Работа над лексическим значением слова на уроках русского языка и литературного чтения
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс)

Овчинникова Любовь Владимировна

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

 Д. С. Лихачёв

   Цель данной работы – помочь учителю увидеть новые пути в реализации названной задачи и дать практический материал, способствующий расширению и обогащению словаря учащихся, и, на основе этого, развитию и обогащению их речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над лексическим значением слова на уроках          русского языка и литературного чтения

 

      «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

                                                           Д. С. Лихачёв

 Развитие речи – одна из важнейших задач начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить, поскольку мышление и речь развиваются, взаимно обусловливая друг друга, в самой тесной связи. В системе работы по русскому языку необходимы специальные уроки по развитию речи, на которых следует учить детей писать изложения, сочинения, а также систематически проводить словарную работу.

  Работа по развитию речи, которая является основой и целью по овладению языком, заключается в работе:

         1) над правильным произношением звуков и слов;

        2) над словом, т.е. над увеличением запаса слов, значение которых ребёнок понимает и которые сознательно употребляет в правильной грамматической форме в своей речи;

        3) над предложением, т.е. над выработкой умения правильно строить предложение для точного выражения мысли;

        4) над связной речью, т.е. над связным изложением своих мыслей о чём-либо;

        5) над орфографией, как особым речевым навыком, отражающим на письме устную речь.

  Выражение мысли вне слов и вне грамматических форм предложения невозможно, поэтому, кроме работы над предложением, над словом, звуком и связной речью, никакие другие формы работы по развитию речи не существуют.

  Работа над словарём детей – это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сумеет построить предложения, не сумеет выразить свою мысль. Словарный состав отражает состояние языка: чем богаче и разностороннее словарный состав, тем богаче и развитее язык.  Работа над словарём должна состоять в уточнении словаря и в его обогащении и активизации. Надо учить детей правильно строить речь, т.е. выбирать слова, точно выражающие понятия и представления, способствующие яркости и живости изображения. Необходимо развивать в детях вкус и чутьё к художественному, яркому  слову.  Базой для этого должна быть грамматически правильная речь.

  Работа над словарём должна состоять:

- в уточнении словаря;

- в обогащении и активизации словаря.

  Работу над словарём нельзя сводить к одному словотолкованию, нужно прививать детям любовь к языку, научить понимать образность  речи. Словарную работу необходимо проводить не от случая к случаю, а в системе. Не следует увлекаться задачей накопления слов: нужно следить, чтобы слова были хорошо поняты, и чтобы школьники научились свободно употреблять их в речи. Нужно учить детей находить для выражения своих мыслей и чувств наиболее точные и яркие слова, показывать непригодность некоторых из выбранных слов, необходимость замены их другими.

  Наши дети чутки и к красотам природы, и к яркому, меткому, правдивому слову. Они сами будут находить нужные слова, если учитель будет осторожно их к этому побуждать, не навязывая им тех или иных слов в обязательном порядке.

   Цель данной работы – помочь учителю увидеть новые пути в реализации названной задачи и дать практический материал, способствующий расширению и обогащению словаря учащихся, и, на основе этого, развитию и обогащению их речи.

        

                                    Разновидности речевых недостатков

       Большую группу речевых погрешностей составляют недочеты, вызванные неумением пользоваться в практике общения языковыми средствами, неумение включить слово в словосочетание, а через него в предложение с учетом оттенков значений, особенностей употребления; неумение расставить слова в предложении так, чтобы они правильно передавали заключенную в них мысль; неумение выбрать языковые средства с учетом требований контекста и т.д.  Все это погрешности, связанные с нарушением правильности речевых норм. Основные разновидности речевых недостатков:

 

  1. Неправильное использование слова.

« Обратно пошел дождь».

« На полях появились молодые восходы ржи и пшеницы».

« Слон не боялся наказов».

  1. Неудачный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости.

       « В голове у него метнулась мысль».

       « Еж смотался в клубок».

       « Девочка бросила в клетку снежный клубок».

       « Ребята строят снежную бабу».

       « Я люблю ездить на лыжах».

  1. Неудачное употребление местоимений.

« На столе лежала шляпа. Он заметил, что одна муха села на шляпу»,

« Они кричат, плачут. Мать кормит их молоком. Когда они подрастут, у них откроются глаза. Мать научит их добывать себе пищу».

  1.   Неудачный порядок слов.

« Жучка помогала рыть снег лапами и мордой людям».

« Я достала и стала читать из тумбочки книгу».

  1.  Смешение видов и времен глагола.

« Кот ел мышей, птиц, разоряет гнезда».

« Люба собирает ромашки, а потом плела венок».

« Костя сидел у окна и смотрит на птичку».

« Мы с сестрой моем собачку и кормили по очереди».

« Заяц забрался на ветку и сидел».

« Лебедь последний раз взмахнул крыльями и падал».

     

  1. Употребление лишнего слова (плеоназм).

Этот недочет связан с избыточностью в использовании языковых средств.  Как правило, причина недочета – в непонимании   или в недопонимании значения слова.

« Река замерзла льдом».

« Небо покрылось синей голубизной».

« Однажды раз Мишке попало в глаза мыло».

« Одному из первоклассников выпала почетная честь дать звонок».

« В школу пришла радостная радость».

« Синичка полетела за новыми новостями».

     

  1. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология).

« Осенью сажают саженцы деревьев».

« Нападающие игроки нападают смело, решительно».

« Журка стала своим острым клювом клевать Вову в лоб».

« Вот какие со мной случаются случаи».

   Недостатком этих предложений является назойливое повторение корня в близко расположенных словах. Это проявление бедности речи, ее однообразия.

  1. Повтор слова.

Повтор слова – это недочет, являющийся еще более ярким, чем предыдущий, проявлением лексической бедности речи.

« Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке».

« Охотник зашел к дедушке и остался у дедушки ночевать».

 « Был солнечный день. День был теплый».

   

  1. Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций.

Отрывок из детского сочинения: « Мы пошли в парк на экскурсию. День был солнечный, небо было нежно – голубое. Ветерок был теплый, нежный. Трава была салатная…»

На первый взгляд может показаться, что бедность этого отрывка связана с наличием лексического повтора (слова был). Однако это не так. Если его убрать, впечатление от текста почти не изменится. Бедность вызвана синтаксическим однообразием. Обращает на себя внимание одинаковость конструкции – они двусоставны, не распространены, с подлежащим, выраженным существительным, на первом месте и сказуемом с прилагательным в именной части на втором.

  1. Нарушение стиля высказывания.

« Маресьеву помогают товарищи по госпиталю в лице комиссара».

Оборот в лице такого-то уместен в официально-деловой, канцелярской речи и никак не может быть употреблен в обыденной речи.

« Красиво в парке! Под ногами лежат разные листья: желтые, красные, багряные, и т.д.».

   В этом отрывке неуместна с точки зрения стиля не только его заключительная часть (выражение и так далее), но и вся конструкция, такое присоединение однородных определений к обобщаемому слову. Подобная конструкция была бы уместна в деловом, научном тексте, но нецелесообразна в художественном описании.

« Когда я пришла домой, мамы не было. Я подалась к соседям».

  Просторечное слово податься не уместно в литературной речи. Если в устной разговорной речи оно нежелательно, то в письменной – просто недопустимо.

           

                          Значение слов и словосочетаний.

1.  а) Дайте определение слов: яблоко, озеро, ромашка и т. д.

     б) Любому слову за 30 секунд нужно дать определение, чтобы другие поняли.

2. Укажите, чего не хватает в определении слов.

     Например: Сапог – это обувь…

(которую носят, когда идёт дождь).

3. Игра «Пять вопросов».

Ученик загадывает слово, остальные дети задают вопросы о значении этого слова. Ответы могут быть: «да»,  «нет»,  «не знаю».

4.Среди нескольких определений найди правильное:

а) Например: храбрый

* Человек, который делает добрые дела;

* Человек, который не плачет, когда ему больно;

* Это смелый и мужественный человек.

б) велосипед

* У кого есть руль, педали, колёса;

* Это то, на чём ездят;

* Любимая игра многих детей;

* Это двух- или трёхколёсное средство передвижения, без мотора, с педалями.

5. Лексическое значение какого слова  разъясняется?

- Дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья. ( Аллея)

- Сильная метель, снежная буря. (Вьюга)

- Пустота в стволе дерева. (Дупло) и т. д.

6. Исправь ошибки.

* Ус хорошо, а два – лучше. (Ум хорошо, а два – лучше.)

* Трус кормит, а петь портит. ( Труд кормит, а лень портит.)

* От бобра бобра не ищут.  (От добра  добра не ищут.)

7. Замени словосочетания одним словом:

* Проливной дождь - …. (ливень)

* Быстро бежать – …. (мчаться)

* Задать вопрос – …..(спросить)

* Бросить взгляд – …. (посмотреть)

* Чувствовать себя неловко – …. (смущаться)

* Перемывать косточки – …..(сплетничать)

8.  Подбери ко всем словам каждой группы одно имя прилагательное, подходящее им по значению:

* Слон, океан, чай    (Индийский)

* Утро, человек, осень (Хмурый)

* Хлеб, воздух, газета   (Свежий)

* Крапива, брюнет, перец   (Жгучий)

* Совесть, руки, небо  (Чистый)  и т. д.

9. Скажи по-другому:

Табун гусей – ……(Стая, клин)

Стая овец -….. (Отара)

Табун верблюдов – (Караван) и т.д.

10. Составь предложения со словами  вести и везти

Например: 1. Вести ребёнка за руку.

                       Вести хозяйство.

                       Вести автомобиль.

                     2.Везти больного в больницу.

              Везти почту.

11. Угадай пословицу.

          1.В какой пословице говорится о математическом действии в условиях животного мира в определенных пределах времени? ( Цыплят по осени считают.)

          2.Угадай, о чем идет речь. Четвероногий друг издает  лающий звук на гражданина, проходящего мимо. (Собака лает на прохожего).

                                 Синонимы

1.Расположить слова по возрастающей или убывающей степени какого-то признака.

а) Дождь, ливень, дождичек, морось

б) Крохотный, маленький, огромный, гигантский, большой.

2. Выбор одного из данных близких по смыслу слов.

а) Небо (закрыло, заволокло) тучами.

б) Наступило (жаркое, знойное, тёплое, горячее) лето.

3. Замена  слов синонимами в предложении.

           а) Читал интересную (увлекательную,  захватывающую) книгу.

           б) Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлёпнулся).

4.Выбор и группировка слов, близких по значению. Из данного списка слов выбрать две группы близких по смыслу слов, найти лишнее.

Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит.

5. Каким из слов в скобках можно заменить в предложении подчёркнутые слова.

а) Студёный ключ журчит в овраге (прозрачный, холодный, быстрый).

б) Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное).

в) Быстрая  белочка перепрыгивала с ветки на ветку (маленькая, проворная, весёлая).

6. Замени прилагательные в словосочетаниях синонимами.

Бесстрашный лётчик – …

смышленый ученик – …

пасмурная погода – …

занимательный рассказ – …

7. Замени прилагательные другими, близкими по значению словами с приставкой без- или бес-

Ясное небо – …..(безоблачное)

правильный ответ – ……

жестокий враг – …..

тихая погода – …..

смелый человек – ….

тревожный сон – …

прозрачная жидкость – ….

8. Подбери к данному слову из таблицы синонимы.

Родина

событие

случай                    

буран

греметь

активный

грохотать                  

Отечество

пурга

родник

ключ

деятельный                        

метель

рокотать

громыхать

Отчизна

источник

энергичный

вьюга  

происшествие                

9. М. Горький считал, что у слова «хорошо» - 30 синонимов. Попробуй назвать их.

10. Подбери к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово «зима».

        

Работа –  ……(занятие)

         родник – ….. (источник)

холод – …..    (мороз)

            деятельный – ….. (активный)

11.Один из братьев смелый. Назови имена остальных 4 братьев.

(Храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный).

12. Подберите и запишите синонимы к выражениям, используя слова для справок.  

Взялся за ум – …..

повесить нос – ….

вылететь в трубу – …..

зарубить на носу – …..

достать из-под земли – …..

навострить уши – …….

надуть губы – …..

 проглотить язык – …..

пропустить мимо ушей – …..

      Слова для справок: загрустить, прислушаться, замолчать, образумился, запомнить, обидеться, прослушать, найти где угодно, остаться без денег.

13. Отредактируйте текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами.

          а) Мы шли по красивому осеннему лесу. Мы любовались красивыми деревьями. Опавшая листва устилала землю красивыми узорами. Скоро мы вышли к красивому лесному озеру.

б) Белка прыгала по веткам. Белка прыгала с одного дерева на другое. Белка прыгала очень ловко и красиво. Все белки замечательно  умеют прыгать.

               

                      Словарь синонимов

Аккуратный, опрятный, чистый.

Армия, войско, рать.

Аромат, запах, благоухание.

Ароматный, душистый, пахучий.

Бедный, нищий, убогий.

Бежать, мчаться, нестись, лететь.

Беспокойство, волнение, тревога.

Бесстрашный, смелый, отважный, храбрый, лихой, удалой, бравый, неустрашимый. 

Битва, бой, сражение.

Боец, воин, защитник, солдат.

Больной, болезненный, тщедушный,  хворый.

Большой, гигантский, громадный, огромный.

Бояться, пугаться, робеть, страшиться, трусить.

Быстрый, проворный, прыткий, резвый, скорый, стремительный

Весело, радостно, оживлённо.

Взлетать, взмывать, вспархивать, подниматься.

Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей.

Враг, противник, неприятель, недруг.

Выносливый, терпеливый.

Высокий, длинный, долговязый, рослый.

Гнев, бешенство, негодование, ярость.

Горевать, грустить, кручиниться, огорчаться, печалиться, расстраиваться, тужить.

Горячий, жаркий, знойный.

Грусть, печаль.

Глядеть, смотреть, пялиться.

Дело, занятие, работа.

Дети, детвора, ребята.

Дом, здание, изба, хата.

Доктор, врач, лекарь.

Доход, барыш, выгода, прибыль.

Дремучий, глухой, глухой, непроходимый.

Дрожать, трястись, трепетать.

Друг, приятель, товарищ.

Думать, мыслить, размышлять.

Жадный, скупой.

Жаркий, знойный.

Желать, хотеть.

Жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый, лютый.

Забава, развлечение.

Загораться, воспламеняться, вспыхивать, зажигаться.

Задира, драчун, забияка.

Закрывать, замыкать, запирать, затворять.

Застенчивый, несмелый, стеснительный, стыдливый.

Затраты, издержки, расходы.

Заяц, косой, серый.

Знаменитый, известный, прославленный, славный.

Зябнуть, застывать, коченеть, леденеть, мёрзнуть, промёрзнуть, стыть, стынуть.

Идти, семенить, ступать, тащиться, шагать, шествовать.

Известие, весть, новость, сообщение.

Иногда, временами, изредка, подчас, порой.

Интересный, занимательный, захватывающий, увлекательный.

Испугаться, оробеть, содрогнуться, струсить, устрашиться.

Капризничать, привередничать.

Кичиться, важничать, зазнаваться, задаваться, заноситься, чваниться.

Комната, горница, каморка, светёлка, светлица.

Корабль, судно.

Красивый, прекрасный, великолепный, обворожительный, замечательный.

Красный, алый, багровый, багряный, кумачовый, огненный, пунцовый, рубиновый.

Крестьянин, земледелец, пахарь, хлебороб.

Кричать, вопить, орать.

Крутой, обрывистый, отвесный.

Ласковый, мягкий, нежный, приветливый.

Лентяй, лодырь, ленивец.

Ленивый, нерадивый.

Ловкий, изворотливый, проворный, юркий.

Ловушка, западня, капкан.

Ложь, враньё, неправда.

Любить, боготворить, обожать.

Любознательный, пытливый.

Маленький, крохотный, крошечный.

Медведь, косолапый, мишка, топтыгин.

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган.

Множество, бездна, масса, пропасть, тьма, уйма.

Молодой, юный.

Мокрый, влажный, сырой.

Мучить, изводить, истязать, пытать, терзать, тиранить.

Наглый, беззастенчивый, бессовестный, бесстыдный, нахальный, развязный.

Нападение, атака, набег, налёт, приступ, штурм.

Недостаток, изъян, дефект, недочёт, порок.

Независимый, самостоятельный, свободный.

Некрасивый, безобразный, страшный, уродливый.

Ненастный, непогожий, пасмурный, хмурый.

Несчастный, бедный, горемычный.

Неуклюжий, мешковатый, неловкий, нескладный.

Обеднеть, обнищать, разориться.

Оберегать, беречь, охранять, хранить.

Огонь, пламя.

Одежда, костюм, наряд, платье, туалет, убранство.

Откровенный, искренний, прямодушный, прямой, чистосердечный.

Очень, весьма, крайне, чрезвычайно.

Ошибка, оплошность, промах, просчёт.

Перерыв, пауза, остановка, передышка, перемена.

Печаль, боль, горе,  горесть, грусть, кручина, скорбь, тоска.

Пища, еда, питание, провизия, корм.

Плакать, реветь, рыдать, хныкать.

Плата, вознаграждение, награда.

Плохо, дурно, неудовлетворительно, скверно, худо.

Победить, одолеть, побороть, разбить, сломить.

Позволять, разрешать.

Покорять, порабощать.

Посылать, отправлять.

Похвала, одобрение, хвала.

Правда, истина.

Предсказывать, предвещать, пророчить.

Препятствие, помеха, преграда.

Приказ, команда, повеление, предписание, распоряжение, указание.

Просить, клянчить, умолять.

Простой, бесхитростный, скромный.

Прохлада, свежесть, холодок.

Прочный, крепкий, надёжный, устойчивый.

Прощать, извинять.

Прыгать, скакать, резвиться.

Птичка, птаха, пичуга, пичужка.

Пугать, грозить, стращать.

Путешественник, странник, турист.

Работа, дело, занятие, служба, труд.

Радоваться, веселиться, торжествовать.

Разборчивый, капризный, привередливый, прихотливый.

Развлекать, веселить, забавлять, тешить.

Разговаривать, беседовать, болтать, толковать.

Разговорчивый, болтливый, словоохотливый.

Разрешать, позволять.

Разрушать, громить, крушить, ломать, рушить.

Робкий, боязливый, несмелый, трусливый.

Родина, Отечество, Отчизна.

Родник, источник, ключ.

Свобода, воля, независимость.

Сильный, могучий, мощный.

Скрывать, таить, прятать.

Скучный, печальный, тоскливый.

Слабый, бессильный.

Случай, происшествие.

Слушаться, повиноваться, подчиняться, покоряться.

Смелый, безбоязненный, бесстрашный, лихой, неустрашимый, отважный, удалой, храбрый.

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный.

Смеяться, гоготать, хихикать, хохотать.

Смотреть, взирать, глядеть.

Спасибо, благодарствую,  благодарю.

Спасти, вызволить, выручить, избавить.

Спокойный, мирный, смирный, тихий.

Старательный, прилежный, усердный.

Старый, давний, древний, дряхлый, старинный.

Страдать, маяться, мучиться, томиться.

Страх, боязнь, испуг, ужас.

Страшный, ужасный, жуткий, леденящий.

Стыд, позор, срам.

Тайный, потайной, секретный, скрытный.

Танцевать, двигаться, плясать.

Темнота, мрак, мгла, потёмки.

Тихий, безмолвный, бесшумный.

Тревожить, беспокоить, волновать.

Тропинка, дорожка, стёжка.

Тюрьма, застенок, каземат, острог, темница.

Тяжёлый, грузный, увесистый.

Тянуть, волочить, тащить.

Тушить, гасить.

Удалить, избавиться, искоренить, истребить, убрать, уничтожить. 

Угасать, затухать.

Угостить, потчевать.

Удивительный, волшебный, изумительный, поразительный, сказочный, невиданный, необычный.

Ужасный, страшный, жуткий, леденящий.

Ум, разум, рассудок.

Умный, понятливый, разумный, смекалистый, смышлёный, толковый.

Употреблять, использовать, пользоваться, применять.

Усердный, прилежный, старательный.

Устать, измучиться, умориться, утомиться.

Ухаживать, заботиться, присматривать.

Фантазия, воображение, выдумка.

Фортуна, удача, везение.

Хвалить, одобрять.

Хвастаться, хвалиться.

Хижина, лачуга, развалюха, хибара.

Хитрый, лукавый.

Холод, мороз, стужа.

Хотеть, желать.

Худой, поджарый, сухопарый, тощий, худощавый, щуплый..

Цепи, кандалы, оковы.

Шалить, баловаться, озорничать, проказничать.

Энергичный, активный, деятельный.

Юность, молодость.

Яд, отрава.

Яркий, блестящий, приметный, явный, ясный, явственный.

Ясность, четкость, определенность, отчетливость, светлость, прозрачность, внятность, выразительность. 

Яство,  еда, трапеза, пища, снедь, кушанье, блюдо.

                               

Антонимы

1. Группировка антонимов по парам.

Выпиши пары слов с противоположным значением: холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, чёрный, старый, острый.

2. Подбор антонимов к словам, выступающих в разных значениях.

              Свежий хлеб – ……(чёрствый)

              свежий ветер – ….. (тёплый)

              свежие яблоки –…..(сушёные)

              старый дом –….(новый)

              старый человек–….(молодой)

3.Замена антонимов в предложении.

        а) Пустой  колос лёгок,  он стоит прямо.    (Полный колос тяжёл, он гнётся к земле).

        б) Наступила холодная снежная зима.        (Прошло жаркое цветущее лето).

        в) Весной птицы летят с юга на север.        (Осенью птицы летят с севера на юг).

4.Найди ошибки в сравнении и исправь.

        а) На тарелке лежало два яблока: одно – зелёное, а другое кислое.

        б) У меня собака большая и умная, а у тебя некрасивая.

5. Дополнение предложения словами с противоположным значением.

        а) В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике…. (тепло и спокойно).

        б) На юге нашей страны уже цветут сады, а на .......(севере ещё свищут метели).

        в) Солнце только что село. В поле ещё светло, но в ….(лесу уже сумрачно).

6. Вставь недостающие антонимы.

         а) Сумел завязать, сумей и ….. ( развязать).

         б) Чем зря кричать, лучше ….. (помолчать).

         в)  Декабрь год кончает, а зиму ……(начинает).

         г)  Лучше знать мало, но хорошо, чем .......

         д) Правый берег у реки высокий и крутой, а левый …и ….

         е) Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились ....и .... .

7. Измени рассказ, заменяя подчёркнутые слова словами, противоположными по смыслу.

а) Вечером я с товарищем пошёл к поезду.

б) До станции было далеко.

в) Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно.

г) Пришли мы к станции, а поезд отходит.

д) Как плохо, что мы опоздали.

8. Подбери к данным словам противоположные по смыслу слова так, чтобы из первых букв получилось слово «дом», «умница».

 

Ночь –

Д…

раздеваться –

О…

старый –

М….

Широкий –

твёрдый –

старый –  

скучный –

бесполезный –

неряшливый –

9. Замени слова  в предложении антонимами и узнаешь русскую пословицу.

            С ленью кинешь и крокодила в болото. (Без труда не вынешь и рыбки из пруда).

На улице и крыша мешает. ( В доме и стены помогают).

Безделье лентяя любит.  ( Дело мастера боится).

10. Из данных слов выбери два слова противоположных  по значению.

           а) Постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда.

          б) Любой, некоторый, этот, никакой, какой-нибудь.

          в) Жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.

11. Узнай сказочного героя, заменяя слова антонимами.

Мышь босиком – …..          Кот в сапогах

         Одетый бедняк – ……       Голый король

Дюймовочка – …..              Гулливер

Зелёный платочек  – …..   Красная Шапочка

           Крестьянка под тыквой – …..Принцесса на горошине

Бэби – короткий носок – ….Пэппи – Длинный чулок

 12. Узнай сказку, заменяя слова антонимами. Назови её автора.

            «Рассказ о простой курочке» -  ….. «Сказка о золотом петушке»

«Знайка в Лунной деревне» - ……..   «Незнайка в Солнечном городе»

         «Один из Молоково» - ……  «Трое из Простоквашино»

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» …. «Сказка о мёртвой            царевне и семи богатырях»

«Простой замочек» - «Золотой ключик»

13. Давайте поиграем.

Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам:  сухой, начинать, ветер, рыхлый, трудолюбивый, короткий, свет.

в

л

а

ж

н

ы

й

к

о

н

ч

а

т

ь

з

а

т

и

ш

ь

е

п

л

о

т

н

ы

й

л

е

н

и

в

ы

й

д

л

и

н

н

ы

й

т

е

м

н

о

т

а

Найдите спрятанное в таблице новое слово.

Спрятанное слово – антоним.

                 Словарь антонимов

Аккуратный – неряшливый                    Падать – подниматься

Активный – пассивный        Плюс – минус

Белый – чёрный        Поднимать – опускать

Бледнеть - краснеть        Полезный – вредный

Бледный – румяный        Полный – пустой

Близкий – далёкий        Помогать – мешать

Богач – бедняк        Правда – ложь

Большой –  маленький        Прибыль – убыток

Быстрый – медленный        Прямой – кривой

Великан – карлик        Радость – грусть, печаль

Весёлый – грустный        Родина – чужбина

Высокий – низкий        Рождаться – умирать

Горький – сладкий        Свет – тьма

Грубый – нежный        Свобода – рабство

День – ночь        Сильный – слабый

Добро – зло        Смелый – трусливый, робкий

Дорогой – дешёвый        Смеяться – плакать

Друг – враг        Сухой – мокрый

Жар – холод        Толстый – тонкий

Здоровый – больной        Умный – глупый

Зима – лето        Успех – неудача

Красивый – уродливый        Честный – подлый

Лёгкий – трудный        Чистый – грязный

Ложиться – вставать        Хвалить – ругать, бранить

Любить – ненавидеть        Хороший – плохой

Мир – война        Хохотать – рыдать

Молодой – старый        Широкий – узкий

Мягкий – твёрдый        Щедрый – скупой

Нельзя – можно        Юг – север

Новый – старый        Юноша – старик

Острый - тупой        Яркий - тусклый

                   Многозначные слова

1.Составь словосочетания с данными словами.

          Сложил (числа, кубики, песню).

Замени слово «сложил»  сходным по смыслу (собрал, прибавил, сочинил).

2. Соедините слово «верный» с существительными «ответ», «друг». Какое из слов: «надёжный, преданный, точный, правильный» подходит к получившимся словосочетаниям.

3. Определи многозначные слова.

а) К вечеру температура снизилась.

б) Самолёт снизился и пошёл на посадку.

в) Ученик снизил успеваемость.

4. У портнихи иглы……

    У ели иглы……..

(острые, колючие, зелёные, пахучие, стальные)

Какие признаки общие у всех игл.

5. В каком значении употреблены выделенные слова.

Это красная страница

Площадь Красная на ней.

Красный шёлк над ней струится,

Ярче праздничных огней.

6. Подбери к каждому значению «сырой» близкие по значению слова.

               влажный, мокрый

  Сырой

                       не варёный, не жареный, не печёный

                Слова с переносным значением

1. Сравни предложения. В каком из них выделенные слова употреблены в прямом значении, а в каком - в переносном.

        а)Девочка плакала, она ушиблась.

           Ёлка плакала сначала от домашнего тепла.

               б) Из последних сил бежит спортсмен.

                     Земля бежит на тысячу вёрст.

2. Найди предложения в которых встречаются слова в переносном значении.

                 а) Дождь прошёл, но землю не промочил.

                 б) Осень раздевает лес, студит воду.

                 в) Над пёстрыми цветами летали пчёлы, жуки, стрекозы.

3. К каждому из слов подобрать по два прилагательных: одно в прямом значении, другое – в переносном.

  Руки, голова, язык, ночь, день, зима.

4. Определи, в каком значении – прямом или переносном – употреблены слова.

   а) Ветер спросил пролетая:

      - От чего ты, рожь, золотая?

       А в ответ колоски шелестят:

       - Золотые руки растят.

        Е. Серова

              б) Золотые руки –

        Руки не из золота.

        Золотые руки

                Не боятся холода.

        В ссадинах, в мозолях руки эти.

        Самые нужные руки на свете.

        В. Коркин

               в) Буду я учиться речи золотой

            У травы весенней, у горы крутой.

            Буду я учиться у ручья весёлого,

                  У зелёных саженцев, ставших новосёлами.

        А. Малышко

5.Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

        Идёт сильный дождь. По улице  медленно идёт человек. Прохожий спрашивает его: «Почему вы идёте так медленно под дождём?» «А зачем спешить, - отвечает он, - впереди идёт такой же сильный дождь».

Омонимы

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность.

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан  в серединке.

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

1. Составь словосочетания с приведёнными ниже омонимами.

                  ровная, гладкая поверхность

       гладь

        вышивка

        принудить кого-то что-нибудь сделать

       заставлять

        загородить, закрыть

        день недели

       среда

        окружающая обстановка, общество

2. Отгадай загадку.

        Вот слово для решения

               В нём отыщите два значения

               Несётся первое к реке,

               Другое щёлкнуло в замке.

               Одно лепечет на поляне,

               Шумит в лесу и на лугу,

        Другое улеглось в кармане

                И там всё время ни гу-гу!        КЛЮЧ

3. Ответь на вопросы.

        Какую строчку не может прочитать ученик? (Строчку, прошитую на швейной машинке).

        Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?

        Какое коромысло умеет летать?

        Какое животное и военный корабль имеют одинаковое название?

               Каким ключом нельзя открыть замок?

        На какой плите не приготовишь обед

                      Фразеологизмы

1. Раскрой смысл выражений, которые называют крылатыми.

          Рукой подать.  (Близко.)

В час по чайной ложке.  (Медленно.)

Морочить голову.   (Обманывать.)

Во весь дух.   (Быстро.)

Склонять по падежам.   (Ругать.)

Засучив рукава.   (Хорошо работать).

Спустя рукава.   (Работать плохо.)

Прикусить язык.   (Замолчать.)

Ни пуха ни пера.   (Пожелать удачи.)

 2.Найди к каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедините их линией.

Сидеть сложа руки.                          Воды в рот набрать.

Держать ухо востро.                         В руки взять.

От рук отбиться.                               Ворон считать.

Кричать во всю ивановскую.                  Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть.                       Не покладая рук.

3. Замени выделенные слова фразеологизмами.

Во время игры будь очень внимателен. – (Гляди в оба.)

Родион – главный помощник учителя. –( Правая рука.)

Новая книга переходила от одного ученика к другому. – ( Из рук в руки.)

Сегодня мы работали на огороде без отдыха. – (Не покладая рук.)

4. Прочитайте пословицы и фразеологический оборот, написанные на доске, вставляя одно из изученных слов.

            Ложка хороша к  . . .        ( обеду )

            Кормить . . .        ( завтраками )

            За . . .  соловей, а после . . .  воробей.        (обедом, обеда )

            Ужин не нужен, был бы . . .        (обед )

            Не будет хлеба, не будет и . . .        (обеда )

            Каков дед, таков и . . .        (обед )

     Разграничьте пословицы и фразеологический оборот.

     Объясните их смысл.

5. Закончите фразеологизмы.

            На одно ( лицо ).                             Тише воды ( ниже травы )

С горем ( пополам ).                    Держать себя (в руках ).

Поминай ( как звали ).                Ни рыба ( ни мясо ).

Ни жив ( ни мертв ).                   Лёгок  ( на помине ).

Калачом ( не заманишь ).

6. С помощью фразеологического словаря объясните смысл одного из фразеологизмов:

           работать спустя рукава, чувствовать себя на седьмом небе, лясы точить, как с гуся вода, белое пятно.

    Работать спустя рукава – рубашки, называемые сорочками, шились из холста и имели длинные рукава. Спустя рукава работать было неудобно, нельзя было хорошо, качественно выполнить работу. Поэтому и нужно было засучивать рукава. Об этом и напоминают нам оба эти выражения.

    Чувствовать себя на седьмом небе – по древним поверьям, именно на седьмом небе находился рай. Выражение означает чувствовать себя как в раю.

    Лясы точить – слово лясы произошло от слова балясины, то есть столбики, на которых держатся перила. Их вытачивали из дерева. Работа была легкая, но однообразная. Выполняя ее, можно было отвлечься на разговоры с товарищами.

    Как с гуся вода – перья у гуся покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода с перьев гуся просто скатывается, не проникая внутрь.

    Белое пятно – раньше на карте на месте неисследованных территорий оставляли белое пятно.

• Расскажите о значении выбранного фразеологизма в современном языке ( когда уместно его употреблять ).

    Работать спустя рукава – работать плохо. Употребляется тогда, когда человек плохо выполняет порученное дело.

    Чувствовать себя на седьмом небе – очень радоваться чему-либо, быть счастливым. Употребляется в том случае, когда человек очень счастлив.

    Лясы точить – болтать. Современное значение: долго болтать.

    Как с гуся вода – равнодушное отношение к замечаниям. Употребляется тогда, когда человек не реагирует на замечания.

    Белое пятно – что-либо незнакомое. Когда человек встречается с чем-либо неизвестным в какой-либо области знаний.

7. Составьте рассказ о дружной работе, используя следующие фразеологизмы: внести предложение, выходной день, привести в порядок, ни свет ни заря, все как один, непочатый край, на каждом шагу, не покладая рук, глаз радуется.

Например:

   ( Ребята нашей школы  любят заниматься спортом. Поэтому школьный спортивный зал все время занят. Поиграть в нем после уроков просто невозможно!

     Однажды на классном собрании Игорь и Петя внесли предложение сделать на пустыре за школой спортивную площадку. В выходной день мы все как один ни свет ни заря собрались около школы. Работы было непочатый край! На каждом шагу валялись сухие ветки, мусор. Мы работали не покладая рук. К вечеру ребята с удовольствием смотрели на результат своей работы. Глаз радовался при виде чистой, выровненной и посыпанной песком площадки. Теперь мы сможем проводить здесь игры и спортивные состязания).

• Чтение и обсуждение составленных рассказов.

8. Прочитайте фразеологические обороты со словом огород:

       Огород городить.

       В огороде бузина, а в Киеве дядька.

Определите значение каждого из них. (1 – совершать поступки, приводящие к сложным результатам, последствиям; 2 – бессмыслица.)

9. Напишите фразеологизмы, из которых видно, что у человека много глаз, ног, лопаток, рук.

    (Во все глаза; поглядеть другими глазами; со всех ног; во все лопатки; из первых рук.)

Паронимы

Паронимы – (греч.para – возле + onyma – имя) – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях.               

Найди ошибки и исправь.

  • Забраться на крышу;          ошибка
  • Рыбный глаз;                       ошибка
  • Пожар  в лесу;
  • Боря одел пальто и шапку;         ошибка
  • Мальчик вошёл на крыльцо.     ошибка

                                    Словарь паронимов

Взобраться (на дерево, на крышу) – забраться (в чащу леса)

Войти (в дом) – взойти (на крыльцо) – зайти (к товарищу)

Выплата (заработной платы) – оплата (труда, проезда)

Гористая (местность) – горная (тропа)

Далёкий (друг) – дальний (лес)

Длинный (канат) – длительный (поиск)

Доверие (к кому-либо; оказать доверие) – доверчивость (черта характера)

Дружный (коллектив) – дружеский (привет)

Жёсткий (матрас) – жестокий (человек)

Злой (черта характера) – злобный (взгляд, окрик)

Каменный (то есть сделанный из камня) – каменистый (усеянный камнями)

Лесистый (край, склон - где много лесов) – лесной (цветок - растущий в лесу; лесная сторона – сплошной лес)

Любопытный (стремится узнать и то, что не следует) – любознательный (стремящийся  к знаниям)

Надеть (что – то; пальто и шапку) – одеть (кого-то; сестрёнку)

Обидный (случай, событие) – обидчивый (черта характера)

Пожар (где-то; в деревне, лесу) – пожарище (выгоревшее место после пожара)

Почётный (приз, место) – почтенный (возраст, человек)

Рыбный (из рыбы, суп) – рыбий (глаз, чешуя)

Скрытый (недостаток)  - скрытный (черта характера)

Соседний (находящийся рядом) – соседский (принадлежащий соседу)

Сытый (кот, человек) – сытный (обед, ужин)

Серебряный (сделанный из серебра) – серебристый (блестящий)

Тяжёлый (камень) – тяжкий (приносящий страдание; вздох, горе)

Литература

1. Волкова Е.В., Константинова Н.Г., Болотова Е.В. Русский язык.1-4 классы: словарная работа на уроке. Эффективная методика. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Кувашова Н.Г. Орфографический словарь для учащихся 1-4 классовс необходимыми пояснениями. – Волгоград: Учитель, 2010.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 2: русский язык, чтение, ИЗО, музыка) Практическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов - на-Дону: Издательство «Учитель», 2002.

4. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5.Лободина Н.В. Фразеологический словарь: пособие для учащихся 1-4 классов. – Волгоград: Учитель, 2011.

     6. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу    «Окружающий мир»:3-4 классы. – М.: ВАКО, 2009.

     7. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе (3-4 класс). Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

     8. Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические недели в начальной школе. 1-2 классы. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

     9. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 4 класс – М.: Росткнига, 2008.

     10. Трушина В.П. Русский язык 4 класс. - Волгоград: Учитель, 2009.

     11. Шаповалова О.А. Русский язык. Фрагменты уроков. – Саратов: Лицей, 2006.

     12. Шульгина В.П. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб. Пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"

Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения

Реферат на тему: "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"...

Консультация для педагогов «Работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения»

Публикуемый материал содержит фактические примеры работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения....

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...

Личный опыт работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.

Представляю обобщение личного опыта по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

"Лексическое значение слова" 2 класс Русский язык

Русский языкТема: Лексическое значение слова. Цель:– формировать умение толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы);– формировать умение узнавать слово по его ле...