К данным словам подберите однокоренные слова-антонимы. Приставки выделите.
разложить - … развернуть - … разлепить - … | вбежать - … внести - … вползти - … |
V. Рефлексия.
1. Фронтальная работа.
- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (подберезовик)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (подорожник)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я -… (подосиновик)
2. Фронтальная (частично). слайд 6
К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие или предмет, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Запишите, вставляя пропущенные буквы, выделите приставки.
3. Подведение итогов. слайд 7
- Что нового узнали на уроке? Достигли поставленных целей?
- Что такое приставка?
- Для чего она служит?
- Какое место в слове занимает?
- Оцените себя.
4. Домашнее задание.
I уровень. Стр.85 упр.154
II уровень (карточка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"
План-конспект урока русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...
Презентация к плану-конспекту урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"
Презентация к конспекту урока русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...
План - конспект урока русского языка на тему "Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс
quot;Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс...
Конспект урока русского языка на тему "Что такое родственные слова"
Научить оучающихся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи....
Конспект урока русского языка по теме «Что такое окончание?».
Конспект урока русского языка по теме «Что такое окончание?». УМК «Школа России». 2 класс...
Конспект урока Русский язык по теме: "Что такое предложение" (УМК "Школа России" , 2 класс, 1 часть)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о предложении; формирование умений находить предложение; употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения, составлять пре...
Конспект урока русского языка на тему "Что такое основа слова?"
Формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов....