Викторина "Люби и знай родной язык"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Викторина "Люби и знай родной язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_lyubi_i_znay_rodnoy_yazyk.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку
в начальных классах.

Тема: Люби и знай родной язык.

Тип урока: урок закрепление знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Образовательные:

  • работать над умением учащихся соблюдать орфоэпические нормы языка;
  • развивать навык грамотной и красивой речи;
  • формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку;
  • повышать культуру речи учащихся;

2. Воспитательные:

  • воспитывать чувство интереса к русскому языку;
  • активизация познавательной деятельности;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ;

3. Развивающие:

  • работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса;
  • тренировать память и внимание.

Оборудование:

  • слайды презентации, экран, карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в парах.

Ход мероприятия

Организационный момент

Дети поделены на две команды. Название команд. Почему так назвали свои команды. (За представление команды 1 жетон) Команда «Точки»

Мы точки, точки, точки!

Без нас вам не прожить!

Стоим в конце всегда мы,

А ……..

Команда «Тире»

Без тире нет азбуки Морзе!

Без тире не прожить никому!

Ведь тире – незаметный отрезок,

А ….

Ученик: Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Сначала все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

Ученик: Все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальный, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать. Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? Мы можем услышать эскимосов говорящих на алеутском языке. Якутов на якутском и удмуртов на удмуртском языке, бурятский язык и дагестанцев говорящих на 4 литературных языках и других. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

Учитель: Большинство людей сегодня общаются на русском.

- Согласно имеющимся данным за последнее десятилетие число русскоговорящих на планете сократилось почти на 300 миллионов человек.

- А почему это происходит? (Ответы детей)

Учитель: Россия празднует день русского языка 6 июня.

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку, чтобы наш язык жил как можно дольше среди людей и не исчезал.

Учитель: История языка очень богата, а как появился он, узнаем из древа языков.

-Родственными являются языки, которые исторически восходят
к одному языку – предку –
праязыку . Условно называют праславянским языком.

-Основа для русского языка это азбука. Мы с вами ходили в музей политической истории России на Музейно-педагогические занятия «Где учился Филипок», «В старой гимназии».

-Что узнали о древнерусской азбуке? (Она отличается от современной азбуки).

-Какие древнерусские буквы вы запомнили из азбуки? (Ответы детей) (Фото)

-Кто создал эту азбуку? (Кирилл и Мефодий).

Раньше на Руси была Азбука, которая имела глубокий зашифрованный смысл, и который со временем урезали и потеряли почти. Из книги В. Синельникова «АЗ БУКИ ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ ДОБРО ЕСТЬ (по одной версии, которая пришла много позже, БУКИ – это БОГИ). Я так это понимаю, переводя на современный язык: Я БОГОВ ВЕДАЮ (ПОЗНАЮ), ГЛАГОЛАЯ (ДЕЛАЯ) ДОБРО ЕСТЬ (ПРОЯВЛЯЯ), или Я ПОЗНАЮ БОГОВ ЧЕРЕЗ ДЕЛАНИЕ ДОБРА!

Игра

Учитель: Условия игры команды зарабатывают жетоны, а по окончанию игры, сколько жетонов столько слов выберут из сундука и должны составить цитату о русском языке. (Кто первый составит фразу, и правильно прочитает, тот и побеждает)

-Сегодня азбука изменилась. А знаете ли вы её, узнаем в следующем задании. (Приложение 1) (Инструкция №1)

Задание: Назови следующую букву в алфавите. Из названных букв назови слово.

(2 жетона за правильное слово и правильное значение)

Ё-Ж-З

-А

А-Б-В

Г-Д-Е

Р-С-Т

Н-М-Н

Щ-Ъ-Ы

З-И-Й

А-Б

С-Т-У

Й-К-Л

-А

Р-С-Т

Л-М-Н

Щ-Ъ-Ы

З-И-Й

Н-О-П

М-Н-О

Р-С-Т

Х-Ц-Ч

С-Т-У

Г-Д-Е

Р-С-Т

Слова: потчует (Угощает),

булатные (Вид стали с видимыми неоднородностями на стальной поверхности, чаще всего в виде узоров),

заветный (Любимый, дорогой, свято хранимый.)

наказ (Приказ, распоряжение, наставление),

дюж (Очень сильный, здоровый, крепкого сложения),

гуж (В упряжи, кожаная глухая петля, укрепленная в хомутных клешнях; гуж обносится поверх оглобли, и в него вставляется нагнетом конец дуги). (Приложение1)

Учитель: Где еще встречаются древнерусские слова? (В русских народных сказках)

-Вам нужно исправить поговорку. Назвать какая из них подходит к сказке. (2 жетона за правильные поговорки и какая подходит к сказке) (Инструкция №2)

Сказка: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Задание для 3-х команд.) (Приложение 2)

Учитель: Вы внимательно посмотрели отрывок из сказки и читали её. Сможете подобрать поговорку к сказке из данных и сказать, почему она подходит. 

Пословицы: (Приложение 3) (Инструкция №2)

-Своя семья – самые верные друзья. Их водой не разольешь.

Учитель: Правильно назвали поговорки. Как вы думаете, все люди говорят, пишут грамотно? (Ответы детей)

-Знают они о том, что грамотно говорят или нет? (Ответы детей) Ученик подготовил стихотворение о своём соседе.

Ученик: Знакомьтесь, как пишет Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…»,

«Закрыт м а г`а з и н на обед…»,

«Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,

«Секёт свеклу…»,

«Пекёт блины…».

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

- П е т`я! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

«П е т`я» обижен на ребят:

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю. Тимянский)

Учитель: Как бы вы ответили на вопрос мальчика? (Ответы детей)

- Почему нельзя нарушать произносительные нормы? (Ответы детей)

-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно, произносить слова?

-Как думаете, в какой словарь? (Ответы детей)

-Задание проставь правильно ударение. ( Можно применить словарь у каждой команды) (Приложение 4) (Инструкция №3)

Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, щавель, положил.

Учитель: Потом он ещё пожаловался и своему дяде в письме за двойку, полученную по диктанту.

-Задание, прочитайте и исправьте ошибки в письме и посоветуйте, что необходимо выучить ему. ( 2 жетона за исправленные ошибки и название правил, не всё задание 1 жетон) (Приложение 5) (Инструкция №4)

Дядя, прашу тебя, памаги

Тваему племяннику толи,

А то не будет его наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю роботу

Даже несмок прачитать.

Попраси его, дядя, исправить «двойку»

И паставить мне «пятёрку».

Вопрос-ответ.

Учитель: Хорошо вы исправили ошибки, что для этого необходимо знать? (Грамматику русского языка, правила). Мы с вами поиграем в игру (Приложение 9) «Вопрос - ответ» и узнаем, вы всё знаете. За правильный ответ 1 жетон. 

Конкурс капитанов и команды.

Команды играют в игру серединки. (Приложение 8) (Инструкция №5)

С

К

У

Р

П

Е

Т

Ь

Ответ:(Удача.)

Капитанам задание.

Н

З

А

П

Т

А

Д

У

Е

Е

С

Р

Я

Н

Н

К

З

Д

Ь

Л

И

С

У

?

Ответ: Не здесь ли запрятан сундук? (Приложение 6) (Инструкция №6)

- А в сундуке слова для фраз, и сколько монет собрали, столько и слов выдаётся команде. Дети должны составить знаменитые фразы о русском языке.

Крылатые фразы.

(Собрать фразу о русском языке) (Приложение 7)

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

(Куприн Александр Иванович.)

В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(Иван Сергеевич Тургенев)

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

(Константин Георгиевич Паустовский)

Рефлексия.

Учитель: Наш великий язык, родной, могучий. Считаю вас великими людьми! Вы знаете самый богатый неповторимый русский язык.

-Как вы считаете, что нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

-Что удалось …

-Надо ещё поработать …

-Своей работой я …

-Игра для меня показалась …

-За игру я выполнил…

-Мое настроение …

-Проводятся декады, игры между классами.

-Скажите по фотографиям, какие вы задания выполняли?

Команда «Точки»

Мы точки, точки, точки!

Без нас вам не прожить!

Стоим в конце всегда мы.

Команда «Тире»

Без тире нет азбуки Морзе! Без тире не прожить никому!

Ведь тире – незаметный отрезок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край».

Раздел III. РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ.Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край»....

Люби и знай родной свой край.

Игра-путешествие для младших школьников....

Урок окружающего мира в 4 классе "Я знаю родной край" (итоговый)

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний.  Данный урок («Я знаю родной край»)  является заключительным в разделе «Родной к...

Час родного языка. Викторина "Люби и знай русский язык".

Викторина - соревнование на знание русского  языка.Способствует прочному и сознательному усвоению материала, изученного на уроках, воспитывает  любовь к предмету и родному языку. Может...

Люби и знай родную природу

Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая чувствам природа, это природа тех мест, где мы родились. Надо любить и ценить ту красоту, которую дарит нам природа, особенно если эт...

Люби и знай родной язык.

21 февраля день русского языка...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"...