Викторина "Люби и знай родной язык"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Викторина "Люби и знай родной язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_lyubi_i_znay_rodnoy_yazyk.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по русскому языку
в начальных классах.
Тема: Люби и знай родной язык.
Тип урока: урок закрепление знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные:
- работать над умением учащихся соблюдать орфоэпические нормы языка;
- развивать навык грамотной и красивой речи;
- формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку;
- повышать культуру речи учащихся;
2. Воспитательные:
- воспитывать чувство интереса к русскому языку;
- активизация познавательной деятельности;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ;
3. Развивающие:
- работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса;
- тренировать память и внимание.
Оборудование:
- слайды презентации, экран, карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в парах.
Ход мероприятия
Организационный момент
Дети поделены на две команды. Название команд. Почему так назвали свои команды. (За представление команды 1 жетон) Команда «Точки»
Мы точки, точки, точки!
Без нас вам не прожить!
Стоим в конце всегда мы,
А ……..
Команда «Тире»
Без тире нет азбуки Морзе!
Без тире не прожить никому!
Ведь тире – незаметный отрезок,
А ….
Ученик: Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Сначала все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)
Ученик: Все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальный, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать. Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? Мы можем услышать эскимосов говорящих на алеутском языке. Якутов на якутском и удмуртов на удмуртском языке, бурятский язык и дагестанцев говорящих на 4 литературных языках и других. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
Учитель: Большинство людей сегодня общаются на русском.
- Согласно имеющимся данным за последнее десятилетие число русскоговорящих на планете сократилось почти на 300 миллионов человек.
- А почему это происходит? (Ответы детей)
Учитель: Россия празднует день русского языка 6 июня.
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку, чтобы наш язык жил как можно дольше среди людей и не исчезал.
Учитель: История языка очень богата, а как появился он, узнаем из древа языков.
-Родственными являются языки, которые исторически восходят
к одному языку – предку – праязыку . Условно называют праславянским языком.
-Основа для русского языка это азбука. Мы с вами ходили в музей политической истории России на Музейно-педагогические занятия «Где учился Филипок», «В старой гимназии».
-Что узнали о древнерусской азбуке? (Она отличается от современной азбуки).
-Какие древнерусские буквы вы запомнили из азбуки? (Ответы детей) (Фото)
-Кто создал эту азбуку? (Кирилл и Мефодий).
Раньше на Руси была Азбука, которая имела глубокий зашифрованный смысл, и который со временем урезали и потеряли почти. Из книги В. Синельникова «АЗ БУКИ ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ ДОБРО ЕСТЬ (по одной версии, которая пришла много позже, БУКИ – это БОГИ). Я так это понимаю, переводя на современный язык: Я БОГОВ ВЕДАЮ (ПОЗНАЮ), ГЛАГОЛАЯ (ДЕЛАЯ) ДОБРО ЕСТЬ (ПРОЯВЛЯЯ), или Я ПОЗНАЮ БОГОВ ЧЕРЕЗ ДЕЛАНИЕ ДОБРА!
Игра
Учитель: Условия игры команды зарабатывают жетоны, а по окончанию игры, сколько жетонов столько слов выберут из сундука и должны составить цитату о русском языке. (Кто первый составит фразу, и правильно прочитает, тот и побеждает)
-Сегодня азбука изменилась. А знаете ли вы её, узнаем в следующем задании. (Приложение 1) (Инструкция №1)
Задание: Назови следующую букву в алфавите. Из названных букв назови слово.
(2 жетона за правильное слово и правильное значение)
Ё-Ж-З
-А
А-Б-В
Г-Д-Е
Р-С-Т
Н-М-Н
Щ-Ъ-Ы
З-И-Й
А-Б
С-Т-У
Й-К-Л
-А
Р-С-Т
Л-М-Н
Щ-Ъ-Ы
З-И-Й
Н-О-П
М-Н-О
Р-С-Т
Х-Ц-Ч
С-Т-У
Г-Д-Е
Р-С-Т
Слова: потчует (Угощает),
булатные (Вид стали с видимыми неоднородностями на стальной поверхности, чаще всего в виде узоров),
заветный (Любимый, дорогой, свято хранимый.)
наказ (Приказ, распоряжение, наставление),
дюж (Очень сильный, здоровый, крепкого сложения),
гуж (В упряжи, кожаная глухая петля, укрепленная в хомутных клешнях; гуж обносится поверх оглобли, и в него вставляется нагнетом конец дуги). (Приложение1)
Учитель: Где еще встречаются древнерусские слова? (В русских народных сказках)
-Вам нужно исправить поговорку. Назвать какая из них подходит к сказке. (2 жетона за правильные поговорки и какая подходит к сказке) (Инструкция №2)
Сказка: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Задание для 3-х команд.) (Приложение 2)
Учитель: Вы внимательно посмотрели отрывок из сказки и читали её. Сможете подобрать поговорку к сказке из данных и сказать, почему она подходит.
Пословицы: (Приложение 3) (Инструкция №2)
-Своя семья – самые верные друзья. Их водой не разольешь.
Учитель: Правильно назвали поговорки. Как вы думаете, все люди говорят, пишут грамотно? (Ответы детей)
-Знают они о том, что грамотно говорят или нет? (Ответы детей) Ученик подготовил стихотворение о своём соседе.
Ученик: Знакомьтесь, как пишет Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор входит в кабинет…»,
«Закрыт м а г`а з и н на обед…»,
«Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,
«Секёт свеклу…»,
«Пекёт блины…».
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал, не шутя:
Пусть и его зовут П е т`я.
- П е т`я! – несётся со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, П е т`я,
Ведь ты большой, а он дитя!
«П е т`я» обижен на ребят:
- Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю. Тимянский)
Учитель: Как бы вы ответили на вопрос мальчика? (Ответы детей)
- Почему нельзя нарушать произносительные нормы? (Ответы детей)
-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно, произносить слова?
-Как думаете, в какой словарь? (Ответы детей)
-Задание проставь правильно ударение. ( Можно применить словарь у каждой команды) (Приложение 4) (Инструкция №3)
Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, щавель, положил.
Учитель: Потом он ещё пожаловался и своему дяде в письме за двойку, полученную по диктанту.
-Задание, прочитайте и исправьте ошибки в письме и посоветуйте, что необходимо выучить ему. ( 2 жетона за исправленные ошибки и название правил, не всё задание 1 жетон) (Приложение 5) (Инструкция №4)
Дядя, прашу тебя, памаги
Тваему племяннику толи,
А то не будет его наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю роботу
Даже несмок прачитать.
Попраси его, дядя, исправить «двойку»
И паставить мне «пятёрку».
Вопрос-ответ.
Учитель: Хорошо вы исправили ошибки, что для этого необходимо знать? (Грамматику русского языка, правила). Мы с вами поиграем в игру (Приложение 9) «Вопрос - ответ» и узнаем, вы всё знаете. За правильный ответ 1 жетон.
Конкурс капитанов и команды.
Команды играют в игру серединки. (Приложение 8) (Инструкция №5)
С | К |
П | Е | Т | Ь |
Ответ:(Удача.)
Капитанам задание.
Н | З | А | П | Т | А | Д | У |
Е | Е | С | Р | Я | Н | Н | К |
З | Д | Ь | Л | И | С | У | ? |
Ответ: Не здесь ли запрятан сундук? (Приложение 6) (Инструкция №6)
- А в сундуке слова для фраз, и сколько монет собрали, столько и слов выдаётся команде. Дети должны составить знаменитые фразы о русском языке.
Крылатые фразы.
(Собрать фразу о русском языке) (Приложение 7)
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
(Куприн Александр Иванович.)
В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(Иван Сергеевич Тургенев)
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
(Константин Георгиевич Паустовский)
Рефлексия.
Учитель: Наш великий язык, родной, могучий. Считаю вас великими людьми! Вы знаете самый богатый неповторимый русский язык.
-Как вы считаете, что нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
-Что удалось …
-Надо ещё поработать …
-Своей работой я …
-Игра для меня показалась …
-За игру я выполнил…
-Мое настроение …
-Проводятся декады, игры между классами.
-Скажите по фотографиям, какие вы задания выполняли?
Команда «Точки»
Мы точки, точки, точки!
Без нас вам не прожить!
Стоим в конце всегда мы.
Команда «Тире»
Без тире нет азбуки Морзе! Без тире не прожить никому!
Ведь тире – незаметный отрезок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край».
Раздел III. РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ.Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край»....
Люби и знай родной свой край.
Игра-путешествие для младших школьников....
Урок окружающего мира в 4 классе "Я знаю родной край" (итоговый)
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний. Данный урок («Я знаю родной край») является заключительным в разделе «Родной к...
Час родного языка. Викторина "Люби и знай русский язык".
Викторина - соревнование на знание русского языка.Способствует прочному и сознательному усвоению материала, изученного на уроках, воспитывает любовь к предмету и родному языку. Может...
Люби и знай родную природу
Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая чувствам природа, это природа тех мест, где мы родились. Надо любить и ценить ту красоту, которую дарит нам природа, особенно если эт...
Люби и знай родной язык.
21 февраля день русского языка...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"...